Виталий Андриевский
Надежды значительной части населения, связанные с правящим либерально-демократическим Альянсом, судя по последним опросам, явно не оправдались.
Власть говорит вроде бы правильные вещи, принимает вроде бы хорошие законы, но вот практических позитивных результатов, которые ощутили бы на себе молдавские граждане, все нет и нет.
Да, в «копилку» Альянса (или, вернее сказать, премьера и лидера ЛДПМ Влада Филата) можно записать полученные Молдовой кредиты и гранты. Да, реализованы некоторые инфраструктурные проекты, началось строительство дорог. Перемены к лучшему наметились в работе правоохранительных органов и даже в судебной системе, которая всегда держала пальму первенства в Молдове по уровню коррупции. Да, появились определенные перспективы в ближайшие год-два подписать соглашения с ЕС о безвизовом режиме для Молдовы. Да, возобновились прерванные в 2006 году переговоры по приднестровскому урегулированию, хотя прорывов здесь пока нет. Впрочем, хорошо уже и то, что нет прямой конфронтации. Да, худо-бедно наладились отношения с Россией и Украиной, начал расти товарооборот со странами СНГ. Парадокс, однако, в том, что одновременно с этим начал сокращаться торговый оборот Молдовы с ЕС.
На первый взгляд, кое-какие успехи и достижения коалиционной власти Молдовы налицо. Но все дело в том, что эти достижения и успехи хороши, главным образом, для отчетов перед «еврокомиссарами», а также для пиара АЕИ. На уровне жизни населения, увы, они пока никак не сказываются. Новые рабочие места в Молдове не создаются. Цены и тарифы неуклонно растут, а зарплаты и пенсии не увеличиваются. Растет и государственный долг страны.
Правящий в Молдове уже три года Альянс за европейскую интеграцию так и не стал сплоченной рабочей командой единомышленников. Каждый за себя и каждый против всех – вот «фирменный» стиль работы АЕИ. Министры, прокуроры и прочие начальники в созданной Альянсом системе власти обслуживают только своих партийных шефов, не очень-то заботясь об интересах государственных и общественных.
В общем, всем в Молдове уже стало окончательно ясно, что с этой «разнокалиберной командой» во власти перемен к лучшему не будет. В то же время вполне понятно, что входящие в правящий Альянс партии и их вожди добровольно от власти не откажутся. Они будут держаться за нее «руками и зубами», используя для борьбы со своими оппонентами «на полную катушку» административный, финансовый и информационный ресурсы.
К тому же, как это ни прискорбно, расклад электоральных рейтингов партий власти и оппозиции сегодня все еще таков, что и после новых парламентских выборов, случись они завтра, Молдова может получить все тот же самый Альянс все тех же самых партий, но теперь уже, конечно, «за номером 3».
Возникает вполне закономерный в этой ситуации вопрос: как же это так? Почему это может случиться? Что может быть тому причиной? Ведь все в Молдове вроде бы хотят перемен, а проголосуют, выходит, снова за те же самые партии, которые не оправдали их надежд?
Увы, увы, это произойдет вовсе не потому, что входящие в нынешний АЕИ-2 партии и их вожди будут слишком уж злоупотреблять административным ресурсом, будут в массовом порядке покупать и подкупать избирателей, либо просто грубо фальсифицировать выборы. Все это, конечно, может дать им неплохой результат, но все же неспособно обеспечить полную победу.
Победу и, соответственно, власть нынешним союзникам по правящей коалиции даст, в первую очередь, то, что граждане Молдовы просто не видят сегодня реальной альтернативы Альянсу.
А как же тогда оппозиционная парламентская Партия коммунистов Владимира Воронина? Разве это не альтернатива Альянсу?
К сожалению, сегодня уже нет. Реальный шанс стать настоящей альтернативой АЕИ, собрав на парламентских выборах свыше 50% голосов избирателей, у ПКРМ был, но она его упустила. Точнее сказать, сама от него отказалась.
В отличие от партий правящего Альянса, которые и публично, и в кулуарах ожесточенно грызутся друг с другом, как собаки за лакомую кость, ПКРМ грызется сама с собой, сама себя уничтожает. Судя по многим признакам, делает она это весьма успешно.
Рейтинг Партии коммунистов падает. Ее ряды покидают один за другим все новые депутаты, муниципальные советники, руководители разного уровня и рядовые члены. Если события и дальше будут развиваться подобным образом, то на следующих выборах ПКРМ придется бороться уже не за победу, а хотя бы за минимальное представительство в новом парламенте.
Причина этого парадокса одна – коммунисты-воронинцы упорно не хотят учиться на ошибках. Как на чужих, так и на своих. Более того, у них даже не хватает мужества эти ошибки признать.
Об этих досадных ошибках руководства ПКРМ мне уже приходилось писать, причем не единожды. Твердо убежден, что, если бы лидер ПКРМ Владимир Воронин и его ближайшие соратники в руководстве партии нашли в себе мужество их публично признать, избиратели нашли бы у себя мужество их простить.
Особо поражает совершенно неадекватное поведение руководства ПКРМ в последнее время. Такое впечатление, что власть в партии окончательно захватили «твердолобые», идущие напролом и не обращающие внимания на то, как их слова и действия воспринимаются окружающими.
У ПКРМ иссякли конструктивные идеи, нет внятной повестки дня, нет креатива. Вместо этого – дикий базарный шум и галдеж, размахивание кулаками, вносы очередного «тела» в зал парламентских заседаний, свары и скандалы по самым ничтожным поводам.
Но такого рода скандальные «информационные поводы», на создание и раскрутку которых в СМИ фракция ПКРМ в парламенте тратит драгоценное время, быстро наскучили большинству молдавских избирателей. Даже все более принимающая гротескные формы «битва коммунистов с Плахотнюком» не вызывает больше интереса и особой поддержки в молдавском обществе.
Почему? Да потому, что зародился, вырос и заматерел нынешний олигарх-кукловод Влад Плахотнюк именно при власти Партии коммунистов, при личной активной и заинтересованной поддержке со стороны ее самовластного лидера, президента Молдовы Владимира Воронина, о чем в нашей стране знают все.
Влад Плахотнюк – типичный молдавский бизнесмен. Он проделал в бизнесе тот же путь, по которому прошли и многие другие предприниматели Молдовы, кто с большим, кто с меньшим успехом. Эти люди, в том числе и сам Плахотнюк, никогда не обещали молдавскому народу социальную справедливость и диктатуру закона. Они никогда не скрывали, что главная цель их жизни – нажива любой ценой и любыми средствами.
А вот лидер ПКРМ Владимир Воронин, бывший целых восемь лет президентом Молдовы, напротив, все это молдавскому народу обещал. Поверив ему, молдавский народ наделся, что Воронин «даст по рукам» таким бизнесменам, заставит их уважать закон.
Президент-коммунист Воронин нечистых на руку бизнесменов, надо честно признать, «бил по лапам». Бил иногда очень больно. Что было, то было. Беда лишь в том, что бил он только тех из них, кто оказывался слишком непонятливым и потому не находил с ним общего языка. Зато тех бизнесменов, которые вовремя смекнули, что к чему, и стали с ним делиться «по справедливости» своими доходами, то есть помогать партии и ее лидеру, Воронин приблизил к себе и выдал им индульгенцию, сделав фактически неприкасаемыми. Им тогда все было дозволено.
Поэтому сегодняшняя «священная война» коммуниста Воронина с олигархом Плахотнюком – это вовсе не борьба за «чистую политику», не борьба за «чистоту идей». Это элементарная брутальная месть того, с кем обошлись «не по понятиям», кого кинули, лишив власти и доходов. В этой ситуации ни у кого не повернется язык сказать, что Воронин и ПКРМ могут рассматриваться как реальная альтернатива власти правящего Альянса.
Так что же делать? За кого голосовать? Выход только один: объединить усилия гражданского общества и создать новую альтернативу Альянсу и ПКРМ, собрав под ее знамена всех, кто не поддерживает ни политику неэффективной коалиционной власти, ни политику радикальной коммунистической оппозиции.
Однако, объединяя различные партии, которые сегодня исповедуют те же ценности, что и мы, – государственность Молдовы, нейтральный статус нашей страны, социальную справедливость, открытость и взаимовыгодное партнерство с Западом и Востоком, межнациональное согласие, мы не должны прокладывать дорогу к власти тем политикам, которые сегодня отсиживаются в кустах, заявляя, что они сами по себе, что они и не с Альянсом, и не с коммунистами.
Гражданское общество, подставляя свое плечо «третьей силе», должно вначале тщательно проверить умение этих политиков работать эффективно, убедиться в их профессионализме. О чем идет речь?
Во-первых, о наличии у них честного и искреннего желания и умения создать единую, сплоченную команду, в которой каждый был бы хорошим специалистом в той или иной сфере деятельности, необходимой для эффективного функционирования всех ветвей власти.
Во-вторых, об их подготовке, умении поставить задачи развития страны и успешно их реализовать.
В-третьих, об их патриотизме, отношении к государственности Молдовы, к важнейшим вопросам развития страны.
Но даже всего этого будет недостаточно, если мы доверим им самим формировать список кандидатов в депутаты парламента от альтернативной силы, самим выбирать лидера этой политической силы.
Мы должны провести национальный праймериз, по результатам которого отобрать кандидатов в парламент и избрать лидера, способного повести эту альтернативную силу на парламентские выборы, добиться успеха на них и впоследствии занять один из высших постов в государстве.
Готово ли гражданское общество Молдовы сегодня объединить свои усилия с политическими партиями, которые не являются союзниками ни с правящим Альянсом, ни с парламентской оппозиционной ПКРМ?
Пока точно не знаю. Зато хорошо знаю, что партии и их лидеры в Молдове предельно эгоистичны, что молдавское общество расколото.
Но я знаю и то, что другого способа вывести нашу страну из сгущающегося мрака политического, экономического и социального кризиса не существует.