Хаим Бен Яаков - заместитель генсека Евро-Азиатского Еврейского Конгресса
Израильский писатель, художник и публицист, человек левых взглядов Йорам Канюк скончался в возрасте 83 лет в тель-авивской больнице «Ихилов» в Тель-Авиве. Йорам Канюк завещал пожертвовать его тело науке, в связи с чем похороны не состоятся.
Русскоязычным театралам Йорам Канюк известен по спектаклю «Человек сын собаки» театра «Гешер», но те, кто следит за политическими и общественными баталиями вокруг системы взаимоотношений государства и религий в Израиле, помнят о судебном постановлении от второго октября 2011 года. В этот день произошло событие, которое способно изменить существующее положение “статус-кво” между религиозными и светскими гражданами Израиля.
События разворачивались в окружном суде Тель-Авива, который удовлетворил иск известного израильского писателя и сценариста Йорама Канюка о регистрации его в базе данных МВД, как «не имеющего религиозной принадлежности» («ле ло сивуг дат»). Этим решением судья Гидеон Гинат подтвердил, что в Государстве Израиль, как в демократической стране, действует Закон «О достоинстве и свободе личности», и на его основании гражданин сам вправе решать свою религиозную принадлежность или отсутствие таковой. Сам же Канюк в интервью газете “Гаарец” заявил, что теперь он может официально считаться нерелигиозным гражданином, при этом оставаясь евреем по национальности. Канюк не раз говорил о том, что он предпочел бы в графе «Национальность» запись «израильтянин», но, к его сожалению, подобной национальности официально не существует в официальном реестре МВД.
Судебное решение вызвало отклики: 77-летний Амос Амир (ветеран ПАЛЬМАХа) и его 64-летняя супруга Ривка также обратились к адвокату, представлявшему в суде интересы Канюка.
Амир – бригадный генерал авиации в отставке и бывший заместитель главкома ВВС ЦАХАЛа: «До сегодняшнего дня мы не думали сделать подобное, но после того, как прочли о победе Канюка, решили с женой поступить, как и он. Мы неверующие и не согласны с тем, чтобы раввины диктовали нам как жить. Это благородная идея, потому что религия – явление, наиболее мешающее спокойствию в мире. Я бы хотел отделить религию от жизни Государства Израиль или хотя бы разделить религию и государство.
Мы – евреи по национальности, но данный шаг нужен для того, чтобы отделить религию от государства», – сказал он по радио.
Амир потребовал, чтобы у него в графе удостоверения личности было записано «хофши» (свободный). Вполне возможно, что в требовании именно таким образом фиксировать религиозную принадлежность содержится и значительная доля иронии, принимая во внимание, что запись «лишенный религии» («хасар-дат») может быть по ошибке услышана и вписана как «хасар-даат» (лишенный рассудка), так как на иврите эти слова пишутся и произносятся очень похоже.
В статье газеты «Маарив» утверждается, что речь идет именно о графе «национальность», и израильтяне требуют записать их «лишенными религии» в знак протеста против того, что слово «еврей» стало восприниматься исключительно как религиозная принадлежность. При этом в аналитической статье издания, посвященной Канюку, журналист Дрор Ямини утверждает, что на самом деле речь идет лишь о графе «религия», а в графе «национальность» Канюк остался евреем.
Таким образом, Канюк зарегистрирован в МВД как нерелигиознй человек, преодолев отказ государственных инстанций и добившись своей цели через судебную систему, выразив солидарность со своим внуком.
Канюк был женат на христианке из США. Его дочь родилась в Израиле, иврит – ее родной язык, и она служила в ЦАХАЛе, но ее сына МВД предложило записать «американским христианином» или «человеком без религии». Также в многочисленных интервью Канюк заявлял, что иудаизм в той форме, какую он приобрел сегодня в Израиле, неприемлем для него, имея в виду статус раввината и влияние раввинов на общественные процессы в стране.
Религиозные авторитеты не могли пропустить такой беспрецедентный случай и высказали свое мнение. Бывший Главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау считает, что евреем без иудаизма быть нельзя. Комментируя в радиоинтервью решение суда обязать министерство внутренних дел записать Канюка человеком «без религии», раввин Лау сказал: «Мне жаль Йорама Канюка и всех тех, кто считает, подобно ему, что можно оторвать еврейскую или израильскую национальную идентичность от наследия поколений. Исполняющий обязанности председателя Высшего суда, покойный Моше Зильберг, уже постановил, что «народ не создается пустословием».
А прежде него Саадия Гаон заявил, что «наш народ – не народ без своей Торы». Без письменной Торы и Торы устной нет своеобразия еврейского народа, а его способность сохраниться – как хрупкий фарфор. Мне больно за Йорама Канюка, потому что он написал книгу о Войне за Независимость, и кому, как не ему, знать, что командиры, полководцы и солдаты жертвовали своими жизнями за создание государства еврейского в том смысле, в каком оно определено в Декларации Независимости: не государство евреев, а еврейское государство! В чем будет выражаться его «еврейскость», если не в тяге к наследию поколений? Если мы желаем выжить, нельзя разделять религию и национальность. Если у религиозного учреждения есть недостатки, их можно устранить, но нельзя выплескивать младенца из корыта вместе с водой», – отметил раввин Лау.
Судебному постановлению по иску Канюка предшествовала череда судебных исков, поданных гражданами Государства Израиль и стремившихся прояснить вопрос. Так, Джордж Тамарин, в 1970 году потребовал записать его «израильтянином». Это требование было отклонено МВД и в итоге рассматривалось в Высшем Суде, где иск был так же отклонен – «нет израильской нации, отдельной от еврейской нации».Таков был вердикт Суда.
В 2003 году 38 граждан (Узи Арнон, Иегошуа Порат и другие) подали иск с требованием, чтобы в графе «национальность» у них было записано «израильтянин». Иск так же был отклонен. Показательной является позиция Государственной прокуратуры, которая заявила в Суде, что запись гражданина в графе «национальность» в качестве «израильтянина» не может быть приемлема т.к. «не отражает основы создания и существования Государства Израиль, не соответствует им и даже подрывает их».
Общественность и пресса восприняли постановление суда и отказ Йорама Канюка от религии, как событие, которое имеет потенциал повлиять на дальнейшую историю Государства Израиль.
Есть еще один важный аспект этого вопроса, и связан он со знанием своей культуры.
Недавно, размышляя о взаимоотношениях Канюка с традицией и иудаизмом, изучавший книги по хасидизму и каббале, знаток мидрашей главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин вспомнил старый анекдот о двух молодых берлинских вольнодумцах, которые прослышали, что в самом Вильно на окраине живет «апикойрес», старый вольнодумец Хаим. Добравшись до Вильно, берлинцы с трудом отыскали покосившуюся избушку за чертой города. Войдя в нее, они увидели в клубах дыма длиннобородого старика, обложенного горами книг. Хаим весьма обрадовался, узнав, что гости его единомышленники. Будет с кем обсудить темное место в трактате «Укцин» и остроумную язвительную реплику Раавада в адрес самого Рамбама, следы христианского влияния в «Зоаре» и… Опешившие берлинцы, заикаясь, сообщили Хаиму, что ни имен таких, ни тем более названий книг они никогда не слыхивали. На это Хаим заметил им: «Что ж вы врете, что вы вольнодумцы, вы обыкновенные невежды!»
Поучительная история...