|
|
|||||
Экономика
Дмитрий Огузов В первом квартале 2013 года в Молдове зарегистрирован самый высокий среди стран СНГ спад производства молока – на 7,4%. В объективности этих цифр разбирался корреспондент «Панорамы».
По данным Статкомитета СНГ, в январе―марте текущего года объемы производства молока в Молдове сократились на 7,4% по сравнению с тем же периодом 2012-го. Среди стран Содружества наша республика произвела меньше всего молока – всего 74 тыс. тонн.Правда, тут стоит отметить, что спад производства одного из важных социальных продуктов питания в январе―марте 2013 года произошел практически во всех государствах СНГ – за этот период произведено 11,59 млн. тонн молока, что на 7,8% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Погрешности статистики – Зафиксирован сезонный спад производства молока, когда в осенне-зимний период поголовье коров на крестьянских подворьях практически не доится. А вот в апреле-мае, особенно за последние 2-3 недели, наоборот, наблюдается заметный рост надоев молока, что связано с обилием зеленых кормов. В этих условиях многие перерабатывающие предприятия страны возобновили производство сухого молока, чтобы таким образом компенсировать его нехватку в следующий осенне-зимний период, ― сказал «Панораме» начальник управления маркетинговой политики в животноводстве Минсельхозпищепрома Виталие Чебан. Специалист отметил, что в Молдове общее молочное стадо составляет около 140 тыс. коров, и 97% поголовья содержится в крестьянских подворьях. Ежегодно дойное стадо сокращается приблизительно на 10 тыс. коров, и во многом это зависит от нехватки кормов. Особенно сильно повлияли на сокращение поголовья две жесточайшие засухи 2007 и 2012 годов, когда крестьяне вынуждены были из-за бескормицы отправлять коров на забой. Залог за буренку – После этих природных катаклизмов крестьянам необходимо не менее трех лет, чтобы восстановить поголовье молочного скота. Государство в меру своих возможностей старается поддержать их, субсидируя до 90% все расходы на покупку племенного скота. В этом году около 50% субсидий поступают тем, кто решил строить или реконструировать молочно-товарные фермы, финансово поощряются и закупки соответствующего оборудования для переработки молока. Но, как и в любом другом, в деле производства молока необходимо вкладывать и собственные средства. Как показывает практика, желание многих крестьян заниматься молочным «бизнесом» обрывается в коммерческих банках, требующих крупные залоги под кредиты. А что может заложить бедный крестьянин, у которого кроме дома и коровы ничего нет? – горестно говорит Виталие Чебан.
Бюрократические силки Подобных проблем нет на крупных молочно-товарных предприятиях. Например, в ООО «Доксанком» Гагаузии, где содержатся более 400 высокопродуктивных коров, закупленных в Голландии. Ежедневно они дают по 30 килограммов молока, и даже в прошлый засушливый год их надои не падали ниже 22 килограммов. Из-за неимения пастбищ в засушливом Буджаке буренок не выгоняют на подножный корм, но зато круглый год обеспечивают полноценным монорационом. Правда, предприятию приходится часто закупать силос и другие корма в других регионах, так как по причине отсутствия орошения имеющиеся 1200 гектаров пашни не дают полноценного урожая кормовых культур. – Парадокс, практически во всем мире разрешено использовать подземные воды для орошения полей, а в Молдове это запрещено. В итоге вместо 5-6 укосов люцерны мы едва ли собираем два. Да и кукуруза без полива вместо 30-40 тонн зерна и зеленой массы едва дотягивает до 10 тонн. Вот так и мучаемся, борясь с бюрократией, запрещающей по непонятным причинам поливать поля из артезианских скважин, и с постоянной нехваткой кормов из-за этой глупости, ― сокрушается руководитель предприятия Александр Кендигелян. А ведь это предприятие смело можно назвать сегодняшним флагманом молочно-товарного производства. Здесь полученное молоко полностью перерабатывают в целый спектр молочно-товарной продукции, которая пользуется повышенным спросом не только в Гагаузии, но и в крупных торговых центрах Кишинева. Да и люди охотно идут на работу ― зарплаты здесь вполне городские, по 5-6 тыс. леев в месяц. Говоря о субсидировании этой важной отрасли, Александр Кендигелян отметил, что лично он против такого «иждивенческого» подхода к делу, когда, купив корову за деньги государства, многие затем совсем за ней не ухаживают. В результате теряется не только продуктивность животного, но и племенное стадо.
– Безусловно, государству надо поддерживать социально важную отрасль, но и строго контролировать использование бюджетных средств. К тому же не стоит забывать, что от развития животноводства во многом зависит и дальнейший рост полеводства, где использование органических удобрений заметно повышает урожайность зерновых и кормовых культур, обеспечивает надежный севооборот. В сельском хозяйстве должна гармонично развиваться вся технологическая цепочка, а не только отдельные его сегменты. Тогда и отдача земли существенно возрастет, – подчеркнул руководитель хозяйства. Стратегия для отрасли Но какие бы трудности ни были в отрасли, ее необходимо постоянно развивать, совершенствовать, используя самые современные технологии как в производстве кормов, так и производстве и переработке молока. Как заметил начальник управления маркетинговой политики в животноводстве Минсельхозпищепрома Виталие Чебан, в Молдове разработана стратегия развития молочной отрасли до 2027 года, в рамках которой государство намерено оказывать серьезную помощь как крестьянским подворьям, так и крупным молочно-товарным фермам. Которых, кстати, очень мало, учитывая потенциал республики для увеличения производства этого социально важного продукта питания и усиления продовольственной безопасности страны.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|