Регина Прокопова
Уже полгода в Кишиневе работает Центр по защите прав российских соотечественников, проживающих на обоих берегах Днестра. Открылись его филиалы в Бельцах и Тирасполе.
Руководитель Центра, председатель Конгресса русских общин Валерий Клименко в интервью «Панораме» рассказал о проблемах, которые чаще всего интересуют тех, кто обращается за помощью.
– Валерий Иванович, можно ли уже говорить о каких-то ощутимых результатах деятельности Центра?
– Главный результат для нас – Центр очень востребован у наших российских соотечественников. Об этом, прежде всего, говорят цифры. За эти полгода в головной офис Центра в Кишиневе обратились за помощью две сотни человек, в бельцкий филиал – 46 граждан и в тираспольский – 198. С учетом того, что и другие структуры Конгресса (районные общины) оказывают правовую поддержку в рамках своих общественных организаций, за шесть месяцев юридическую помощь и консультации получили 918 российских соотечественников.
– Такой строгий учет... А в это число попадают те, кто обратился не совсем по адресу? Ну, например, со своими жилищно-коммунальными проблемами?
– В специальных журналах у нас фиксируется каждый визит: личные данные человека, его адрес, номера телефонов, с каким вопросом обратился. Там же делается пометка: какие рекомендации были даны, как мы видим, с правовой точки зрения, развитие той или иной ситуации, проблемы. Это может быть просто консультация. Но часто бывает необходима наша помощь в подготовке документов – скажем, если речь идет о желании посетителя участвовать в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Готовим мы и исковые заявления, если посетителю нужно обратиться в судебную инстанцию. Некоторым категориям граждан, в первую очередь неимущим, мы, в случае необходимости, бесплатно предоставляем адвоката для участия в судебном процессе. То есть историю каждого обращения легко проследить.
Да, случается, что к нам приходят с вопросами, находящимися вне сферы нашей компетенции. Но и в таких ситуациях мы оказываем конкретную помощь: называем человеку точный адрес, куда ему следует обратиться для решения своей проблемы.
Около 40% посещений – по вопросам получения российского гражданства. Это, кстати, очень тревожный «звонок» для властей Молдовы. Ибо он свидетельствует о том, что люди готовы любыми путями бежать из родной страны. Понятно, что не от хорошей жизни...
– Может, имеет смысл еще раз назвать условия для получения российского гражданства, чтобы у ваших работников зря не отнимали время?
– Это совсем отдельная тема, на которой не имеет смысла сейчас останавливаться подробно. Есть несколько категорий соотечественников, имеющих право на упрощенный порядок получения гражданства России, но, в основном, лишь при условии постоянного проживания на территории РФ. Самый «быстрый» путь получения российского гражданства для тех, кто твердо решил туда переехать, особенно для молодежи, – это участие в программе переселения. Вот такие желающие и составляют вторую по численности категорию наших посетителей.
И, конечно, многие соотечественники обращаются к нам за консультациями по вопросам уголовного, гражданского, трудового, жилищного, семейного, пенсионного права, а также по другим вопросам.
– В каких судебных процессах, если это не секрет, принимают сейчас участие адвокаты Центра?
– В первую очередь, это дела, имеющие общественную значимость. Вы знаете, сколь острой для всей российской диаспоры в Молдове является проблема так называемой оптимизации русских учебных заведений, истинный смысл которой состоит в ликвидации в целых регионах Молдовы образования на русском языке. Мы полагаем, что это осознанная политика нынешних молдавских властей, активно поддерживаемая ЕС. Мы этой несправедливости активно противостоим.
– В названии Центра и в нашей беседе фигурирует слово «соотечественники». Многие считают, что это либо этнические русские, либо уроженцы России, и поэтому не решаются обратиться к вам.
– Я уже неоднократно объяснял, что «соотечественники» – понятие отнюдь не этническое: это могут быть и молдаване, и гагаузы, и евреи – да кто угодно, владеющий русским языком, идентифицирующий себя с Россией и лояльно относящийся к ней, ощущающий с нею духовно-культурное родство...
– Вы не боитесь со всеми перессориться?
– Мы ни с кем не хотим конфликтовать. Но желаем жить в правовом государстве, где не будут нарушаться права граждан, в том числе (и это предмет особого внимания Центра) российских соотечественников. И пусть все нарушители закона, какого бы ранга они ни были, знают: мы начеку. И чем больше с их стороны будет пакостей в адрес наших соотечественников, тем больше неприятностей будет у них в судебных инстанциях с нашим участием, включая Европейский суд по правам человека. А потерять лицо в глазах европейских «попечителей» наши властители боятся больше всего на свете.