Влад Хорошнюк
Министр юстиции Олег Ефрим объяснил понятие «расширенная конфискация», которая может быть применена к имуществу чиновников, если в отечественном Уголовном кодексе появится новый состав преступления «незаконная нажива», предложенный накануне экспертами ведомства.
Министр сообщил, что в действующем законодательстве есть понятие «специальная конфискация», которое оговаривает отчуждение государством объекта правонарушения, или объекта, используемого для совершения преступления (автомобиль, если на нем везли украденное).
Вводимое же понятие расширенная конфискация ссылается на другие виды активов, заработанные при совершении коррупционных действий (дома, счета в банках), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и людьми, отмыванием денег.
– Причем речь идет об организаторах и координаторах подобного бизнеса, – пояснил Ефрим.
Он подчеркнул, что подобная практика применяется в Евросоюзе с принятием Советом Европы рамочного решения, касающегося конфискации имущества и орудий преступления.
По словам министра, этот документ обязателен для всех стран ЕС и такие правила существуют в большинстве его стран. Одной из последних их ввела Румыния.
– Закон принят в апреле 2012 года, но уже есть прецеденты, когда Верховный кассационный суд и Министерство юстиции Румынии санкционировали арест имущества у экс-депутата и бывшего министра, замешанных в уголовных делах по торговле людьми, – рассказал Ефрим.
Молдавскими мздоимцами недовольны и эксперты, которые уверены, что антикоррупционные реформы в Республике Молдова по-прежнему реализуются слабо и не имеют серьезного реального эффекта.
В ежеквартальном отчете "Euromonitor”, представленном во вторник Ассоциацией за демократию через участие (ADEPT) и Независимым аналитическим центром „Expert-Grup”, говорится, что хотя до сих пор были выявлены и наказаны разные случаи коррупции, они совершались преимущественно чиновниками среднего или низшего рангов, а высокопоставленных функционеров среди виновников почти нет.
Директор ADEPT Игорь Боцан заявил в ходе заседания «круглого стола», что процессы в сфере борьбы с коррупцией касаются в основном усовершенствования законодательных рамок путем их гармонизации с международными стандартами и рекомендациями, а также с национальными правовыми норами.
По единодушному мнению экспертов, реформирование Национального антикоррупционного центра было затянуто и не обошлось без излишнего политического влияния. Вместе с тем особенную озабоченность вызывает нефункциональность Национальной антикоррупционной комиссии (НАК) и отсутствие до сих пор механизма проверки деклараций о доходах, собственности и интересах.
Игорь Боцан сожалеет, что тему борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти СМИ поднимают не часто, а само существование этого явления власти пытаются постоянно отрицать.
Олег Ефрим: «подобная практика применяется в Евросоюзе с принятием Советом Европы рамочного решения»