23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
 
Мясник Маутхаузена найден в Каире
03.12.2012

 


Neue Hinweise auf KZ-Arzt Heim in SüdamerikaЖурналисты ФРГ и США смогли решить задачу, оказавшуюся не под силу десяткам профессиональных сыщиков мира

Александр МЕЛАМЕД, собкор “Секрета” и “ИСРАГЕО” по странам Западной Европы

320 ТЫСЯЧ ЕВРО ЗА ИНФОРМАЦИЮ

“Разыскивается доктор Ариберт Хайм. Родился 06.28.1914 в Радкесбурге, Австрия. Внешние данные: рост – 190 см, цвет глаз – серо-голубой, темный, особые приметы шрам в правом углу рта в форме буквы V”.

К моменту выхода в свет этого объявления в газете Wiener Zeitung от 18.07.2008 (а за информацию о Хайме Министерство юстиции Австрии предлагало частным лицам вознаграждение в 50 тыс. евро), Ариберт Хайм уже 16 лет был на том свете. И потому награда, как и арест и экстрадиция в Австрию, так и остались нереализованными проектами.

Впрочем, цена за информацию об этом человеке была назначена и прежде: в 1995 году – германской федеральной прокуратурой в размере 130 тысяч евро, неназванный американский бизнесмен добавил еще 130 тысяч евро, 10 тыс. евро внес в премиальный фонд Центр Симона Визенталя. Как показали последующие события, финансовое поощрение общей суммой 320 тыс. евро было невостребовано.

Напомним: Доктор Смерть, он же Мясник Маутхаузена, как называли его женщины концлагеря, покоился на кладбище близ Каира, куда попал в возрасте 78 лет под именем Тарек Хусейн Фарид.

Чтобы его невозможно было найти даже после его смерти, Ариберт Хайм, он же Фердинанд Хайм, он же Тарек Хусейн Фарид, неизлечимо больной раком, отдал распоряжение о том, чтобы его похоронили в братской мусульманской могиле. Таким образом, учитывая особенность конфессиональных реалий (в шариате типичен отказ в эксгумации и проведении иных процедур с покойными) и погребение в общей могиле, исключалась какая-либо вероятность идентификации останков.

Ариберт Хайм оказался циничным и изобретательным спустя полвека после службы в концлагере. Не каждый нацистский преступник додумался до одновременной смены страны обитания, имени, биографии, вероисповедания, чтобы скрыться от преследователей так надежно, как это сделал он.

ИТОГИ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Но для того, чтобы юристы ФРГ и Австрии смогли понять и оценить степень прозорливости одного из самых разыскиваемых нацистских преступников, свое расследование провели два известных СМИ – немецкий телеканал ZDF и американская газета The New York Times.

Они добыли документы, которые подтверждали: бывший врач концлагеря Маутхаузен умер от рака в Египте в 1992 году. Туда в начале 1963 года он выехал по туристической визе под своим вторым именем Фердинанд, много лет жил в Каире как Фердинанд Хайм, в 1980 году перешел в ислам и обрел третье имя – Тарек Хусейн Фарид. В числе доказательств – чемоданчик с сотнями писем, медицинские записи и другие документы бывшего врача концентрационного лагеря, протокол допроса сына умершего, давшего убедительные показания. По мнению судей, у них не осталось сомнений в том, что речь во всех случаях идет об одном и том же лице.

По словам главного редактора телеканала ZDF Петера Фрая, главная часть доказательной базы, на основе которой суд принимал решение, базировалась на расследованиях ZDF и The New York Times. “Мы рады, что смогли способствовать раскрытию тайны Ариберта Хайма”, – заявил Петер Фрай в специальной передаче ZDF.

То, что оказалось не под силу профессиональным сыщикам и государственным структурам, смогли осуществить несколько журналистов ФРГ и США. О том, как сложилась судьба Ариберта Фердинанда Хайма, ZDF и New York Times рассказали еще в феврале 2009 года, однако суду в Баден-Бадене (отсюда он бесследно исчез в 1962-м) понадобилось еще три с половиной года, чтобы удостовериться в подлинности документов, перепроверить ключевые факты и вынести вердикт.

ЭТАПЫ НАЦИСТСКОГО ПУТИ

Сыну участкового инспектора в небольшом австрийском городке ничто, казалось бы, не предвещало карьеру палача. Он, закончив обучение в средней школе в Граце, с 1931 года стал осваивать основы медицины сначала в Венском университете, а затем в университете Ростока. В январе 1940 года получил докторскую степень в Вене. К тому времени он уже пять лет был членом запрещенной в Австрии НСДАП (членский номер 6116098). После аншлюса стал членом СС (членский номер 367744).

Затем была базовая подготовка, как она именуется в документах и отправка в августе 1940 года в качестве врача санитарного батальона войск СС в Прагу. С апреля 1941 года он был в команде инспекторов концентрационных лагерей (ICL). Сначала лагерным врачом в концентрационном лагере Заксенхаузен, с июня 1941 года в том же качестве в концентрационном лагере Бухенвальд, в июле 1941 года получил назначение в концлагерь Маутхаузен.

“Практиковал” Доктор Смерть в Маутхаузене относительно недолго, до сентября 1942 года. Впоследствии он проходил службу в должности врача 6-й горнострелковой дивизии СС “Норд”, был врачом в больнице в городе Оулу, в чине гауптштурмфюрера СС воевал на Западном фронте, участвовал в битве в Арденнах. Пока 15 марта 1945 года не попал в плен к американцам. Судьба явно ему благоволила. 22 декабря 1947 года он был освобожден в честь рождественской амнистии. К этому времени около 50 надзирателей, врачей и других “героев” Маутхаузена были уже казнены.

20 марта 1948 года нацистский палач дал письменные показания под присягой о том, что служил в войсках СС против собственной воли. “О том, что СС имеет преступные намерения и цели, я не знал”, указал он в документе. Он также утверждал, что “ни разу не участвовал в действиях, которые были направлены против прав человека или международного права”, ни словом не упомянув, что был членом НСДАП и СС и работал в концлагерях.

После освобождения трудился в гражданской больнице в Фридбурге, земля Гессен, и одновременно играл в хоккей за клуб VfL Bad Nauheim (в сезоне 1947/48), имея опыт участия в хоккейных играх в венском клубе Engelmann (сезон 1938/39 года). В июле 1949 года женился и поселился в Мангейме. Еще через четыре года переехал в курортный Баден-Баден, где открыл практику в качестве гинеколога, памятуя о специализации в Венском и Ростокском университетах. Разумеется, дамы, приходившие к нему в клинику курорта, и предположить не могли, что господин Хайм еще десяток лет назад проводил чудовищные гинекологические эксперименты над женщинами-заключенными концлагеря.

Все складывалось для него наилучшим образом, пока он не попал в поле зрения Венской прокуратуры. Стало известно, в частности, что, согласно показаниям свидетелей по фактам преступлений в годы Второй мировой, милый врач-гинеколог, мягко говоря, дал неточную информацию о себе. Господин Хайм понял, что запахло жареным.

13 сентября 1962 года, буквально за день до того, как суда города Баден-Баден выдал ордер на арест, в соответствии с “сильным подозрением в преднамеренной лжи”, он исчез.

Больше в Германии его никто не видел. Неизвестно и то, кто так своевременно предупредил его о готовящемся аресте.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ХАЙМА

В документах, изобличающих деятельность его в годы войны, в частности, говорится: “Был врачом СС бывшего концентрационного лагеря Маутхаузен / Австрия в 1941 и 1942 годах. Установлен факт преднамеренного убийства им заключенных, в том числе евреев, инъекций с помощью шприца с содержимым – бензином и хлоридом магния – непосредственно в сердце. Неоднократно вскрывал брюшную полость и удалял внутренние органы”.

Все эти операции Доктор Смерть проводил для того, чтобы определить, насколько живучим является человеческий организм, сколько может просуществовать он в экстремальных ситуациях, спровоцированных и искусственно созданных доктором. Колбы с коктейлями для сердечных инъекций соседствовали с секундомером: какое содержимое действует быстрее и какой метод является наименее дорогим.

Как только пациент попадал в руки Хайма, тот лихо “вспарывал ему живот и удалял кишечник, печень и селезенку, после чего потерпевший умирал в страшных мучениях”. Двум жертвам “совершенно намеренно были отрублены головы и сварены”. Так готовились экспонаты в качестве учебного пособия врачей-садистов в концлагере, уточняет Эрнст Клее в своей книге “Освенцим, нацистская медицина и ее жертвы”.

Хайм был таким же врачом-убийцей, как Йозеф Менгеле из концентрационного лагеря в Освенциме, не только отправившего в газовые камеры не менее 40 тыс. человек, но и производившего опыты: анатомирование живых младенцев; кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков; подвергал женщин ударам тока высокого напряжения с целью тестирования их выносливости; стерилизация группы женщин при помощи рентгеновского излучения.

Доктор Смерть не уступал освенцимскому коллеге. С живых людей срезал скальпелем кожу со спины и с груди из-за того, что там была необычная татуировка. Она использовалась, как вспоминают свидетели, чтобы декорировать абажуры для начальника лагеря. О том, каким извращенцем был Хайм, рассказывает Шарли Лоттер, медсестра в лазарете концлагеря. Она описывала такой случай. Молодой мужчина пришел с гнойной инфекцией в ноге. Когда Хайм говорил с ним, он обратил внимание на его подтянутое тело и безупречные зубы. Все указывало на то, что человек обладает безупречным здоровьем. Хайм осторожно разговаривал с мужчиной, неспеша подводя его к тому, что инфекцию надо удалять под наркозом. Но вместо того, чтобы поработать с травмированной ногой, он быстро располосовал живот пациента, а затем удалил обе почки. Зачем они ему понадобились, он никому не сказал, но всем было понятно, что врач просто приговорил пациента.

Последующее расследование установило, что Доктор Смерть повинен в гибели не менее 100 человек. Затем, по мере накопления данных, цифра была доведена до трехсот.

Рукописные записи самого Хайма в Маутхаузене фиксируют, по крайней мере, 243 операций заключенным в октябре-ноябре 1941 года. По словам очевидцев, он вместе с помощником фармацевтом Эрихом Вазицки проэксперементировал с сотнями евреев. Суть операций – фактическое убийство внутрисердечными инъекциями ядов, в том числе с использованием фенола, а также из-за удаления жизненно важных органов “по причине скуки или садизма”, как сказано в собственных записях палача. Часть заключенных Маутхаузена подвергались операциям многократно, причем, зафиксировано, что 53 заключенных умерли в течение 30 дней после операции. Есть свидетельские показания заключенных, которые чудом выжили после операций, в том числе и Отто Пельтцера, известного в Германии чемпиона по легкой атлетике, который был заключен в тюрьму по обвинению в гомосексуализме.

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ СПИРАЛЬ

Согласно ордеру от 1962 года, Хайм был объявлен в международный розыск. Тогда же и появились сведения о вознаграждении за информацию о нацистском преступнике. В поиск включились Центр Симона Визенталя и его офис в Иерусалиме, управление уголовного розыска Баден-Вюртемберга (LKA), спецслужбы в Испании, в Южной Америке, включая Чили (дочь нациста живет в Чили), в Аргентине, Бразилии и Уругвае.

Никто не предполагал, что искать надо в Египте, пока в руки журналистов не попали данные о пациентах, умерших в Каире от колоректального рака (рак прямой кишки) в начале 1990-х. Постепенно стала раскручиваться ближневосточная спираль расследования. Выяснилось, что Хайм в Египте жил с февраля 1963 года, принял ислам в начале 1980-х годов и новое имя Тарек Фарид Хусейн. Более того, за время своего пребывания в Египте он наладил контакт с родственниками в Европе, причем, в первый раз еще в 1976 году с сыном Рюдигером. Интервью с ним, которое провели журналисты ZDF, обнажило важные подробности. Рюдигер передал ZDF портфель, в котором, среди других личных документов Хайма-старшего, были записки и антисемитские сочинения нациста.

В выпуске DER SPIEGEL от 30.04.2008 указывалось: в актуальном списке Центра Симона Визенталя, опубликованном на днях, имя австрийского врача Ариберта Хайма, наиболее разыскиваемого нацистского преступника в мире, расположено в верхней части перечня. Он содержит имена 202 подозреваемых, которые, по мнению Центра, по-прежнему на свободе. Главному, Хайму, сегодня было бы 93 года, “и у нас есть веские основания полагать, что он все еще жив”, сказал директор Центра Эфраим Зуров. “Изо всех врачей лагеря Маутхаузен Хайм был самым ужасным”. Он отбирал абсолютно здоровых заключенных и превращал их в инвалидов и покойников, проводя бесчеловечные операции. 

В сентябре 2012 года земельный суд в Баден-Бадене признал Ариберта Хайма умершим и закрыл уголовное дело против него, возбужденное еще в 1979 году. Решение суда состоялось в знаменательную годовщину. В канун 50-летия исчезновения нацистского палача из Баден-Бадена.

Итак, Ариберт Хайм официально объявлен мертвым. Но есть люди, которые считают, что эсэсовец талантливо инсценировал свою смерть. Возможно, когда-нибудь мы узнаем истину, которая, как известно, где-то рядом.


 
Количество просмотров:
716
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.