1 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Мюнстер: университет в здании замка: город на речке АА
29.04.2013

Говорят, что Мюнстер обладает особой энергетикой. Якобы город располагается на месте, где было поселение древних Атлантов. Атланты накапливали энергию в огромном кристалле, который до сих пор находится глубоко в земле под Мюнстером. Так что если есть желание подзарядиться положительной энергией – приезжайте в Мюнстер!

Юрий КОВАЛЕНКО, Франкфурт-на-Майне, фото автора

Есть видовой фильм о самых красивых городах немецкой земли Северный Рейн Вестфалия; там три десятка городов показываются в соответствии с некоей шкалой: от наименее интересного до самого интересного. И вот, так оказалось, что в качестве наименее интересного города был представлен Билефельд, о нашей поездке в который было рассказано в двух предыдущих постах, а самым интересным был назван город Мюнстер (Münster), в который мы с сыном съездили из Билефельда.

К сожалению, в этой поездке было у нас несколько неудач. Первой и главной была непогода: почти весь день моросил противный мелкий дождик, который смазывал впечатление и затруднял фотографирование. О других неудачах будет рассказано ниже, а пока поговорим о самом городе.

Он был основан в 793 году Карлом Великим, который, в соответствии с миссионерской политикой Каролингов, направленной на христианизацию саксонских земель, приказал построить недалеко от своей резиденции монастырь (от латинского слова “monasterium” и происходит название города). Через город протекает небольшая речушка с изумительным названием Аа.

Говорят, что Мюнстер обладает особой энергетикой. Якобы город располагается на месте, где было поселение древних Атлантов. Атланты накапливали энергию в огромном кристалле, который до сих пор находится глубоко в земле под Мюнстером. Так что если есть желание подзарядиться положительной энергией – приезжайте в Мюнстер!

Во время Второй мировой войны практически весь центр Мюнстера был разрушен, но потом тщательно восстановлен.

Сейчас Мюнстер – университетский город: при населении около 300 тысяч человек в нем обучается примерно 50 тысяч студентов. На улицах бросается в глаза, что прохожие (и проезжие: очень много велосипедистов) преимущественно студенческого возраста, причём самых различных национальностей.
Мюнстерский Университет расположен в очень красивом здании местного Замка (Schloss), к которому примыкает большой парк:

Глава семейства, в доме которого мы квартировали в Билефельде, в своё время закончил этот университет, и он поведал нам о достаточно напряжённой жизни мюнстерского студенчества: дело в том, что Университет не обладает своими общежитиями, в результате чего цены на съёмное жильё в городе сравнительно весьма высокие. Это является неприятным сюрпризом особенно для иностранных студентов, которые часто по наивности не прорабатывают эту проблему перед приездом сюда. А стремятся, поскольку репутация этого учебного заведения высока.

Отправимся, наконец, на осмотр достопримечательностей центральной части Мюнстера (Замок с парком находятся, естественно, на некотором отшибе).
И вот тут — ещё одна неудача: главный Храм города оказался на объёмной реставрации, не только исключающей попадание внутрь, но и приличное фотографирование снаружи.
Тем не менее, я хочу рассказать немного о Соборе святого Павла (St.Paulus Dom). По преданию, он был построен на месте, на котором основатель города, миссионер Св.Людгерий, поставил в VIII веке первую церковь. Вокруг церкви вырос монастырь, вокруг монастыря – селение. Все это вместе по-прежнему называлось латинским словом “монастериум”, которое местные жители “онемечили”, и получилось современное название города – Мюнстер.
Строительство невероятного для средневековья Собора началось ещё в эпоху Карла Великого, примерно в 805 году. Тогда император планировал закрепить христианизацию саксонских племён, и собор должен был служить для этого опорной точкой. То здание простояло почти триста лет, пока его не спалили войска Лотаря Саксонского, штурмовавшие город. Прошло добрых сто лет, прежде чем горожане решили воссоздать собор, и в 1225 году был заложен первый его камень. Храм открыли для посещения в 1264 году, а потом постепенно украшали и дополняли; так, в 1390-1395 годах в интерьер органично вплелась часовня Богоматери. В 13 веке в Европе все еще господствовал романский стиль – тяжелые башни, закругленные окна, основательность и некоторая тяжеловесность. Потом на смену романскому стилю пришла готика – и к собору “приставили” кружевные готические порталы, рвущиеся вверх. Потом в моде было барокко – и в соборе появилась пышная барочная кафедра.
Теперь можете себе представить, как мы были огорчены недоступностью Собора. Осталось только сфотографировать его на подходе:

и некоторые фрагменты, которые можно было запечатлеть без строительных лесов и защитных сеток:

Если заинтересовались — в Интернете есть много фотографий мюнстерского Дома…

Интересно, что в Мюнстере самые важные Храмы города находятся примерно по периметру Рыночной площади — для туристов очень удобно (Кстати сказать, на этой площади, как и положено, работал рынок. Начинался сезон созревания тыкв, и мы увидели там вот эту очаровательную козочку:).

А вот и следующий объект нашего осмотра — католическая Церковь Богоматери Над Водами (Liebfrauen-Überwasserkirche). Она находится буквально метрах в двухстах от Дома. Своё второе название Церковь Богоматери, заложенная в 1040-м году, получила из-за своего расположения на левом берегу Аа. Она была основана дворянской женской конвенцией; при Храме дамы могли получать образование, существовало даже нечто вроде пансиона.
Ныне она выглядит очень внушительно, хотя и местами выглядит несколько почерневшей. Вот, посмотрите на южный фасад:

А это — западный фасад с башней:

Готическое оформление башни:

Интересно, что ведь до середины 16-го века над башней был шпиль! Но во время так называемой Мюнстерской коммуны (подробнее об этих событиях можно прочитать ниже, когда пойдёт речь о церкви святого Ламберта) он был сброшен, чтобы на верхней площадке башни установить пушки. После подавления коммуны шпиль восстановили и он простоял почти полтора века, но во время урагана 1704 года он упал, и больше его уже не восстанавливали.

Вот это — входная дверь:

Ещё одна деталь западного фасада:

Красивые в этой церкви витражи:

Прекрасная резьба по дереву в оформлении исповедален:

Рядом с западным фасадом пристроена часовня:

Первый камень в фундамент готической церкви Св.Ламберта (St. Lamberti) был заложен в 1375 году.

В 1536 году на очень высокой башне церкви были в клетках вывешены истерзанные после долгих пыток тела анабаптистов – вождей Мюнстерской коммуны. Не исключено, что именно из-за подобного зверства башня потихоньку стала клониться вбок, и в 1871 из-за опасности обрушения её пришлось снести. Готическая преемница оказалась существенно меньше, хотя и достигает 90 метров в высоту. Но три клетки на ней присутствуют и сегодня:

Если кого-то интересуют события, связанные с анабаптистами и с Мюнстерской коммуной, то об этом можно почитать
В 16 веке по Западной и Центральной Европе широко распространилось новое религиозное направление – секта анабаптистов. Они отрицали крещение детей (креститься надлежит уже во взрослом, сознательном возрасте), отрицали всякую церковную организацию и иерархию, иконы, таинства, отрицали необходимость платить налоги, нести военную службу, осуждали социальное неравенство и призывали к обобществлению имущества. Истоки анабаптизма находились в Нидерландах, а апостолы его разошлись по городам Европы. Двое из них дошли до Мюнстера.
В Мюнстере тогда большими правами пользовалось католическое духовенство. Даже слишком большими, что тяготами ложилось на горожан. Поэтому, идеи “апостолов”-пришельцев нашли поддержку среди бюргеров, хотя основывалась эта поддержка не на религиозных идеях, а на стремлении ослабить епископское иго. Среди проповедников был некто Ротман, человек очень незаурядный, хорош собой, умевший расположить к себе и вызвать доверие, прекрасный и осторожный оратор. Речи его до того подействовали на народ, что епископ был изгнан из города, анабаптисты получили большинство в городском магистрате, и граждане начали преобразовывать свою жизнь.

Однако возглавили эти преобразования люди, более смелые и крайние в своих стремлениях, чем Ротман. Сначала власть сосредоточилась в руках Яна Маттиса, учителем которого был сам основоположник и вдохновитель движения анабаптистов Мельхиор Хоффман. Вдохновленный успехами своих соратников в Мюнстере, он прибыл сюда, горя нетерпением поскорее увидеть, как исполнятся пророчества учителя Хоффмана.
Хоффман предсказывал, что скоро грядет Второе Пришествие Спасителя. Правда, он говорил, что произойдет это в Страсбурге, которому суждено стать Новым Иерусалимом. Но Маттис сообщил, что ему было новое откровение, согласно которому Новым Иерусалимом теперь объявлен Мюнстер. Таким образом, Маттис предстал “главным пророком” и подправил пророчества своего Учителя еще более существенно: Мельхиор Хоффман учил своих последователей мирно дожидаться Второго Пришествия, а Маттис призвал силой оружия подготовить достойное место для Грядущего Царства.
В результате 25 февраля 1534 года жителям Мюнстера было предложено: всем несогласным с анабаптистами покинуть город.

Пораженные такими кардинальными мерами, посреди зимы целую неделю люди шли из города. Пошел отсчёт времени “мюнстерского царства”.
Обеспокоенный этими событиями, изгнанный епископ с помощью нескольких князей собрал армию и осадил “Новый Иерусалим”. Однако в осаждённом городе царила железная дисциплина, а блестящая организация обороны вызывала удивление даже у врагов. Осада не давала результата, сдаваться жители и не думали. В городе были богатые запасы продовольствия, анабаптисты жили в надежде на сверхъестественную, божественную помощь. Епископские войска долго не могли даже полностью перекрыть все подступы к городу, сдержать тысячи воодушевлённых приверженцев новой религии, которые отовсюду двинулись в “святой град”. Часть их были задержана войском, но большая часть все же прорвалась в город.
А там вовсю шли преобразования. Мюнстер был объявлен коммуной “истинных христиан”, избранным богом городом, на который пал выбор стать оплотом грядущего всемирного “тысячелетнего царства Христова”.

Новая власть первым делом поощрила разграбление католических храмов, были разбиты алтари и священные изображения, осквернены мощи святых, сожгли прекрасную муниципальную библиотеку. Имущество церквей, монастырей, бежавших горожан конфисковывалось в общую пользу. Были отменены деньги, сначала ограничена торговля с целью наживы, а потом и вовсе запрещена. Все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города. Продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам. Нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни.
К тому времени “главный пророк” Маттис погиб. Уверовав в свою избранность и неуязвимость, в особое Божье покровительство, он попытался с небольшой группой сторонников вырваться из осады. В завязавшемся бою Маттис был убит, а тело его брошено напоказ прямо перед городскими воротами.
После гибели Маттиса главой Мюнстера стал портной из Лейдена Ян Лейденский. Он был молод властолюбив, отважен, обладал поэтическим талантом и горячей фантазией. Идеи его отличались еще большим экстремизмом.
Повинуясь прозвучавшему к нему “гласу Господнему”, Ян Лейденский распустил городской магистрат и избрал совет двенадцати старейшин, которые стали называться “двенадцатью апостолами”. Себя он объявил новым Царем Давидом и начал пасти жителей города “жезлом железным”.
Это ознаменовало собой начало террора и ужаса. Не соглашаться в чём-либо с “царем Яном” означало противиться Господней воле и божественным откровениям. Начались казни, новое истребление “нечестивых”, и не было пощады ни больным, ни детям, ни старикам. Перечень преступлений, за которые полагалась смертная казнь, основывался на Ветхом Завете и включал в себя: богохульство, неповиновение власти, бунтарские речи, непочтение к родителям, прелюбодеяние, сплетни и жалобы.
Вдобавок к революционному порядку Ян Лейденский, опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, но пользуясь своей непререкаемой властью, утвердил в Мюнстере полигамию (многоженство). Это вызвало недовольство в городе. Если коллективизация собственности имела как бы естественные причины: в это время около половины мужчин в городе и одна треть женщин не были постоянными жителями Мюнстера, они пришли туда в поисках нового Иерусалима. Все иногородние нуждались в жилье, одежде, пище и получили радушный прием местных анабаптистов как братья и сёстры по вере. Обобществление имущества в Мюнстере в этих условиях выглядело естественным и необходимым.
Но полигамия выходила далеко за рамки допустимого, и выглядела чуждым в христианстве. Для большинства обитателей города нововведение оказалась чем-то совершенно неожиданным и отвратительным. В городе произошло возмущение. Несогласные с нововведением во главе с Генрихом Молленхеке даже арестовали Яна Лейденского и заключили его в тюрьму, пытаясь таким путём заставить его отказаться от введения многожёнства. Однако “царь Ян” был освобождён своими сторонниками, распустил “совет двенадцати апостолов”, который сам же недавно назначил и ввел личную диктатуру. Генрих Молленхеке и с ним ещё сорок восемь человек были казнены.

Для других это послужило суровым уроком, никто больше не хотел лишиться головы, и полигамия в Мюнстере получила статус официальной. Сам Ян Лейденский имел гарем из пятнадцати и более жён – состав гарема и его численность менялись, поскольку владыка наказывал неверных жен смертью, как за преступления противорелигиозные.
Царь Ян приказал все ценное имущество снести в царский дворец. Его облачение и одежда его жен-цариц блистали золотом и драгоценными камнями. Дворец был обставлен с неслыханной роскошью, и “царь Сиона” показывался не иначе, как в сопровождении почетных лиц, пажей и стражей, роскошь которых напоминала деспотические монархии Востока. Гордость и тирания уже не знали пределов. Самый незначительный протест, самый ничтожный признак сопротивления были наказываемы смертью. Вождь каждый день сидел на площади Мюнстера и судил граждан. Казни совершались ежедневно и сопровождались страшными оргиями. В Мюнстере исчезали последние следы социального порядка. Вандализм достиг своего крайнего развития. Царили анархия, насилия и смешение полов.

Начался последний месяц Мюнстерской коммуны – июнь 1535 года. Положение осажденных стало стремительно ухудшаться. Епископ прекратил неудачные попытки взять Мюнстер силой, предельно сжал кольцо осады и стал просто ждать результатов голода внутри крепостных стен. Запасы продовольствия заканчивались. Попытки поднять восстание в поддержку Мюнстера в других городах Вестфалии были подавлены.
Из-за начавшегося голода Ян Лейденский выслал за городские стены женщин, стариков и детей. Большинство их тут же, на глазах тех, кто остался внутри города-крепости, погибло от рук осаждавших.

В ночь на 25 июня года город был взят епископскими войсками. Резня в павшем городе продолжалась два дня. Ян Лейденский и двое его соратников, Бернард Книппердоллинг и Бернард Крехтинг, были взяты в плен. Их перевозили из города в город, устраивая публичные экзекуции. Казнены они были в Мюнстере перед ратушей 20 января 1536 года. Их, прикованных к столбам железными ошейниками, разорвали раскалёнными щипцами. После чего тела поместили в клетки и подняли на башню церкви Святого Ламберта.
Мюнстерская коммуна просуществовала меньше года: с 25 февраля 1534 по 25 июня 1535 года.

Посмотрите на интересный элемент оформления стены церкви под названием «Дерево Иисуса» (Wurzel Jesse):

Интересно, что среди многих скульптурных портретов, украшающих фасады церкви и изображающих, естественно, библейских и церковных персонажей, есть и вполне себе светский, хотя и божественно одарённый человек: Иоганн Вольфганг Гёте:

Вот так оформлен главный вход в Храм:

В общем-то неудивительно, что этот вход закрыт. А войти в церковь можно сбоку за углом от главного фасада:

Впечатляет витражный алтарь:

Табернакль:

Совершенно необычный здесь орган: он подвешен на несущей конструкции (на фотографии слева виден трапециевидный фрагмент этого «моста»):

Хочу показать очень интересное скульптурное изображение (увы, не смог выяснить, чьё):

Ну, и купель — куда ж без неё?

От церкви святого Ламберта рукой подать до улицы городских старейшин Принципальмаркт. На неё забавно смотреть сбоку: на каждый дом спереди “наложен” великолепный ренессансный фасад, который, как правило, гораздо выше, чем сам дом. С гербами, с позолотой, с резьбой, со скульптурами, – на каждом доме по-своему и одновременно в гармонии с остальными домами:

Самый высокий, позднеготический фасад – ратуша, в которой по сей день заседает бургомистр и городской совет Мюнстера. Старинный дубовый зал заседаний работает как музей — именно в нём в 1648-м году после Тридцатилетней войны был подписан Вестфальский мир:

Совершенно случайно мы попали в католическую церковь святого Михаила (St.Michael Pfarrkirche). Она находится в районе Gievenbeck на западе Мюнстера, была построена в 1968-м и освящена в 1970-м году. Макс увидел её на карте города и ткнул пальцем, а он у нас человек чувствительный, и мы обычно доверяем его идеям, если, конечно, что-то нам не кажется совсем неприемлемым. Оказалось, что она находится у чёрта на рогах: мы ехали туда на автобусе из центра города почти полчаса. Но потом не пожалели: и архитектура, и интерьер впечатлили. Судите сами:

На последней фотографии Макс стоит с Ильёй — сыном наших билефельдских хозяев и нашим спутником в поездке в Мюнстер.

А ещё мы заглянули в Доминиканскую церковь (Dominikanerkirche):

Причудлива бывает судьба: монастырь, ради которого доминиканская церковь появилась на свет, давно исчез с лица земли, а храм остался и нынче радует глаз своим опрятным видом. Работы над церковью при монастыре были завершены в 1725 году после 17-ти лет трудов. Фасад из светлого камня и купол высотой 29 м придали зданию очень элегантный вид: можно понять, почему после того как во время секуляризации монастырь закрыли, церковь оставили в покое. Более того, после Второй Мировой войны только она была восстановлена в полном объёме, тогда как от монастыря остался только кусок стены…

Слева от входа находится интересное арочное сооружение:

А внутри была выставка работ Эрнста Барлаха (Ernst Barlach)!

Она заполняла практически всё внутреннее пространство церкви, только внутри были оставлены на своих местах постоянные скамьи. Общий объём молельного зала и его форма впечатлили:

Желающие посмотреть на некоторые из выставленных работ, могут сделать это

Портрет Эрнестины Барлах (Бронза, 1904-1905):

Портрет неизвестной:

Беженка (Бронза, 1920):

Русские влюблённые (Раскрашенный фарфор, 1908):

Сидящая девушка (Фарфор, 1908)



Осталось показать совсем немногое.

Вот это — башня, которая называется Maxiturm:

А это — обязательный для любого уважающего себя немецкого города медведь:

Вот и всё, что нам удалось увидеть в Мюнстере за несколько часов пребывания в нём. В подготовленном для этой поездки материале осталось ещё очень много объектов, которые стоило бы посмотреть в этом чудесном городе, но для этого надо было приехать сюда минимум с одной ночёвкой. А у нас это никак не получалось…


 
Количество просмотров:
3112
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.