|
|
|||||
На устах
Глеб Праведников Недавно многие местные СМИ облетело сообщение, которое вызвало недоумение и у тех, кто писал об этом, и у тех, кто читал. Приговор, вынесенный летом убийцам Александра и Клары Сандлер, отменён Апелляционной палатой столицы. Приговор отменёнНезадолго до этого, как мы уже сообщали, в региональном вкладыше в «АиФ» (27 февраля) появился материал «Требуем объективного расследования! Родственники осуждённого за убийство сомневаются в приговоре суда». Речь вновь идёт об убийстве Александра Сандлера и его матери. Исходя из практики, можно предположить, что для создания определённого сочувственного общественного мнения (в канун очередного заседания в Апелляционной палате) группа поддержки постаралась напечатать подобное обращение, рассчитанное на тех, кто вообще не в теме.
Понятно, что подобная публикация в популярной газете не могла не вызвать определённого резонанса и в столице вообще, и в нашей общине в частности. Очередное заседание Апелляционной палаты Кишинёва, на котором должны были продолжать рассматривать данное дело, назначили на 1 апреля. Осуждённые в тот день не явились: видимо, один из них болел. Заседание перенесли на 12 апреля и огласили: решение суда первой инстанции отменяется, дело вновь направляется в суд столичного сектора Рышкановка для рассмотрения в новом составе.
Отметим: представитель прокуратуры настаивал, естественно, на прежнем решении. Какие именно процессуальные нарушения были допущены в первом суде и что конкретно побудило Апелляционную палату принять такое решение, выяснится 8 мая. Только тогда и потерпевшая сторона, и её адвокат получат на руки официальную бумагу.
С ножом за покупкойПерелистав прессу, напомним суть дела. Александр Сандлер продавал электронную аппаратуру, которую хранил на квартире своей матери. Летом 2010 года он встретился там с двумя молодыми людьми – потенциальными покупателями. С одним из них он был несколько месяцев знаком. Дело на 10 минут. Жена Ирина осталась ждать Сашу рядом с домом в кафе. Но отсутствие мужа неожиданно затянулось, его мобильник и стационарный телефон свекрови не отвечали.
…На телах 31-летнего Александра и его 64-летней матери были обнаружены многочисленные ножевые ранения несовместимые с жизнью. Повсюду следы крови, даже на лестничной площадке перед входной дверью… Уже потом, для подтверждения версии следствия, занавеска со следами крови (которая принадлежала, как выяснилось, Станиславу Пангалосу) подверглась экспертизе ДНК…
Убийц задержали через несколько дней после преступления. Ими оказались 25-летний Станислав Пангалос, кишиневский студент, обучавшийся в Греции (одно время работал в Кишиневе помощником инструктора по рукопашному бою) и 23-летний Андрей Паскарь, известный спортсмен по армрестлингу. Свои физические данные они использовали не для того, чтобы вынести старушку из горящего дома, не для того, чтобы спасти тонущего ребёнка, или девушку от группы насильников. Их спортивной подготовке нашлось совсем иное применение. Улики свидетельствуют о том, что это было не спонтанное, а спланированное убийство, следы которого замести этим негодяям не удалось.
А они уже заскучали…Следствие тянулось два долгих года. Даже арестованные заскучали и попросились домой. (Это не шутка.) Наконец, суд столичного сектора Рышкановка (в составе судей Георге Горуна, Лилии Лупашко и Олега Мельничука) 20 июня 2012 года приговорил к 20 годам лишения свободы в пенитенциарном учреждении закрытого типа Андрея Паскаря и Станислава Пангалоса, признанных виновными в убийстве Александра Сандлера и его матери Клары.
По решению суда, убийцы должны выплатить семье Сандлер компенсацию в размере 400 тысяч леев. Кроме того, ежемесячно, до достижения дочерью Александра, оставшейся без отца, восемнадцати лет, Паскарь и Пангалос должны выплачивать 2 тысячи леев. С преступников должны будут взыскать также 10 тысяч леев, затраченных на проведение экспертизы ДНК, которая понадобилась для расследования дела, и 7700 леев за юридические услуги, оказанные потерпевшей стороне. Ничего этого пока не сделано, т.к. приговор не вступил в законную силу. Вдобавок преступники не считают себя виновными.
Доктор права Павел Замфир, адвокат Ирины Чернец – вдовы Александра Сандлера, был удовлетворён результатом: суд рассмотрел все аспекты дела объективно и квалифицированно, предоставив возможность обеим сторонам привести дополнительные аргументы и детально изучить все вещественные доказательства. «Хотя мы добивались, – сказал адвокат, – осуждения преступников на пожизненный срок, суд посчитал это слишком суровым наказанием, но можно смело сказать, что справедливость восторжествовала!»
Как писал в июне 2012 года еженедельник «Еврейское местечко», убийцы, судя по их поведению на оглашении приговора, кажется, еще не осознали, какое страшное преступление они совершили. Ни один из них не обратился к родственникам погибших даже с формальным извинением…
При назначении наказания любая судебная инстанция исходит, прежде всего, из характера преступления и отношения самих подсудимых к содеянному. Если бы убийцы Александра и Клары Сандлер сами явились с повинной, рассказали правду, раскаялись, возможно, они могли бы рассчитывать и на какое-то снисхождение. Они же продолжали и продолжают упорно твердить о своей невиновности, хотя были вынуждены признать: в тот роковой вечер они посетили квартиру Клары Сандлер.
Позиция нашей общины
Прокурор Анжела Плешка отметила тогда, что это практически первое раскрытое за последние годы в Молдове дело из числа преступлений такого масштаба. На протяжении всего хода судебного разбирательства чувствовалось неослабное внимание к расследованию дела представителей средств массовой информации и со стороны Еврейской общины РМ. Этнической компоненты в данном деле нет, это чистая уголовщина. Но Саша Сандлер был хорошо известен в нашем кругу как активист, поэтому община не могла не обратить на случившееся самое пристальное внимание.
В прошлом году обе стороны процесса подали апелляции. Их рассмотрение затягивалось и переносилось. И вот в марте-апреле 2013 года последовало продолжение. Тогда же наша редакция получила пресс-релиз из дирекции ЕОРМ:
«В Апелляционной палате муниципия Кишинев проходят заседания, в которых одной стороной являются Андрей Паскарь и Станислав Пангалос, осужденные судом за двойное убийство в 2010 году Александра и Клары Сандлер, и родственники погибших с другой стороны. Осужденные Паскарь и Пангалос приговорены к двадцати годам тюремного заключения. Они требуют отменить решение суда сектора Рышкань, а родственники зверски убитых матери и сына Сандлер ходатайствуют о пожизненном заключении преступников.
Позиция Еврейской общины Республики Молдова в данном вопросе остается последовательной и принципиально неизменной, а именно:
– расследование закончено,
– суд состоялся,
– вина вышеупомянутых преступников полностью доказана,
– приговор вынесен,
– осужденные должны понести заслуженное и справедливое наказание за содеянное.
Требования осужденных и их родственников отменить решение суда сектора Рышкань рассматриваются Еврейской общиной как давление на судебные органы и искажение фактов для средств массовой информации».
Процесс снова затягиваетсяПозиция родственников одного из заключенных, назвавших (в «АиФ-М») происшедшее в квартире Сандлеров «стычкой» (!), и адвокатов осуждённых вполне понятна. Их право обращаться во все инстанции, куда только возможно. И они будут это делать. Даже попытку апеллировать к общественности через прессу по-человечески можно понять. Им (родителям – в особенности) можно и посочувствовать: их дети выросли подонками.
Однако мы сочувствуем (не по национальным, а по человеческим мотивам), прежде всего, родственникам убитых, которых многие в общине знали как очень симпатичных и во всех смыслах порядочных людей. Пока соблюдаются процедуры, болеют и не приходят на заседания подсудимые, адвокаты, судья и окончательное вынесение приговора затягивается всё больше и больше, близкие семьи Сандлер вновь и вновь вынуждены наблюдать наглое поведение преступников, которые продолжают валить вину друг на друга, выдумывать смешные небылицы и выкручиваться.
Таким образом потерпевших продолжают вновь и вновь душевно травмировать. Даже если есть какие-то недоработки и неучтённые мелочи, если всплыли неизученные до конца детали, нельзя же до бесконечности затягивать этот процесс? Тем более, что на самом деле для всех всё абсолютно ясно: Сашу и его мать зарезали эти два недобрых молодца. Гореть им в аду!
Однако степень участия каждого так до конца действительно не прояснена, т.к. честных признаний преступники не дают. Станислав Пангалос утверждает, что сидел рядом с хозяином на диване, а Андрей Паскарь неожиданно бросился на Сандлера с ножом. И его убил, и вошедшую Клару. Поэтому Станислав признаёт свою вину лишь в недонесении. Его напарник, наоборот, валит всё на своего приятеля. Кстати, где именно и как Станислав так порезал руку, что ему после убийства пришлось срочно ехать в больницу? Непонятно. И самому Пангалосу тоже неясно, как его кровь оказалась на задёрнутой занавеске.
Ещё один убедительный тезис защиты: обвинение в ограблении, дескать, не доказано. Конечно – владелец аппаратуры убит, как и хозяйка квартиры: кто же может сказать, пропало что-то или нет? Родственники не в курсе. Действительно: вроде, ничего не унесли, сматываясь впопыхах. Не так гладко у них всё получилось, как планировали. Даже наоборот что-то оставили. Например, удавку. А сумку, которую преступники забыли в квартире, они Саше в подарок принесли, как и чехол от ножа? Сумка для чего предназначалась? Неужели два спортсмена пришли, чтобы просто для удовольствия зарезать мать и сына? Не корысти ради? Любопытно, что в скорой помощи выяснилось, что у С.Пангалоса и А.Паскаря нет денег, чтобы заплатить за услуги. Т.е. они за покупкой к Сандлеру шли с пустыми карманами?
Вы сейчас скажете (ну не вы, а адвокаты преступников): нельзя, мол, оказывать давление на суд. А кто его оказывает? И какие у нас в этом смысле возможности? По Кишинёву как раз циркулируют слухи, что серьёзные усилия в этом плане предпринимают близкие осуждённых. Знаете, мол, кто отец одного из них? А вы слышали, что у другого родственник в прокуратуре?
А пишем мы лишь для того, чтобы напомнить общественности, о чём идёт речь и кто кого убил. Со временем всё быстро забывается – на это тоже верный расчёт у стороны защиты. Можно не сомневаться, что принятое в судебной практике затягивание процесса до бесконечности будет использовано на полную катушку. До тех пор, пока и публике всё это надоест, и у потерпевшей стороны иссякнут силы и средства. Тогда может прокатить и более мягкий приговор.
Пока же все, кто знал Александра и Клару Сандлер, ждут, чтобы справедливость восторжествовала. Преступники должны понести заслуженное наказание.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|