Война против Советского Союза была одним из твердых намерений Адольфа Гитлера. В отличие от своих высокопоставленных военных, которые также считали войну в среднесрочном плане необходимой, но хотели ограничить ее реваншистскими военными кампаниями против Польши и Франции, для «фюрера» завоевание «пространства на востоке» было целью, не подлежавшей обсуждению. На это была направлена его внешняя политика в 1930-е годы.
Новейшие исследования военного историка Рольфа-Дитера Мюллера (Rolf-Dieter Mueller) показали, что кажущаяся неуравновешенной политика Гитлера в отношении Польши может быть названа ключевой, если видеть в этом попытку заполучить союзника для ведения войны против Советского Союза.
Только когда стало ясно, что Польша, полагаясь на британские и французские гарантии, не намерена уступать немецким требованиям, Гитлер решил заключить союз со Сталиным. Это произошло за счет Польши, которая была затем поделена между двумя диктаторами.
Идеологические смертельные враги
Пакт между двумя идеологическими смертельными врагами удивил в конце августе 1939 года весь мир, однако Гитлер с самого начала не намеревался его соблюдать. Сталин быстро присоединил к своей империи в качестве «трофеев» большую часть причитавшихся ему территорий, в том числе Восточную Польшу, Карелию в Финляндии, Прибалтику, а также часть Румынии. Тем временем третий рейх подчинил себе на западе Францию и страны Бенилюкса, но ему не удалось установить господство в воздухе над Великобританией и высадить там свои войска.
Хотя сталинский министр иностранных дел Вячеслав Молотов как раз в ноябре 1940 года находился с визитом в Берлине, Гитлер 18 декабря 1940 года приказал: «Немецкий вермахт должен быть готовым к тому, чтобы до окончания войны против Англии в результате быстрой военной кампании разгромить Советскую Россию (план «Барбаросса»)».
Он также установил точную дату: «Приготовления, требующие более длительного времени, должны быть начаты сейчас – если это уже не происходит, - и закончены к 15 мая 1941 года». Поскольку этот день оказался четвергом, а Гитлер почти все свои действия начинал в пятницу или в конце недели, то предполагалось, что в качестве конкретного срока нападения следовало считать период с 16 по 18 мая 1941 года.
«В результате смелой операции»
Таким образом, в распоряжении вермахта до начала зимы было более шести месяцев для того, чтобы выполнить задачи запланированной операции: «Находящаяся в западной части России масса российских войск в результате смелой операции при активном использовании танковых клиньев должна быть уничтожена, а также предотвращена возможность отступления боеспособных частей противника в глубину российского пространства».
Эти планы превратились в макулатуру, так как ближайший союзник Гитлера Бенито Муссолини начал дилетантское нападение на северную часть Греции с оккупированной территории Албании. Греки после короткого отступления смогли отбросить назад превосходившие их по численности и по вооружению итальянские войска. Для предотвращения поражения Муссолини, которое могло представлять опасность для фашистского режима, Гитлер вынужден был вмешаться.
Поэтому 11 января 1941 года Гитлер приказал «по стратегическим, политическим и психологическим причинам оказать помощь со стороны Германии». Генеральный штаб сухопутных войск после этого разработал план нападения на Грецию, который должен был быть осуществлен с территории Болгарии, а также многонационального государства Югославии, которое нужно было получить в качестве союзника.
Югославия становится врагом
Но после провала попытки сделать Югославию союзником и отстранения от власти пронемецки настроенного принца-регента Павла, место которого в результате офицерского путча занял молодой король Петр II, Гитлер в конце марта 1941 года принял решение перенести на более поздний срок нападение на Советский Союз. «Военный путч в Югославии изменил политическую ситуацию на Балканах. Югославия должна даже в том случае, если она поначалу делает заявления о своей лояльности, рассматриваться как враг, и поэтому ее следует как можно быстрее разгромить».
Поскольку балканскую войну следовало завершить в кратчайшие сроки, то для этого нужны были танковые, а также другие специальные дивизии, которые были необходимы и для нападения на Советский Союз. Поэтому другой альтернативы не было, и начало реализации плана «Барбаросса» было отложено на несколько недель.
Весьма вероятно, что перенос начала нападения на 22 июня 1941 года оказал решающее влияние на исход войны. Несмотря на огромные потери, в первые месяцы стратегия Гитлера в Советском Союзе во многом сработала. Однако нужных пяти недель уже не было, и поэтому большое наступление на Москву началось только 2 октября 1941 года, хотя оно первоначально было запланировано на более ранний срок.
Пережил бы Сталин поражение?
Когда немецкие части в конце ноября 1941 года достигли пригородов советской столицы, начался уже период осенней распутицы. Вскоре наступила евразийская зима, к которой вермахт не был подготовлен. В ожидании быстрой победы немецкое руководство отказалось от зимнего оснащения.
Представляется вероятным, хотя это и нельзя доказать, что в том случае, если нападение началось бы в середине мая 1941 года, Красная Армия в западной части России к концу августа была бы уже в значительной степени разгромлена. Если бы наступление на Москву началось в сентябре 1941 года, то, возможно, оно оказалось бы успешным. Удержался бы после этого Сталин у власти или был бы свергнут – сегодня это всего лишь предмет для спекуляций.