|
|
|||||
Интересное
Керамические фасады, паркетные полы, централизованное отопление – все это за 90 пфеннигов за квадратный метр. Когда в начале 50-х годов передавались квартиры на Шталиналлее (аллея Сталина) в Берлине, жители ГДР готовы были выцарапать друг другу глаза, чтобы получить заветную квартиру. Но государство требовало от жильцов нечто большее, чем эти небольшие деньги. Те, кто съезжал из этих домов, попадал под подозрение.
Восточный Берлин. Стояло хмурое, промозглое утро 21 декабря 1952 г. Но в Государственной опере царила торжественная атмосфера – отмечался 73 день рождения Иосифа Сталина. Мэр восточного Берлина Фридрих Эберт (Friedrich Ebert) передавал ключи от первых 1148 квартир на Шталиналлее их владельцам.
Споры вокруг образа аллеи, казалось, остались позади. Аллея с 1949 года носила имя советского диктатора. Первые проекты застройки округа Фридрихсхайн, полностью разрушенного после авиаудара 3 февраля 1945 года, предполагали своего рода загородную застройку с домами на одну семью, садами, поселками рабочих. Но генералиссимус с таким проектом не согласился.
После изучения опыта советской городской застройки тех лет и творчества московских архитекторов, на аллее появились дома в знаменитом сталинском стиле – огромные колоннады в венецианском стиле, помпезно оформленные окна, фигурные рельефы, балконы. В шутку этот стиль называли сталинской готикой.
Безвозмездный труд на бульваре роскоши
На первом двухкилометровом участке от Штраусбергер-Платц до середины 50-х годов появились 3220 квартир. Кроме того появились две высотки у Франкфуртертор, магазины и кафе. 70% строительных материалов для реализации масштабного проекта были взяты из руин, оставшихся после Второй Мировой войны.
Особый интерес в 1951 году вызывал огромный спортивный комплекс, который был построен к проведению 3-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов всего за 148 дней. Довольно спорное достижение. Перед колоннами в неоклассицистском стиле были установлены фигуры из разрушенного Берлинского городского дворца. Спортивный комплекс был закрыт в 60-ые годы из-за значительных строительных недочетов. Позднее он был разрушен и на его месте построены панельные дома.
В стороне от аллеи, на Вербервизе, появилась легендарная высотка архитектора Херманна Хензельмана (Hermann Henselmann). Эта постройка ознаменовала собой начало национальной строительной программы, по которой с января 1952 года тысячи жители безвозмездно участвовали в переработке руин в строительные материалы. Надеялись многие при этом на то, что впоследствии получат квартиру в новостройке. Из послевоенных развалин появились 38 миллионов кирпичей. Около четыре миллионов часов волонтерской работы. Так создавался бульвар роскоши. Но роль этой высотки на Вербервизе была особенная. Это был образец для дальнейшего строительства на Шталиналлее.
90 пфеннигов за квадратный метр
Дома на Шталиналлее были оборудованы лифтами, мусоропроводом, в квартирах были изолированные ванные комнаты, паркетный пол, мебельный гарнитур в прихожей, кухонная мебель, централизованное отопление. Фасады домов были выложены мейсенской керамикой. Плата в размере 90 пфеннигов за квадратный метр покрывала только мизерную часть общей стоимости. Но государство требовало от жильцов еще кое-что.
В каждом доме среди жильцов были организованы партийные группы. Жильцы должны были состоять в комитетах и комиссиях. Собрания жильцов, участие в демонстрациях и других политических мероприятиях – все это было обязательной частью жизни жильцов «первой социалистической улицы». Те, кому это все надоедало и кто решался обменять квартиру, должны были отвечать за этот поступок.
Западная часть аллеи от Штраусбергер-Платц до Александрплатц шириной 125 метров, которая с 1958 года застраивался в стиле модерн, служил местом для проведения массовых демонстраций. С возведенных там же трибун руководители государства рабочих и крестьян принимали восхваления народа.
Самые известные дома в этой части аллеи были Дом учителя с 125-метровым мозаичным панно художника Вальтера Вомака (Walter Womacka), кафе «Москва», кинотеатр International и легендарное кафе Mokka-Milch-Eisbar. По документам Штази от 1971 года в этом кафе впервые было зафиксировано распространение наркотических веществ. Кроме того было установлено, что «среди негативных элементов молодежи, которые собирались в Mokka-Milch-Eisbar, обсуждались планы нелегального выезда из ГДР».
Сталин
На XX съезде КПСС в 1956 года произошло то, из-за чего Шталиналлее потеряла свое название. На нем был разоблачен культ Сталина. Жертвой убийцы с параноидальными наклонностями стало большое количество и немецких коммунистов. Однако должны были пройти многие годы, чтобы Социалистическая единая партия Германии решила искоренить имя Сталина из жизни граждан ГДР.
Лишь осенью 1961 года, через восемь лет после смерти Сталина, на аллее был демонтирован 4,8-метровый памятник советскому вождю. Эта акция проводилась в присутствии полицейских на тот случай, если жителя начнут этому противиться. Однако никто не возражал. Из переплавленной бронзы появились фигуры для берлинского зоопарка. Так, Сталин остался в Берлине в образе волка.
14 ноября 1961 года коротким сообщением магистрат известил о том, что аллея была переименована в Карл-Маркс-Алее и Франкфуртер-Аллее. В это же время Шталинштадт был переименован в Айзенхюттенштадт.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|