Александр Минаев
Так во Франции называли Жана Маре - кумира зрителей 40-60 годов. Если красоту признать частью таланта, Жан был чистым гением. Актер театра и кино, живописец, скульптор, декоратор - он ставил спектакли, сочинял сказки для детей и сам стал легендой. Все, с кем работал Маре, отмечали его скромность, такт и профессионализм. До последних дней он оставался творчески активным художником. Умер от сердечного приступа всего месяц не дожив до своего 85-и летия.
ВЫДУМЩИК ЖАННО
Альфред Виллен-Маре ушел на войну, когда младшему из двух сыновей не было и года. В 1918 родители развелись и семья-бабушка,ее сестра, и Анриетт с двумя мальчиками покинули Север Франции и переехали в Париж.
Уже в 4 года Жан знал,что будет актером- бредил кинематографом-разыгрывал с куклами и солдатиками сюжеты навеяные приключенческими картинами с участием звезд немого кино - Пирл Уайт, Фэйрбэнкса, Мэри Пикфорд.
Увлекался мифами и себя представлял богом, из прихоти притворяющимся человеческим ребенком. Воображение его было романтичным и буйным . Мог заплакать навзрыд, наблюдая себя со стороны и удивляясь своим слезам.
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК
Дома, окруженный любовью многих женщин Жанно прятал свои недостатки - очень хотел нравиться. В школе по этой же причине безобразничал, чтоб избежать положения пай-мальчика и не потерять авторитета у приятелей. Выдавал себя за отпрыска знатного рода, приворовывал и был мастером жестоких шуточек. Ради успеха у сверстников ,побеждая страх, лазил в самые темные закутки и ходил по крышам. Когда Жану прописали очки отказался их носить из за боязни насмешек (по этой же причине позже перестал врать). Попав в церковную школу стал прилежно учиться с той же жаждой первенства, с какой прежде хулиганил в интернате.
ОСТАВИЛ КАРТОЧКУ СВОЮ
В 15 лет бросил школу и устроился в радиомастерскую. Подрабатывал на заводе "Патэ", на полях для гольфа, вскоре стал учеником фотографа. Во время съемок в женской тюрьме случайно узнал где пропадала во время долгих отлучек его нежно любимая мать - Анриетт сидела за воровство- страдала клептоманией (она прихватывала безделушки в магазинах даже тогда, когда сын стал знаменит и вполне ее обеспечивал).
А в то время юноша рассылал свои фото на все киностудии- надеялся на небольшую роль. Отправился на прослушивание- выспренно читал романтические поэмы. Вместо одобрения однажды услышал от педагога - "Вам надо лечиться, Вы истерик". Три раза молодой Маре безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории. Наконец был принят на курсы Шарля Дюллена. Появился на экране в первой эпизодной роли. Вышел на сцену в массовке. А затем был взят под опеку знаменитым поэтом и режиссером Жаном Кокто.
ДВА ЖАНА
Маре и Кокто познакомились в Испании в 1937 году - юный красавец и сорокалетний сухопарый эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Они стали творческим тандемом, учеником и учителем, парой не скрывающей своих отношений. За намеки на их связь Жан не раз давал острякам зуботычины.
"Мы так близки, что в этом есть искусство". Их любовная переписка в стихах вошла в антологию мировой поэзии , а фильмы и спектакли поставленные Кокто для Маре- в сокровищницу французской культуры. День их встречи Жан назвал вторым днем рождения . Мелодрама "Вечное возвращение" на сюжет "Тристана и Изольды" (по сценарию Кокто) в одночасье сделала скромного статиста кумиром всей Франции. Малоопытный, но пластически выразительный актер стал послушным материалом в руках мэтра, находкой для драматурга и режиссера тяготевшего к поэтическому переосмыслению античных мифов и старинных легенд. Когда Кокто в 1963 году умер Маре признался "Теперь я буду только делать вид, что живу".
КРЕСТ И ПОДМОСТКИ
Жан воевал в начале войны и в самом ее конце (умудряясь участвовать в киносъемках) был радистом и шофером. Однажды, поленившись вылезти из машины во время очередной бомбежки, схлопотал "Крест за храбрость". Оказывается вышел приказ водителям не покидать транспорт во время налета.. Жан был искренне смущен этой наградой - искал случая проявить настоящий героизм, но такового не представилось.
После войны слава Маре-кинозвезды поугасла - пришли времена других героев. Жан ничуть не огорчился он увлеченно работал в театре, спал, порой, не более двух часов в сутки. В 1949 году дебютировал в "Комеди Франсэз" в роли Нерона. Снимал комнату напротив театра, а репетируя Цезаря в пьессе Бернарда Шоу переодевался в гримуборной великой Сары Бернар. Его игрой в трагедиях Шекспира восхищался весь Париж. Маре некогда забавлявший критиков своей "статичностью и внутренней пустотой" в образе Короля Лира поразил самого Лоуренса Оливье. Правда, это случилось несколько позже.
И РИСКОВАЛ, И РИСОВАЛ
Фехтовать Маре научился еще в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака " Кармен" (1945). Как то во время циркового предсталения в честь звезд экрана
Жан под самым куполом легко повторил опасный номер клоуна-акробата, чем привлек внимание режиссера Андре Юнебеля - постановщика приключенческих и комедийных фильмов. Тогда, в начале 60-х Юнебель искал актера в хорошей физической форме и нашел , что Жана с его шармом галантного кавалера и неподдельной отвагой, ему сам Бог послал. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второе пришествие актера на экран- герой-любовник 40-х преобразился в рыцаря жанра "плаща и шпаги" Все эти фильмы шли в наших кинотеатрах ("Горбун", "Капитан","Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны" и , конечно, незабвенный "Фантомас"). Не лишним будет напомнить, что только в сценах опасных автомобильных погонь, Маре заменяли дублером (и другом актера) Жилем Деламаром, остальные трюки Жан всегда выполнял сам, порой получая синяки и травмы.
Рисовал Маре с десяти лет. Еще раньше придумывал и конструировал декорации для своих детских театральных импровизаций. Юношей. работая у фотографа приглядывался. ,как хозяин писал маслом. Вскоре и сам взялся за кисть. Пройдут годы и Пабло Пикассо, увидевший картины зрелого Маре скажет, что с таким талантом живописца нечего делать на "каких-то там киносъемках". Жан не только рисовал и писал картины. Он создавал эскизы костюмов для спектакля в театре "Буфф Паризьен", директором которого был какое-то время. Среди прочих работ Маре- художника много портретов Кокто. В 1964 году Жан записал пластинку с песнями на стихи своего друга и учителя. Через 12 лет в парижской "Галери Просцениум" открылась выставка скульптурных произведений знаменитого актера, вышла книга его воспоминаний, а вскоре и сборник сказок . Автор иллюстраций к сказкам- все тот же, многогранный Жан Маре. .
РАЗВЛЕЧЕНИЯ СТАРИКА
Серж-приемный сын Жана Маре жил отдельно. Видимо стеснялся слухов о сексуальной ориентации человека, принявшего живое участие в его судьбе. Овчарка по кличке Гюго заняла место любимого пса Мулука, найденного Жаном на одной из военных дорог, и давно умершего.
С годами Маре все меньше снимался в кино. Перебрался из Граса в окресности живописных Канн. Теперь Маре жил неподалеку от усадьбы Пабло Пикассо, в Валлорисе, в скромном доме, который он называл "Внутренний двор". В этих краях Жан встретил своих последних в жизни настоящих друзей Джо и Нини Паскали. Он снова писал картины, занялся изготовлением оригинальных ваз и статуэток, на которые ставил изящный автограф. Эти работы с удовольствием раскупали туристы.
Старость подступала медленно, но неотвратимо, былые травмы донимали седого, как лунь, рыцаря экрана.
Жан Маре умер 8 ноября 1998 года от сердечного приступа.
Он никогда не жаловался на старость и одиночество - называл себя "стариком, который развлекается". Говорил, с улыбкой и светом в глазах, что всегда живет сегодняшним днем и в этом один из его рецептов счастья.
Их у Жанно, как и талантов, было много.
Он был последним из уходившего поколения великих актеров французского кино. Но остались зрители, которые не забывают великолепных в своем благородстве, героев Маре, которым нет дела до подробностей личной жизни Художника. Для преданных и верных он всегда будет Принцем Обаяния.