Как вы помните, благотворительный фонд DOR le DOR в 2002–2006 годах провел огромную работу по реабилитации столичного Еврейского кладбища. Произвел перепись всех могил, результатом чего явился выпуск книги «Дом вечности» (списка похороненных). Убрал многолетние горы мусора, отремонтировал ограду по всему периметру, установил новые ворота, проложил дорожки, построил туалет, завёз бочку с водой.
Ежедневно десяток рабочих выкашивали дикорастущую зелень. Была организована круглосуточная охрана с ночным обходом «объекта». Словом, фонд вложил много сил и средств в наведение порядка, поэтому нам небезразлично, что там происходит. И люди нашей общины знают и помнят об этом, поэтому продолжают звонить и писать в редакцию по вопросам, так или иначе связанным с Еврейским кладбищем.
Вот и сейчас поступили сигналы от читателей и коллег: на территории некрополя ведется сезонная вырубка деревьев, которые, падая, ломают старинные памятники.
Вместе с заместителем директора Еврейской общины РМ Михаилом Горбачевым я отправилась на место событий. Мы встретились с заведующим Еврейским кладбищем Виктором Аврамом. Он сам вызвался показать нам поврежденные надгробия, провел по старой части некрополя. Кто захаживал на сектора 7, 8, 9, знают, что там расположены наиболее ценные с точки зрения исторических, археологических и архитектурных исследований старинные надгробия. Точная дата образования Кишиневского еврейского кладбища неизвестна, но древнейшие стелы, которые удалось в своё время обнаружить фонду DOR le DOR, датированы 1812 годом.
Некоторые захоронения невозможно рассмотреть и тем более к ним приблизиться, настолько они заросли колючим кустарником.
Вот что рассказал нам Виктор Аврам: «Каждый год нам приходится вырубать дикую поросль и сгнившие деревья, под которыми небезопасно находиться. Этой весной шквалистый ветер сломал 22 дерева, их необходимо было спилить. Некоторые из них, падая, действительно повредили надгробья. Но вы видите, какова плотность захоронений? Тут, куда не направляй, ствол раскидистого дерева всё равно упадет на могилы. Кое-где дерево, порывами ветра вывернутое с корнями, подняло сразу несколько могил».
Что тут возразишь? Хотя, честно говоря, работу в отдельных местах не назовешь ювелирной. (Вот, посмотрите снимки, которые я сделала.) Когда речь идёт об историческом некрополе, любые оправдания кажутся несостоятельными. Удручают и известные нам случаи использования «по-соседски» частей могильных плит для хозяйственных нужд.
Возвращаясь на центральную аллею, в который раз с печалью оглядываю ритуальное сооружение Бейт Тахара, великолепный памятник архитектуры старого Кишинева. Он из последних сил сопротивляется разрушению и натиску всё той же вездесущей растительности. Жаль, что ни у властей, ни у наших бизнесменов нет ни средств на реставрацию, ни желания возродить это строение.
Людмила ЗУБОВА
Лес рубят –щепки летят
Честно говоря, комментировать давно надоело: происходит одно и то же, а в целом ситуация не меняется! В чём её специфика, если не зацикливаться на свежем факте?
Прошло более шести лет с тех пор, как местные власти в хамской форме заставили благотворительный фонд DOR le DOR прекратить все работы на Еврейском кладбище. Комбинат ритуальных услуг тогда возглавил Вадим Кожушняну, которому пришла в голову гениальная идея: пусть фонд даёт деньги муниципальным службам, а они, профессионалы, лучше знают, как экономнее и эффективнее потратить чужие средства. Естественно, DOR le DOR отклонил предложение прытких посредников. Тогда фонд обвинили «в занятии бизнесом и вандализме... на кладбище».
Несмотря на абсурдность поклёпа, никто не поставил наглого чиновника и его команду на место. Руководство Еврейской общины (председатель Яков Тихман) и Еврейского конгресса (руководители Александр Билинкис и Александр Пинчевский) даже для проформы не обратились с письмом в вышестоящие инстанции.
Правда, «конгрессмены» как раз тогда предложили Комбинату ритуальных услуг своими силами навести порядок на запущенных еврейских кварталах «Дойны». Какие они всё-таки хитрые, эти еврейские предприниматели! Им был дан такой же отпор, как и фонду: вы, мол, нам выделяйте деньги на уборку – мы лучше знаем и умеем. «Конгрессмены» ответили: хорошо, давайте смету, но когда они увидели эту фантастическую калькуляцию – всё поняли. И вопрос отпал надолго. Но у команды Кожушняну оказалась хорошая память: когда через несколько лет дирекция ЕОРМ захотела привести на один-два еврейских квартала «Дойны» юношей и девушек из еврейских молодёжных клубов, администрация воскресник запретила.
Я бы посмотрел, как у муниципальных ритуальщиков такие наглые фокусы прошли бы с русскими, болгарами, украинцами, армянами, гагаузами и мн. др. Этих функционеров просто закопали бы на том объекте, которым они руководят! Любая этническая община разнесла бы примэрию. Увы, евреи (иногда совсем несвоевременно) любят изображать законопослушных толерантных интеллигентов.
Руководство нашей общины так и не надумало за прошедшие годы, кто и как будет курировать столичное Еврейское кладбище. Даже как-то снисходительно поясняли мне, что в уставе что-то там не прописано. Заведующий нашим некрополем Виктор Аврам как раз оказался человеком вполне адекватным и знающим предысторию конфликта. Он не только не мешал проведению воскресников молодёжи, но и всячески приглашал на них, обещая обеспечить инвентарём и вывезти собранный мусор. Нечасто же ему с нами фартило!
Но какие-то микроскопические иллюзии насчёт евреев у него, видимо, всё-таки сохранялись, поэтому Виктор однажды пытался с помощью газеты «Еврейское местечко» выпросить хотя бы мешок цемента для того, чтобы заделать ограждение. Никто из наших строительных магнатов, как и следовало ожидать, не откликнулся.
Годика два назад на Еврейском кладбище стали практиковать «обоюдовыгодные» сезонные вырубки – прямо скажем, не только старых деревьев. Но эта проблема – отдельная и не только кладбищенская: даже в более заметных местах столицы порой варварски уничтожаются зелёные насаждения. Что касается нашего некрополя, то те участки, где, например, прошлой зимой произведена вырубка, выглядят неплохо. Но недавно поваленные памятники, пусть даже совсем старые и «безхозные» – это безобразие, которое... прекратить не так просто! Бригада рабочих не располагает всем необходимым ассортиментом дорогостоящей техники, которая позволяет начать зачистку дерева сверху или отпиливать понемногу. Нет «смотрящего» от общины, который хотя бы раз в неделю заглядывал на улицу Милано с видеокамерой.
Спасибо коллегам за сочувствие и поднятую боевую тревогу. Снимки на своём сайте выложил фотокорреспондент Игорь Взоров, их же можно увидеть на сайте «АиФ-М», заинтересовались проблемой в редакциях «Коммерсант Plus» и «Пульс». «Омега» написала об «осквернении» и «атаке вандалов» – замдиректора нашей общины Михаил Горбачёв был вынужден откликнуться в «комментах» и вполне официально подчеркнуть: подобные определения некорректны. http://omg.md/Content.aspx?id=109488&lang=3
Естественно, многие еврейские сайты перепечатали «Омегу», а не разъяснения представителя ЕОРМ – и наши земляки за кордоном уже подняли геволт и кипеш. Я уже привык к тому, что «любовь к отеческим гробам» у них обостряется в дальнем зарубежье и совсем не самокритично. Тем, кто не позаботился об уходе за могилами, мне сказать особо нечего. Ну, могу проверить и уточнить, конечно... Директор «Pavetex-cons» Павел Туев сегодня заверил меня, что после нынешних урагана и вырубки (в основном в самой старой части кладбища) те захоронения, которые у него на обслуживании, не пострадали. Разумеется, всё, что вы видите на снимках, будет убрано и приведено в порядок, – в этом нас заверили представители администрации. Что ж, наведаемся через месяц...
Готовя сообщения и не успев подумать, некоторые корреспонденты продемонстрировали и глубокие знания по истории: они увязали вырубку деревьев с намечающимся «празднованием» 100-летия погрома. Отдельным коллегам я успел сообщить, что столетие было отмечено 10 лет назад, а сейчас уже будет 110-летие. Хотя в целом, может быть, и верно: некоторые жертвы того погрома похоронены как раз на нашем последнем приюте. Не исключено, что кто-то теперь оказался и под упавшим или срубленным деревом. Что делать... Пережили советское секвестирование Еврейского кладбища – переживём и демократический лесоповал на нём.
Илья МАРЬЯШ