24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Республика Молдова в 2013 году. Геополитика. Приднестровье
22.01.2013

Три наиболее важные, на мой взгляд, геополитические темы станут для Республики Молдова ведущими в 2013 году. Это, прежде всего, вопросы, связанные с выдвигаемой унионистскими кругами идеей о возможном (и желательном для них) объединении с Румынией, а также с продолжением нашей страной процесса евроинтеграции на Западе и выработкой позиции по отношению к новому проекту на Востоке – Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

Объединение с Румынией

На обсуждение этой острой темы в нашей стране сегодня наложено своего рода «табу». Она, фактически,  закрыта для большинства молдавских политологов и экспертов.

На первый взгляд, всё это весьма странно. В стране то и дело проходят скандальные унионистские «марши объединения», унионистскими лозунгами пестрят стены домов и заборы в молдавской столице, Минюстом РМ зарегистрирована Национал-либеральная партия Виталии Павличенко, провозгласившая объединение Молдовы с Румынией своей стратегической целью, официальный Бухарест напористо продвигают эту идею на всех уровнях, а тут вдруг такая удивительная «стеснительность». С чего бы это? Как прикажете понимать столь однобокую «политкорректность»? 

Полагаю, что на это есть сегодня несколько веских причин. Дело в том, что одни люди в Молдове всё ещё считают, что эта проблема, дескать, «надуманная», в реальности не существующая, а потому  и не стоит её обсуждать. Другие, напротив, наличие такой проблемы вроде бы и признают, но, тем не менее, опасаются открыто обозначить свою позицию, предусмотрительно помалкивают на всякий случай, не зная,  чем завтра всё это лично для них может обернуться.  Третьи же просто по-обывательски притихли, затаились и  равнодушно наблюдают за происходящим, не имея собственной гражданской позиции.  

Не исключено, конечно, что в оценке этой непростой ситуации я в чём-то ошибаюсь. Признаюсь, мне и самому очень хотелось бы, чтобы  в этих вопросах я действительно ошибался.

Но, увы, слишком многие очевидные факты говорят в пользу именно моей оценки ситуации. Они всё более убеждают меня в том, что существует некий стратегический план поэтапного объединения Республики Молдова и соседней Румынии.

План этот, судя по всему, разработан не в Кишиневе. Процесс объединения разбит в нём на  несколько последовательных этапов. Сегодня осуществляется первый этап этого плана.

Первый этап:

Создание ключевых предпосылок для объединения

Главное элементы унионистских действий на этом этапе – это дестабилизация политической, экономической и социальной ситуации в Республике Молдова, подрыв авторитета её национальных лидеров, а также дискредитация её независимой и суверенной государственности.

Есть много признаков того, что эти задачи тайными и явными унионистскими силами внутри Республики Молдова и за Прутом последовательно решаются. У меня лично нет практически никаких сомнений в том, что большую работу в этом направлении проводят спецслужбы соседней Румынии. При этом нельзя исключать, что они пользуются прямой или косвенной поддержкой со стороны молдавских спецслужб.

На данном конкретном этапе официальный Бухарест кровно заинтересован в том, чтобы Республика Молдова не получила долгожданный и много раз обещанный Брюсселем безвизовый режим посещения своими гражданами стран Евросоюза.  Иначе ведь у молдавских граждан исчезнет главный мотив, подвигающий их сегодня на получение румынских паспортов.

Что касается идеологической и пропагандистской составляющей проводимых на данном этапе унионистских мероприятий, то их главная задача состоит в  убеждении граждан Республики Молдова в том,  что проект создания суверенного и независимого Молдавского государства полностью и окончательно провалился, а потому все их надежды на лучшую жизнь должны быть теперь связаны  только с объединением с Румынией.

Значительная часть молодого поколения молдаван уже сегодня готова к объединению. И это не удивительно: молдавская система образования буквально с детского сада до университетской скамьи вдалбливает им, что они румыны. В школе это убеждение крепнет ещё сильнее: каждый ребёнок принимает, как само собой разумеющееся, что его родной язык – румынский (и откуда ему знать, что написано в какой-то конституции?), и что его отечественная история – это часть истории румын.

Румынизация Молдовы уже сегодня идёт полным ходом. Гуманитарная, научная, образовательная сферы уже сегодня функционируют по румынским стандартам. Осталось максимально приблизить к румынскому образцу законодательство и административно-территориальное устройство, объединить энергетическую и транспортную системы и провозгласить Молдову «девятым румынским регионом развития».  

Даже идеология молдовенизма будет цинично использована в интересах унионизма. Лозунг «Молдаване, объединяйтесь в рамках единой Румынии!» уже был использован в ходе недавнего унионистского марша в Кишинёве. Уже сегодня на заборах вместо обанкротившегося лозунга «Бессарабия – румынская земля» появился новый: «Молдаване – значит румыны». Будет проводиться кампания: «Могила Штефана Великого – в Румынии, все молдавские святыни – в Румынии, столицы Молдавского княжества – Сучава и Яссы – в Румынии. Если мы объединимся в единое государство – это всё будет наше, и мы туда будем ездить каждый день».

Будут помпезно отмечаться празднования деятелей молдавской истории и литературы: Михая Эминеску, Иона Крянгэ, Константина Негруци, Василе Алексадри, Михая Когылничану и т.д. При этом будет делаться целенаправленный акцент, что они, родившиеся в Молдове, деятели общерумынского масштаба. Будет внедрён термин «Румынская цивилизация», претендующий на охват всего культурного наследия восточных романцев.

В Кишинёве и других городах Молдовы будут проводиться «праздники улиц»: Букурешть, Сучава, Каля Яшилор, Алба-Юлия и т.д., с приездом из Румынии гостей самого высокого ранга, включая президента, членов правительства, депутатов румынского парламента, а также представителей США и стран Евросоюза.

Второй этап

Практическая реализация программы объединения

Можно предположить, что этот этап начнётся в 2016 году и будет рассчитан на два года.

Будет проведена новая перепись населения, в которой будет единая графа «молдаванин / румын». Если «молдаван / румын» в Молдове по переписи будет 78%, это даст возможность говорить о «румынском большинстве в Молдове», провозгласить Молдову «вторым румынским государством», а румын – «разделённым народом».

Далее последует официальное обращение в международные структуры о признании «проблемы разделённого румынского народа». Решающим аккордом должно будет стать проведение референдума о создании «союзного государства Молдовы и Румынии». Из «рукавов» будут извлечены все «тузы» - от запрета голосовать по советским паспортам (что вычленит из списка избирателей большинство пенсионеров, у которых не будет сил выстаивать в очередях для замены паспорта) до снижения возрастного барьера до 16 лет.

Завершение этого этапа, знаменующее  решение унионистами всей задачи «нового объединения», планируется в 2018 году.

Республика Молдова и Европейский союз

Проблема «несчастливой звезды» Республики Молдова сегодня обозначилась в том, что активность официального Кишинёва в вопросах европейской интеграции совпала по времени с нарастанием всё более острых политических и экономических проблем внутри самого Евросоюза.

Прояви Молдова такую напористость и активность, как сейчас,  в начале 90-х годов ХХ века, она давно бы уже стала  членом ЕС, поскольку в тот период её стартовые возможности были существенно лучше, чем в Румынии.

Но, увы, сменяющие друг друга у власти молдавские политические команды были слишком увлечены  междоусобицами и  разрушением всего, что только можно было разрушить. К тому же  они допустили территориальный раскол страны и создали неразрешимую до сих пор проблему Приднестровья.

Если отбросить наивные иллюзии, то следует честно признать, что членство в ЕС нашей стране в ближайшие 15 лет «не светит». Что, однако, не значит, что Молдова должна поставить крест на процессе евроинтеграции на Западе и  разорвать отношения с ЕС. Как раз, наоборот: Молдова должна продолжить наращивание темпов евроинтеграции, а также начать, наконец, «строить Европу» в своём собственном доме.

При этом евроинтеграция не должна быть синонимом разрыва с Россией и другими странами евразийского пространства, тем более что значительную часть своей истории Россия развивалась как европейская держава. Даже сердце России - знаменитый Успенский собор в Кремле – творение итальянца Аристотеля Фиораванти. А про петербургский период российской истории можно даже и не упоминать. Кстати, Молдавия вошла в состав Российской Империи именно при европейски настроенных монархах – Екатерине II и Александре I.   

Впрочем, надо быть готовыми к тому, что даже в случае  подписания Кишинёвом ряда важных документов с ЕС (если ему удастся это сделать),  в молдавском обществе может наступить глубокое разочарование в проекте евроинтеграции.

Существует большая опасность того, что, даже получив от Брюсселя безвизовый режим, подписав с ЕС договор о доступе в Зону свободной торговли, заключив соглашение об ассоциированном членстве, Молдова не сумеет конвертировать этот успех своей дипломатии в сколько-нибудь существенное улучшение условий жизни простого народа.

Договора и соглашения с ЕС будут, а вот позитивных перемен в жизни большинства молдавских граждан (роста пенсий и зарплат, создания новых рабочих мест, улучшения здравоохранения и образования и т.д.), не произойдет.

И тогда люди просто махнут рукой на не оправдавший их надежд проект евроинтеграции на Западе и начнут искать новую мечту о счастливой жизни. Такой мечтой для них вполне может стать Таможенный союз на Востоке.

Республика Молдова и Таможенный союз

Созданный Россией, Белоруссией и Казахстаном и открытый для вступления других стран Таможенный союз – это очередная «великая молдавская мечта».

Эта новая тема, скорее всего,  станет одной из ведущих в текущем и, особенно,  в следующем, 2014-м году. Политтехнологи ряда молдавских партий уже всерьёз рассматривают её в качестве мощного «локомотива», призванного на следующих парламентских выборах «втащить» их политические формирования во власть.

Настораживает, однако, что ни одна из молдавских партий (кроме, возможно, Партии социалистов Игоря Додона) не изучает и не разрабатывает на теоретическом уровне эту проблему, не проводит глубокий анализ всех плюсов и минусов этого проекта, не создает «дорожную карту» продвижения Молдовы в ТС. Всё делается пока исключительно на уровне популистских лозунгов и пропагандистских клише.

Из всего широчайшего набора потенциальных возможностей, которые даёт Молдове  возможное членство в  Таможенном союзе, пропагандируется только  один «дешевый газ». И точка, больше ничего не изучается и не прорабатывается.

Надо ли всё это понимать так, что если после вступления Молдовы в ТС газ для неё вдруг подорожает, то ей уже нечего будет делать в Таможенном союзе, и она начнёт искать новую «плодотворную идею»? Например, решит интегрироваться с Китаем?

Обращает на себя внимание странно непоследовательная позиция по отношению к членству Молдовы в ТС со стороны  воронинской  ПКРМ. Широко раструбив на весь мир, что «единственный выход для Молдовы – это немедленное вступление в ТС», партийная команда Владимира Воронина не выступила затем ни с одним программным материалом по этому вопросу, не провела ни одного «круглого стола», ни одной конференции по этой тематике.

Любой желающий может легко убедиться в том, что только на одном сайте ava.md опубликовано во много раз больше серьёзных материалов по тематике Таможенного союза, чем на всех, вместе взятых,  медийных ресурсах ПКРМ.

В апреле 2013 года, по инициативе Информационно-аналитического портала ava.md, будет проведена Международная конференция «Молдова и Евразийский союз». К участию в ней приглашены эксперты и политики из нашей страны, а также  представители России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

Данная конференция - это не чисто политический проект, хотя на неё будут приглашены также и представители политических партий Молдовы. Её цель, в принципе, несколько  другая – чётко обозначить и проанализировать перспективы  Молдовы в плане развития связей со своими партнерами на Востоке,  а также изучить вопрос о её возможном вступлении вначале в  ТС, а затем и в Евразийский союз.  

Мы хотим понять, в чем конкретно может состоять реальный выигрыш для Молдовы от участия в евразийском проекте на Востоке, а в чем, возможно, она проиграет, сможет ли она восстановить прежние кооперационные связи с предприятиями бывшего Советского Союза, которые существовали до развала СССР?

 Если это возможно, то следует изучить вопрос о том, на какой основе Молдова должна будет строить эти связи, какое место она может занять в международном разделении труда при вступлении в ТС?

Безусловно, очень важен будет также  анализ ещё одного варианта, предусматривающего формирование и проведение Молдовой «политики особых отношений», то есть одинаково продуктивного сотрудничества,  как с ЕС, так и с ТС.

Сегодня этот вариант многим  кажется нереальным. Но вот каких-либо серьёзных и обоснованных аргументов против него услышать пока не пришлось. Поэтому этот вопрос, на мой взгляд,  заслуживает самого тщательного изучения.

Проблема Приднестровья

Сегодня уже мало кто сомневается в том, что крайне негибкая и неконструктивная  политика, которую проводит Кишинев в отношении Тирасполя, совершенно не способствует сближению между двумя берегами Днестра. Напротив, чем жёстче и бескомпромисснее становится «приднестровский курс» кишинёвских  политиков во власти, тем глубже становится пропасть,  разделяющая оба берега древней реки.

Оно и понятно. Как можно Правобережью надеяться стать привлекательным для Приднестровья, сохраняя преподавание курса «Истории румын» в молдавских школах, разрешая проведение унионистских маршей, не допуская русскоязычных граждан в органы власти, заигрывая с НАТО?

О какой привлекательности можно говорить, если в Молдове запрещается использование серпа и молота, которые присутствуют и на гербе, и на флаге Приднестровья? Как может стать привлекательной страна, где оскверняются памятники героям Великой Отечественной Войны и устанавливаются памятные кресты в честь фашистских легионеров?

Если к этому добавить весь тот возмутительный бардак во власти, который уже три года демонстрирует всем нам правящий Альянс «За европейскую интеграцию», предпочитающий формировать Правительство страны не по принципу высокого профессионализма  кандидатов на занятие высоких и ответственных должностей, а по принципу «близости к телу»   того или иного  партийного вождя, то станет ясно, что  практическая реинтеграция Молдовы -  это очень далекая перспектива. Настолько далекая, что есть повод для серьёзных сомнений в её реальности.

Вспыхнувшая пару лет тому назад надежда на то, что успех в деле урегулирования проблемы Приднестровья принесёт начатая по  инициативе лидера ЛДПМ, премьер-министра Республики Молдова Влада Филата «политика малых шагов», к сожалению,  быстро угасла, поскольку это хорошее начинание вскоре стало давать сбои…

Да и как могло быть иначе, если даже такой простой, казалось бы, вопрос,  как допуск Телевидения Приднестровья на правый берег Днестра в качестве жеста доброй воли, в ответ на допуск Телевидения Молдовы на левый берег, официальный Кишинёв «не смог», вернее сказать, не захотел решить. Вот вам и пресловутая «политика реинтеграции» не на словах, а на деле!

У Республики Молдова, по большому счёту, нет сегодня конкретного, реалистичного плана решения Приднестровской проблемы. Нет креативных идей, которые могли бы дать живительный импульс процессу урегулирования и реально сблизить, хотя бы  в среднесрочной перспективе, позиции Кишинёва и Тирасполя.

Зато имеется мощное противодействие любому сближению. Причём не только в Тирасполе,  но и самом Кишинёве. В том числе, и со стороны некоторых политических сил, которые сегодня находятся в во власти, входят в правящую коалицию. Заявления молдавских и зарубежных политиков о том, что «нерешённость Приднестровской проблемы не должна быть тормозом на пути реинтеграции Молдовы» даёт лишние поводы порассуждать о «кипрском варианте» евроинтеграции, подразумевающем узаконивание (и увековечивание) границы по Днестру.

Причина этого парадокса вполне понятна. Ведь Приднестровье – это один из тех «якорей», которые сильно мешают Молдове свободно плыть в сторону Румынии.  Поэтому некоторым правым политикам-радикалам в составе правящего Альянса, даже не скрывающим своих унионистских взглядов, очень хотелось бы избавиться от этого «якоря». Однако вслед за приднестровским «якорем» волей-неволей придётся избавляться и от других «якорей», удерживающих Молдову в едином пространстве с Россией – от Бельц, Гагаузии, Тараклийского и Бессарабского районов, севера Молдавии и так далее...


 
Количество просмотров:
1122
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.