Брайтон-Бич — район Нью-Йорка, расположенный на самом юге Бруклина, на берегу Атлантического океана. Район этот известен как место компактного проживания еврейских иммигрантов из стран бывшего СССР. В марте этого года на Брайтон-Бич впервые состоялось публичное празднование Новруза — персидского нового года.
Торжество посетило множество новых эмигрантов из Узбекистана, Таджикистана и других государств Центральной Азии — бывших советских республик. Событие освещали недавно возникшие СМИ — телеканал Uz TV и радиостанция Uzbegim, работающие для проживающих в США иммигрантов из бывших советских республик Центральной Азии. Режиссером обоих СМИ является 42-летний Ильхом Кеньжибаев, приехавший в Америку 12 лет назад из Узбекистана.
Каждому, кто побывал на празднике, становится понятно: в последние годы Брайтон сильно изменился. Его лицо определяют уже не только одесские бабушки, сидящие на скамейках вдоль набережной. Если раньше район считался местом концентрации русскоязычных еврейских иммигрантов, то теперь он стал гораздо более мультикультурным (хотя, как и прежде, преимущественно русскоязычным).
«Всех нас, и бывших одесситов, и бывших ташкентцев, объединяет русский язык, — говорит Кеньжибаев. — Мы, выходцы из республик Центральной Азии, учили русский в школе, даже если дома говорили на своем языке. Чем мне в первую очередь нравится Брайтон, так это тем, что здесь отовсюду слышна русская речь».
Главными причинами, заставляющими уроженцев Центральной Азии покидать родные места и перебираться за океан, являются чрезвычайно низкий уровень жизни и отсутствие стабильности — явления, увы, знакомые многим обитателям постсоветского пространства не понаслышке. На Брайтоне иммигранты обнаружили маленький мирок — хоть и не идентичный тому, что они покинули, но во многом близкий.
«В советские времена, как вы знаете, власти стремились свести культурные различия между населением разных республик к минимуму. Все мы были, как тогда говорили, “новой общностью” — советским народом. И украинцы, и белорусы, и узбеки, и таджики. Нас объединял русский язык. Потому и в Америке мы потянулись туда, где говорят по-русски», — рассказывает Кеньжибаев.
Старые и новые русскоязычные эмигранты объединены множеством неформальных связей, благодаря членству в которых можно, скажем, найти работу, даже вовсе не зная английский. Кеньжибаев, например, зарабатывает в основном как фотограф и видеооператор на «русских» свадьбах.
Брайтон-Бич стал известен как «маленькая Одесса» к середине 70-х годов, в результате массовой эмиграции из СССР. Эмигранты выезжали по израильской визе, однако многие из них получили возможность поселиться в США. Почти никто из советских эмигрантов не смог привезти с собой ни денег, ни ценностей, поэтому и селились на Брайтон-Бич, привлеченные дешевизной района и его выгодным топографическим расположением.
Расцвету района способствовал экономический коллапс в странах бывшего Советского Союза. В начале 90-х в поисках заработка тысячи бывших советских граждан потянулись в США. Многие выбирали Брайтон-Бич из-за низких цен на жилье. Кроме того, родители стремились к тому, чтобы их дети, выучив английский, не забыли также и русский. В итоге Брайтон превратился в крупнейший в США ареал расселения русскоязычных граждан. Со временем, адаптируясь к американской жизни, молодежь начала покидать Брайтон, имеющий репутацию «русского гетто». В районе остались преимущественно представители старшего поколения.
Именно тогда на Брайтон начали приезжать выходцы из Центральной Азии. Благодаря им район приобрел новое лицо. К блинам, борщу и фаршированной рыбе в меню местных кафе и ресторанов добавились лагман, плов, манты и шурпа. Интересно, что около 30 процентов новоприбывших нашли работу в социальной сфере: ухаживают за местными старожилами одесского происхождения, многие из которых так и не выучили английский и с гораздо большей охотой идут на контакт с теми, кто говорит с ними на одном языке.
«Не только бывшие одесситы, кишиневцы и киевляне живут сегодня на Брайтоне, — рассказывает Ильхом Кеньжибаев. — Здесь обрели свой дом узбеки и киргизы, казахи и таджики. Современный Брайтон-Бич очень напоминает маленький Советский Союз».