Ион Тома
Какая зарплата должна быть у судьи, чтобы он удержался от соблазна брать взятки, и каковы успехи в реформировании юстиции нам рассказал министр юстиции Олег Ефрим.
Господин министр, насколько большой должна быть зарплата у судьи, чтобы он больше не брал взяток?
Судьи должны получать зарплату, которая покрывала бы их нужды. Не следует забывать, что по закону им запрещено заниматься другой деятельностью и заработная плата является их единственным источником дохода. Каким должен быть размер этой зарплаты, сказать трудно.
По поводу зарплаты судей есть определенные рекомендации Совета Министров Совета Европы, согласно которым, минимальная заработная плата судьи должна быть не ниже 3 средних зарплат по стране. Так, если сегодня в Молдове средняя заработная плата по стране составляет немногим больше 3500 тыс. леев, то минимальный размер зарплаты судьи должен быть несколько выше 10.000 леев.
Сколько должен получать судья, чтобы не брать взяток? Я уже говорил и снова повторю, что заработная плата не является достаточным индикатором коррупции. Другими словами, недостаточно установить большую зарплату без того, чтобы не предусмотреть и других мер по борьбе с коррупцией, которые бы повышали ответственность судей. Я имею в виду превентивные меры, а также меры реагирования, санкции за коррупцию. Как я уже упоминал и ранее, научно было доказано, что лишь повышение заработной платы не только не способствует снижению коррупции, но напротив, может привести к увеличению размера взяток.
Насколько предложение о повышении зарплаты судей до десятков тысяч леев является решением для сложившейся в судебной системе страны ситуации?
По инициативе Министерства юстиции, Парламент утвердил ряд мер по борьбе с коррупцией. Они включают в себя установление четкой процедуры отбора судей и оценки их деятельность, полную прозрачность деятельности судов и Высшего совета магистратуры, лишение судей иммунитета за факты коррупции, а также возможность генеральному прокурору расследовать любой случай коррупции без согласия других органов. Также в стадии разработки находятся предложения по борьбе с коррупцией, касающиеся теста на честность, возможность использования полиграфа, проверка имущества и конфискация незаконно приобретенного состояния.
Мы считаем, что эти меры, наряду с повышением заработной платы, являются эффективными способами борьбы с коррупцией.
Мы слышали мнения отдельных юристов, заявлявших, что у нас в три раза больше судей, чем это необходимо. С другой стороны, раньше судьи жаловались на огромный объем работы, который им приходится выполнять из-за недостаточного количества судей. Как же обстоят дела на самом деле?
Не правы ни те, кто говорит, что судей слишком много, ни те, кто утверждает, что количество судей должно быть увеличено. Есть определенные стандарты, установленные исходя из количества населения. Согласно последнему докладу CEPEJ, наша страна вписывается в средние показатели по Европе в этом отношении.
Помимо этого, законодательные изменения, внесенные в последнее время, позволяют занимать должности, зарезервированные для Левобережья, те посты, которые хоть и фигурировали в судебной органиграмме, но фактически не были заняты. Сейчас эти позиции можно будет использовать. Высший совет магистратуры сможет временно передавать эти должности в те инстанции, в которых объем работы больше, чем в среднем по стране. В основном речь идет о судебных инстанциях Кишинева.
Мы имеем дело с парадоксом: с одной стороны, я не доверяю юстиции, а с другой стороны, я обращаюсь в судебные инстанции и не использую альтернативные пути, такие как арбитраж.
|
Сегодня все недовольны судебной системой страны, в том числе и те, кто никогда с ней не соприкасался. Если будет решена проблема взяточничества и правосудия по телефону, сможем ли мы сказать, что Молдова стала правовым государством? И почему?
Люди будут довольны юстицией, когда будут доверять ей. В судебном процессе одна сторона всегда оказывается проигравшей. Трудно представить, чтобы тот, кто проиграл, сказал бы, что свершилось правосудие. В то же время, существует общее восприятие доверия к судебным инстанциям, об их коррумпированности или неподкупности.
Несмотря на то, что люди в основном говорят, что они не доверяют судам, молдаване любят судиться, а количество судебных процессов постоянно растет. Мы фактически имеем дело с парадоксом: с одной стороны, я не доверяю юстиции, а с другой стороны, я обращаюсь в судебные инстанции и не использую альтернативные пути, такие как арбитраж.
Сегодня важно то, что после семи лет неуклонного снижения доверия к правосудию, зарегистрированного Барометром общественного мнения, нам удалось остановить эту тенденцию и даже зафиксировать в мае этого года увеличение на 7% доверия населения к этой системе. Я уверен, что это связано с энергичными мерами, принятыми правительством, в особенности законодательного характера. По мере реализации новых мер, будут появляться все большие результаты, учитывая, что Генеральной прокуратуре, Прокуратуре по борьбе с коррупцией и Национальному центру по борьбе с коррупцией были предоставлены все необходимые инструменты для расследования случаев коррупции. До сих пор эти ведомства заявляли, что они не в состоянии выявлять случаи коррупции в судебной системе из-за отсутствия рычагов. Теперь, когда иммунитета больше не будет, нет больше никаких оправданий для не расследования случаев коррупции в юстиции. Либо эти институты должны выйти и откровенно заявить, что коррупции в судебной системе нет, хотя я думаю, что в таком случае граждане просто напросто посмеются над нами.
На какой стадии находится реализация обещанной реформы, что уже удалось сделать, и что еще предстоит?
У нас есть четкий график, предусмотренный в Стратегии по реформированию сектора юстиции в 2011-2016 гг. и в плане мер по реализации этой стратегии. Мы строго соблюдаем сроки, указанные в этих документах.
На законодательном уровне были приняты очень важные изменения и дополнения. Я имею в виду, прежде всего, те, что касаются упрощения процедур гражданского судопроизводства. Существенные изменения претерпело и уголовное судопроизводство. Другие положения касаются функционирования судебной системы, начиная с создания адекватных условий труда для судей, а именно обеспечения каждого судьи первой инстанции и апелляционных судов секретарем-референтом. Также были уточнены и сокращены полномочия Высшей судебной палаты, с тем, чтобы она стала истинной кассационной инстанцией, то есть рассматривала только законность решений, принятых судьями и апелляционными судами. Было также сокращено количество судей Высшей судебной палаты с 49 до 33. Увеличены зарплаты сотрудникам судебных инстанций. В настоящее время ведется работа над инициативой о повышении заработной платы судей. Не стоит забывать и о тех важных антикоррупционных мерах, о которых я упоминал чуть раньше.
Из-за того, что мы показываем успехи среди стран Восточного партнерства, бюджетная поддержка в 52 млн. евро будет дополнена еще 8 миллионами евро.
|
Много говорилось о крупных суммах, обещанных европейцами на реформирование судебной системы. Не могли бы Вы рассказать нам, сколько денег вы уже получили, и как они были либо будут потрачены?
Суммы, которые были объявлены Европейской комиссией, являются реакцией на утвержденную правительством Стратегию, то есть на тот факт, что у нас есть четкое видение по поводу реформы, которую мы хотим провести в сфере юстиции. Стратегия и план действий были необходимым предварительным условием для получения помощи со стороны Европейской комиссии.
В частности, речь идет о 52 миллионах евро на следующие три года – 2013, 2014, 2015. Эта бюджетная помощь начнет поступать по мере исполнения бюджета 2013 года. Дополнительно, из-за того что мы показываем успехи среди стран Восточного партнерства, на основании политики More for more упомянутая бюджетная поддержка будет дополнена еще 8 миллионами евро. Таким образом, на данный момент мы имеем 60 миллионов евро, обещанных со стороны ЕС.
Помимо этого, ЕС объявил о предоставлении, начиная со следующего года, 10 млн. евро в виде технической помощи для реализации Стратегии реформирования судебной системы. Эти деньги будут предоставлены компаниям, отобранным Европейской комиссией, однако получателем помощи будет Министерство юстиции и структуры сферы правосудия.
Нам также была предоставлена помощь правительства США на сумму около 8 млн. долл. США сроком на 3 года.
Я объявил об огромных суммах, которые будут нам предоставлены. Реализация всей Стратегий до 2016 года оценивается в 124 миллиона евро. Отметим, что примерно половина этой суммы уже обеспечена. Остальные деньги предстоит изыскать на национальном уровне или же через другие формы помощи.
Хорошей новостью является то, что в проекте бюджета на 2013 год, утвержденном в среду Правительством, бюджет юстиции был дополнен примерно на 55%. Таким образом, в следующем году наш бюджет практически удвоится по сравнению с прошлым годом. Фактически, хотелось бы отметить, что никогда еще правосудие не располагало столь большим бюджетом. Таким образом Правительство демонстрирует свое намерение инвестировать в реформу юстиции.