– 2012 год был посвящен выдающимся артистам Иону и Дойне Алдя-Теодорович. Как прошел этот год, насколько он был полон событиями, воспоминаниями и переживаниями?
– Этот год принес нам много радости. Начался очень удачно, Мы совершили турне с моей труппой в составе Адрианы Русу и актером театра имени Алексея Матеевича Николае Желеску. Мы приложили много труда, но это был действительно плодотворным годом, так как с самого начала я понял, что следует исполнить много песен и под гитару. И в Париже, и в Нью-Йорке, и в Вашингтоне нас приняли с распростертыми объятиями, и посольством Молдовы, и посольством Румынии, всеми румынами и молдаванами, которых мы встречали везде. В то же время, на протяжении всего года я побывал во многих школах и лицеях страны. Расположенный на Буюканах, на улице, по которой я прожил вместе с родителями, назван их именем - лицей художественного профиля имени Иона и Дойны Алдя-Теодорович, что меня сильно обрадовало.
В Париже у меня было три концерта летом и осенью, в них я пел песни моих родителей, а также наши песни в стиле современного джаза. По ходу всех этих событий мы попытались вдохнуть ту музыкальную джазовую ноту, которая вдохновляет нас, и в то же время мы придали новое звучание музыке моих родителей. Если говорить о наших концертах в Республике Молдова, то следует назвать выступление от 20 апреля совместно с Дорелом Бурлаку Банд, у которого более 20 человек в группе. В таком составе прошел и X фестиваль „Două Inimi Gemene” („Два сердца-близнецы”). В 2012 году исполнилось 20 лет, как не стало моих родителей, мне исполнилось 30 лет, то есть в нынешнем году у меня было немало круглых дат. В качестве больших событий хочу назвать и несколько концертов в Румынии.
– Чем отличился юбилейный фестиваль „Două Inimi Gemene”?
– Каждый год происходит что-то особое на фестивале и в этом году фестиваль несколько отличился от предыдущих, так как участвовали страны, которых раньше не было: Ирландия, Китай, Сербия и другие. И было впервые, когда я выступил с оркестром, в сопровождении которого спел и 20 апреля: я вместе с Адрианой Русу, Валентином Богян, Нику Цэрнэ, Татьяной Черга, Каризмой. Думаю, что я выступил очень удачно. Мне бы хотелось, чтобы и остальные участники выступили в сопровождении оркестра, но это требует намного больше расходов на содержание и жилье, так как участники должны приехать за 4-5 дней до фестиваля, чтобы они провели репетиции с оркестром. В моих планах есть такой проект, но посмотрим, насколько реальной будет его реализация.
– Какие уроки можем мы извлечь из Года Иона и Дойны Алдя-Теодорович, мы, которые остались с воспоминаниями о них и тоской по ним?
– Уходящий в историю год стал новым открытием этого супружеского дуэта новым поколением, поколением, которое пришло после 2000 года, узнавшее о них только из песен, клипов и интервью, с которыми они выступили. Это был очень хороший путь для ознакомления с их искусством, нового открытия музыки, которую они создали, но которую не очень-то слушали. В ходе фестиваля и на всех концертах пытаемся продвигать те песни, которые не очень часто передавались по радио и по телевидению, например, „Cu numele tău” („Именем твоим”), которую исполнила Нина Круликовски, или „Gelozie” („Ревность”) в исполнении Зинаиды Жуля. Есть много других песен, которые, к сожалению, были утеряны по прошествии лет и надо заниматься их новым открытием, потому что у них очень красивые мелодии, а у нас, я думаю, не хватает простых и красивых мелодий. У меня складывается впечатление, что мы переживаем время, в котором много людей устремлены только к деньгам, а не к вдохновению, к любви к людям. Наверное, поэтому в 80-90-х годах прошлого века было много больше вдохновения, так как люди тосковали друг по дружке. Тоска по людям, наверное, создает самые красивые песни о любви.
В нынешнем году в лицеях и школах произошло много событий, мы пытаемся помогать прослушать новый CD, а также посмотреть новый фильм об Ионе и Дойне. Мы откроем также новый сайт, над которым работаем с лета и в котором будет очень много материалов об Ионе и Дойне. Я полагаю, что истекающий год оказал достаточно сильное влияние на людей. Многие вспомнили о них и начали заново исполнять их песни, найти свое вдохновение в искусстве Иона и Дойны.
Кино будет документальным, в нем прозвучат несколько отрывков из интервью, которые дали Ион и Дойна, из концертов, из того, что еще говорилось о них в 90-х годах. А я никак не угомонюсь – мне бы хотелось увидеть мультипликационный фильм о них. Мне бы хотелось увидеть мультипликационный фильм, может быть, в карандаше даже, но в котором показывать, как они ездили по селам, они ведь пели ради куска хлеба, какие у них переживания были в 80-х годах, когда финансовое положение людей было не самым хорошим, а песня помогала им жить и идти дальше. Наверное, одними из самых выдающихся сподвижников нашей страны и нашего народа были мои родители. Но так как мы не располагаем очень многими видеоматериалами, мне бы хотелось снимать о них мультипликационный фильм. Но пока что это находится на уровне проекта и ведем переговоры с различными нашими киностудиями.
– Как вы думаете, артистам Иону и Дойне Алдя-Теодорович понравилось бы то, что произошло в Молдове в 2012 году – в области культуры, в политике, в том, как выглядят и смотрятся граждане этой страны? Насколько сегодняшний день может соответствовать тому, за что они выступали и боролись?
– Я помню их, когда я был еще очень маленьким, мне не было еще и десяти лет. В данном случае я могу высказать лишь свое мнение, не думаю, что я смог бы говорить о том, что они чувствовали, так как их нет теперь с нами. Теперь очень сложная ситуация и в то же время думаю, что у нас будет завидная судьба. Для меня очень важно вступить в европейское сообщество и, наверное, только таким образом нам удастся как народ и как нация сохранить свои ценности и в то же время иметь доступ к более развитому и современному миру, чем мы. Если же говорить о том, о чем мечтали они – об объединении с Румынией, вновь объединить весь румынский народ – это также очень сложный вопрос и, наверное, единственным выходом из ситуации было бы вступление в европейское сообщество, получить как можно больше румынских паспортов, что приведет к юридическому оформлению объединения.
– Развеял ли 2012 год будораживающие еще и сегодня общество подозрения, согласно которым не все еще ясно в связи с тем трагическим дорожно-транспортным происшествием, которое лишило их жизни?
– Не хочется комментировать. Не знаю, что найдется, а чего не найдется. Если что-то станет известным с годами или кто-то пожелает сказать что-нибудь, пусть будет так. Как бы там не было, их уже нет со мной, их уже нет с нами, и если даже узнаем, от чьей руки они погибли, не думаю, что что-то от этого изменится.
– Вы говорили о альбоме в память об Ионе и Дойне Алдя-Теодорович. Когда он выйдет? Какие еще у вас планы на ближайшее будущее или знаете, что есть у других людей, которые хотят реализовать в их память, для продвижения песен супружеского дуэта Иона и Дойны Алдя-Теодорович?
– В конце января - начале февраля мы планируем выпустить альбом в их память, в нем будут включены все песни в сопровождении симфонического оркестра. В дальнейшем я буду заниматься свой музыкальной карьерой, но в то же время у нас будет и много концертов в память Иона и Дойны. Будем репетировать и песни, которые еще не были исполнены. Кроме того, весной попытаюсь собирать деньги для организации концерта, на котором будет исполнена музыка для кино и музыка для театра, которую написал мой отец с симфоническим оркестром. Думаю, что это будет успешным концертом, так как эта музыка более 20 лет не исполнялась вживую. Приступим к популяризации классических произведений, то есть написанную моим отцом симфоническую рапсодию. То есть, будем делать все возможное для продвижения этого супружеского дуэта – Иона и Дойну Алдя-Теодорович.
Ред: Это повторный материал...