|
|
|||||
Интересное
«Бобруйск без евреев, что Москва без кремля…» Кукольница Валерия Гайшун посвятила свою коллекцию «Пятая графа» памяти деда Гирша — «последнего еврея» из ее родного города, сообщает сайт Bobruisk.ru Анна БРОДОЦКАЯ «Бобруйск моего детства… 65 процентов жителей были евреями! Друзья семьи, учителя, врачи, парикмахеры, портные, киоскеры, продавцы в магазинах — все кругом! Я тогда об этом не задумывалась. Еврейская атмосфера окружала меня, это была сама моя жизнь!»
Валерия — бывшая бобруйчанка, училась здесь в СШ № 27 и 8, механико-технологическом техникуме, институте управления, а ныне живет в Минске. «По профессии я — мама», — говорит Виктория, у которой четверо детей! А создание забавных кукол из валяной шерсти — ее хобби. Это будет не просто выставка, а маленькое еврейское местечко. Среди персонажей выставки — эмигрант Фима, учительница немецкого языка Белла Львовна, фотограф Семен, красавица Эстер Фейгел, молодожены Наум и Фира, парикмахер Изя, портной Марик… У каждого персонажа – своя история.
Бобруйская певица Эстер Фейгел Знакомьтесь. Певица Эстер Фейгел – рыжеволосая стареющая красавица из Бобруйска. Тсс! Не вздумайте сказать ей, что догадались о ее возрасте. Она по-прежнему считает себя молодой и красивой. Смотрите, какое у нее роскошное концертное платье – и кокетливые туфли на каблучках!
Сима Исаевна и Белла Львовна. А вот учительница музыки Сима Исаевна уселась пить чай с закадычной подружкой – учительницей немецкого Беллой Львовной. А поглядите на этих еврейских молодоженов – оба в возрасте… У нее в глазах робкая надежда, у него — вселенская печаль. «Я не делала эти куклы. Они у меня родились!» – говорит автор маленьких шедевров из валяной шерсти Валерия Гайшун. Валерия появилась на свет в Ленинграде, но вскоре семья переехала в Бобруйск. «Бобруйск моего детства… 65 процентов жителей были евреями! Друзья семьи, учителя, врачи, парикмахеры, портные, киоскеры, продавцы в магазинах — все кругом! Я тогда об этом не задумывалась. Еврейская атмосфера окружала меня, это была сама моя жизнь!» Вот откуда эти узнаваемые типажи – эти шнобели, эти глаза навыкате… А некогда жила на свете и настоящая учительница музыки Сима Исаевна — обучала маленькую Валерию игре на фортепиано. Среди кукол Валерии нет ни одной по-настоящему портретной – но на выставке в петербургском Манеже каждый нашел кого-то из своих знакомых. То и дело слышались возгласы: «Ой, Эмма! Это же мы с тобой сидим!» «Смотри, а вот моя начальница!» В Бобруйском парке. Слева маленькая Валерия. Справа – 20 лет спустя – ее дочь. Ничего не изменилось? Ничего. Кроме того, что все евреи уехали…
Бобруйские подружки Валерии – давно разъехались: кто в Израиль, кто в США…
Где теперь они, бобруйские евреи с «пятой графой»? Давным-давно взяли чемоданы и эмигрировали… Неслучайно куклы Валерии «живут» и выставляются в открытых чемоданах. Это — символ отъезда и ностальгии. Евреи уехали из Бобруйска — и увезли с собой весь колорит… Лишь раз, в отеле на Мертвом море, Валерия вновь встретила знакомые образы. «Дело было в Йом Кипур. Религиозные друзья, у которых мы остановились, «сплавили» нас в отель — чтобы мы не смущали их своим некошерным видом. Туда же отправили своих родителей молодые израильтяне. Я сидела, как в детстве. Кругом евреи – с тем же акцентом, с теми же прибаутками…» Но творчество Валерии посвящено не только тем, уехавшим. Еврейские куклы — это дань памяти единственному еврею, не покинувшему Бобруйск. Горячо любимому деду по имени Гирш. «Он ушел из жизни 13 лет назад. Но мне кажется, что он все время с нами!» — говорит Валерия.
Гирш Хацкелевич Вольфсон с маленькой Валерией в Брестской крепости. Школьное детство Валерии в Бобруйске.
Любимый дедушка Гирш Хацкелевич Вольфсон. Бумажку с этим стихотворением Валерия нашла после смерти деда, в кармане его пиджака… Гирш Хацкелевич Вольфсон был подающим надежды музыкантом. А потом ушел на войну, в неполные 18 лет, и вернулся капитаном, весь в орденах. Но вот беда – после ранения стал стремительно портиться слух. Пришлось переучиться на инженера. Когда евреи валом повалили из Бобруйска, он остался. Просто не смог покинуть землю, которую защищал. И всю жизнь невесело шутил: «Хочу попасть в красную книгу». Валерия рассказывает: «Помню деда еще молодым, черноволосым. Он был… смиренным человеком, что ли. Принимал жизнь такой, какая она есть. И никогда ни о ком не сказал ни одного плохого слова. Жизнь его была ох какой нелегкой. Но он всегда чувствовал себя счастливым и не сетовал ни на что. Даже яблочко получить из его рук – было огромной радостью. Ведь он сам так радовался, что может чем-то меня угостить. Я была его старшей внучкой. Он очень много со мной возился. Успел и моих детей полюбить. Только младшего сына не застал. Эта дедушкина любовь…. Я до сих пор в ней живу! У меня все дети — дочки, и только самый маленький – сын. И я знаю, что мальчика должна любить за двоих – за себя и за деда…» Из этой любви и выросли еврейские куклы Валерии: «Они идут из самой души. А моя душа полна еврейством».
Семья советских евреев Кацнельсон. Вот перед нами жанровая сценка – целая еврейская семья. Мы попросили Валерию рассказать о ней подробнее. Ведь наверняка у нее есть своя история, а у каждого члена семьи – свой характер… Немного посмеиваясь, кукольница начала свой рассказ. — Это семья советских евреев по фамилии Кацнельсон. Главный герой – Гирш Абрамович. Я назвала его в честь своего деда. Он работает на маленьком складике. Жену Гирша Абрамовича зовут Роза Моисеевна. Она домохозяйка. А вот и мама главы семьи – Циля Янкелевна (так взаправду звали маму моего деда!). У нее артрит, поэтому она сидит в кресле. Но это полновластная дама! В ее руке ключи. Это ключи от жизни! А вот ее супруг, Абрам Бениаминович, уже умер. Его портрет вы видите на шкафу. Сына Гирша Абрамовича и Розы Моисеевны зовут Монечка. Он играет на скрипочке. Мальчик очень много занимается, поэтому он грустный. Но талантливый! Когда-то я читала книгу Эфраима Севелы (кстати – он был родом из Бобруйска!) — о евреях, которые не успели спастись от фашистов… Мне запала в душу одна фраза: «Пока Моня играет гаммы, ничего плохого случиться не может». Так вот, Монечка Кацнельсон – это тот самый Моня! Сестренка Мони, Сонечка, сидит, распахнув глазенки, и слушает. Мама вся поглощена сыном, она стоит у плиты, но еще даже не начала готовить. А Гирш Абрамович красноречиво держит в руке часики: «Пора обедать!» В семье все хорошо. У детей книги, кубики… Да, они живут в однушке, но зато у них ковер! Немного технических деталей. Рост кукол 35-40 сантиметров. Всю мебель мне делали на заказ. Посуду, чайнички – собирала по знакомым. Здесь мало современных вещей. Например, мясорубка – это игрушка моего детства! При подготовке публикации использованы информация и фото с сайта Большой Хоральной Синагоги Санкт-Петербурга. * * * * * В этом году Бобруйску исполняется 625 лет. Валерию пригласили сделать экспозицию в Выставочном зале. Праздник будет 29 июня. А дедушке Валерии ровно в этот день исполнилось бы 89 лет… Вот так бывает в жизни!
Портной Марик. * * * * * ПРЕССА
(из интервью «Народной газете»)
Эмигрант Фима.
(из сообщения агенства БелаПАН) Смотрите фоторепортаж Виктора Шейкина с выставки кукол Валерии Гайшун в Бобруйске
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|