22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Последние евреи Египта. Режиссер Амир Рамзес решил снять документальный фильм об исчезающем сообществе
01.04.2013

Когда Амир Рамзес (Amir Ramses) решил снять документальный фильм об истории стремительно сокращающегося египетского еврейского сообщества, он знал, что, возможно, он разворошит осиное гнездо.

«Среди жителей Египта широко распространены теории еврейского заговора, - рассказал Рамзес репортерам The Daily Beast в Каире на этой неделе. – Когда вы произносите слово «еврей», у людей оно автоматически ассоциируется с Израилем».

Проблемы начались в марте, когда египетское Управление цензуры, которое входит в состав Министерства культуры, сообщило Рамзесу, что оно не даст ему разрешение на показ его фильма. В своей беседе с журналистами местной газеты глава управления цензуры Абдель Саттар Фати (Abdel Sattar Fathy) объяснил, что Управление государственной безопасности посчитало этот фильм неподходящим для публичного показа.

Однако после протестов защитников свободы слова и коллег-режиссеров чиновникам пришлось уступить. На этой неделе документальный фильм, который содержит беспрецедентный отчет о жизни евреев в Египте в 20 веке, наконец, вышел на широкий экран.

По словам 33-летнего Рамзеса, реакция зрителей на предварительном показе, который состоялся перед премьерой фильма, оказалась «странно положительной».

«Мы предполагали, что люди, пришедшие на показ такого фильма, находятся в плену враждебных предубеждений, - объяснил он. – Однако реакция оказалась на самом деле положительной».

Правозащитные группы и активисты, хотя и приняли с радостью конечное решение Управления цензуры выдать согласие на показ документального фильма Рамзеса, тем не менее, подвергли критике прежние попытки служб национальной безопасности - забывших об антипатии к антисионизму и выращенных в тени постоянных войн с еврейским государством – уничтожить этот фильм.

«Это свидетельствует о том, что законы, которыми руководствовался прежний режим, теперь использует новый режим», - считает Эмад Мубарак (Emad Mubarak), директор неправительственной организации, выступающей в защиту свободы слова, которая помогала Рамзесу подготовить документы для судебного иска против египетских властей.

Документальный фильм под названием «Евреи Египта» («Jews of Egypt»), несомненно, представляет собой важную веху в египетском кино.

Названный на официальном сайте попыткой выяснить, почему некогда процветающее еврейское сообщество превратилось «из партнеров внутри страны во врагов», этот фильм стал первой серьезной попыткой задокументировать коллективный опыт египетских евреев в 20 веке и создать из этих материалов фильм категории А.

История еврейского сообщества в Египте, достигшего пика своей численности – 100 тысяч человек – после Второй Мировой войны, уходит своими корнями на 3 тысячи лет назад к эпохе Рамзеса III.

Несмотря на то, что евреи составляют лишь небольшую долю населения страны, многие из них сумели занять высокопоставленные должности. Великий средневековый еврейский энциклопедист Маймонидес был одно время главным врачом при дворе Саладина, врага английского короля Ричарда Львиное Сердце.

В первой половине 20 века главный спичрайтер и министр финансов короля Фуада были евреями.

Многие из тех, кто жил в эпоху заката влияния Британии в Египте, с тоской оглядываются на космополитическое государство, где, по их словам, итальянские и греческие купцы мирно сосуществовали с их еврейскими соседями, несмотря на то, что плюрализм в этом общество часто подкреплялся английскими штыками.

Роджер Бибул (Roger Biboul), египетский еврей, который сейчас живет в Соединенном Королевстве, после того как в 1950-х годах его выгнали с его родины, рассказал репортерам The Daily Beast, что его детство в средиземноморском городе Александрия было «замечательным временем».

«Это было чрезвычайно многокультурное сообщество, в котором люди разных национальностей и вер могли взаимодействовать друг с другом, - рассказывает 72-летний Бибул. -  Мы вели чрезвычайно приятное, благословенное существование».

Проблемы начались, когда в 1954 году к власти пришел Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdel Nasser). После того как в том же году была раскрыта крупная израильская шпионская сеть, отношение к евреям изменилось в худшую сторону.

После Суэцкого кризиса в 1956 году, когда Израиль помог Британии и Франции вторгнуться в Египет, чтобы вернуть Суэцкий канал, в подачи правительства многие евреи были изгнаны из страны. В течение следующих нескольких лет страну покинули десятки тысяч евреев, которые вместе с иностранцами бежали от националистической революции Насера.

Современное египетское еврейское сообщество насчитывает всего несколько десятков человек.

Самой младшей представительнице этого сообщества, которое практически полностью состоит из женщин, сейчас более 50 лет, кроме того, большинство из оставшихся еврейских женщин вышли замуж за христиан и мусульман, а это значит, что еврейская культура в Египте, вероятнее всего, исчезнет уже в течение следующих 10 лет.

«Думаю, в Египте вполне уместно задавать вопрос о том, есть ли здесь будущее у еврейского сообщества», - сказал раввин Эндрю Бейкер, американец, который пытался помочь в создании фонда, направленного на сохранение еврейского наследия Египта.

Те евреи, которые до сих пор живут в Египте, вынуждены жить в обществе, которое с каждым годом становится все более враждебно настроенным против Израиля – и эта враждебность порой перерастает в откровенный антисемитизм.

Несмотря на то, что египетское правительство в течение нескольких лет проводило реставрации синагог, члены египетской еврейской диаспоры жалуются, что чиновники зачастую ведут себя довольно противоречиво в отношении этих проектов.

В одной из самых ярких сцен фильма «Евреи Египта» пожилой человек рассказывает своему собеседнику, как сильно ему нравится египетская певица по имени Лейла Мурад (Leila Mourad). Однако после того как ему сказали, что она еврейка, он сразу же поменял свою точку зрения.

«Я снял этот фильм, потому что меня очень беспокоит то, куда мы как общество движемся, - говорит Рамзес. – Моя утопия – это Александрия 1940-х годов. И меня очень удручает та ситуация, в которой мы оказались сейчас».


 
Количество просмотров:
876
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.