Никола Недворов
Операция Дорожной полиции «Белые ночи» продолжает приносить плоды ...в виде «шишек».
Инспекторы ловят не только рядовых нетрезвых водителей, но и тех, кто еще совсем недавно мог избежать ответственности то ли ввиду своего «блатного» статуса, то ли попросту откупившись.
Например, из восемнадцати водителей, пойманных в последних двух рейдах за вождение подшофе, один оказался сотрудником подразделения МВД Antidrog, другой – работником Управления транспортной полиции.
Неделю назад в результате антиалкогольного рейда Дорожная полиция установила нетрезвость одного полицейского и одного из сотрудников Антикоррупционной прокуратуры. Последний, кстати, отказался проходить проверку на месте, то есть, как говорят в народе, «дыхнуть в трубочку», и прошел экспертизу в наркодиспансере. Уровень алкоголя в крови чиновника составил 0,86 промили, что является дозой, характеризующей опьянение высокой степени, при которой выпивоху преследуют уже не в административном, а в уголовном порядке.
Операция «Белые ночи» началась 17 августа. Она проводится по ночам каждые выходные в столице и в северных районах республики. Сначала сообщалось, что операция продлится до середины сентября, потом ― до середины октября. В Управлении дорожной полиции журналисту «Панорамы» поведали, что пока не известно, когда завершится массированная охота на пьяных водителей. Сотрудник управления, который предпочел не называть своего имени, пояснил, что реализовывать операцию в будни и днем, а не только в выходные дни и в ночное время, полиции не позволяет размер рабочих штатов. Сейчас специально борьбой с трезвостью за рулем занимаются 40 инспекторов. Время и место остановки транспортных средств для проверки не сообщается. Например, неделю назад с этой целью полицейские останавливали водителей на Кишиневском виадуке. Тогда во временный «капкан» попали почти 800 автомобилистов. В ходе рейда, который проводился через неделю, их уже вполовину меньше ― 412 человек. Одновременно с проверкой на трезвость инспекторы составляли протоколы тем водителям, у которых передние стекла автомобилей в нарушение законодательства были затонированы. У большинства машин тонировочная пленка со стекол была снята прямо на месте.
По всей видимости, «белые» ночи в совершенно ином смысле пережили многие сотрудники Дорожной полиции ― не на работе, а дома, корпя на учебниками. Недавно большая их часть прошла переаттестацию. Как сообщил нам все тот же источник из управления, в случае провала экзаменов инспектора ждет увольнение без возможности пересдачи. Однако закон не воспрещает ему попытать счастья еще раз и подать документы на соискание свободной вакансии.
Пока же процесс проверки на профпригодность не завершен, и двигать тугой маховик серьезной реформы приходится существующим сотрудникам.
Новый глава Управления дорожной полиции Сергей Дьякону рассказал «Панораме», что облик возглавляемого им ведомства поменялся после того, как он пришел туда с новой концепцией.
― После переаттестации в Дорожной полиции должны остаться только профессионалы, ― сообщил Дьякону. ― Мы организовали курсы специалистов, и с их помощью надеемся в будущем пополнить недостающие кадры. Численность инспекторов существенно не снизится. Планируем оставить около 450 инспекторов вместо прежних 590. Сейчас их зарплата составляет около 3,5 тыс. леев в месяц. Надеюсь, со временем поэтапно она вырастет до 6-7 тыс. леев. Зарплата может подняться примерно на тысячу леев уже с начала будущего года, если парламент примет соответствующий законопроект.
По словам Сергея Дьякону, шаги, предпринимаемые Дорожной полицией, верные, и в качестве примера он примера привел следующие данные: вначале во время проведения операции «Белые ночи» выявляли по 20-25 нетрезвых водителей, теперь ― по 8-10 человек. Это доказывает, что многие водители осознали последствия употребления алкоголя. Главный «гаишник» заверил также, что полиция сосредоточена не только на пьянстве за рулем, но и на борьбе с припаркованными не по правилам транспортными средствами. За один месяц в результате спецоперации в Кишиневе было составлено более 2500 протоколов, связанных со стоянкой в неположенном месте. Это в пять раз больше, чем было до назначения Сергея Дьякону. Изменили ли эти меры положение дел ― судить пешеходам, шагающим, к примеру, по улице Пушкина.
Вряд ли является совпадением тот факт, что реформы в Дорожной полиции стали заметны, что называется, «невооруженным» глазом после посещения Молдовы в конце июня этого года делегацией представителей МВД Грузии. Оттого следует надеяться, что изменения в Дорожной полиции будут действительно революционными и похожими на этапы становления «грузинского чуда». Впрочем, в отношении грузинской полиции уместнее говорить не об «этапах», постепенных изменениях, а о некоем взрыве. Дорожная полиция была одной из самых коррумпированных структур в Грузии, заслуженным символом лихоимства. В 2004 году ее ликвидировали, и три месяца водители не видели на дорогах людей с полосатыми жезлами. Затем набрали новых сотрудников из ранее не работавших не только в Дорожной полиции, но и вообще в правоохранительных органах. В итоге создали Патрульную службу, совмещающую функции обеспечения порядка на дорогах и реагирования на экстренные вызовы. Более чем в десять раз была увеличена средняя зарплата инспекторов ― с $56 до $600-700. По всей стране установили сотни дорожных видеокамер и значительно улучшили общую техническую оснащенность структуры. В итоге, дать «гаишнику» в Грузии взятку сейчас практически невозможно, на что граждане ответили доверием в размере 87%.
Во время визита представителей МВД Грузии премьер-министр Владимир Филат заметил, что Молдова заинтересована в том, чтобы перенять опыт Грузии. Видимо, это означает, что в скором времени в нашей стране к полицейским будут относиться с почтением, а иначе можно будет заключить, что доверять словам премьера вряд ли следует.