23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Наши земляки: Липковская Лидия Яковлевна
15.06.2013

 (28.4.1884, с. Бабино, Хотинского уезда Бессарабской губ. 22.3.1958, Бейрут) - артистка оперы, концертная певица (сопрано), педагог.Л. родилась в семье сельского учителя, обучалась в гимназии в Каменец-Подольске. Здесь она пела в церковном хоре, с 14 лет участвовала в любительских концертах. Семнадцати лет, выйдя против воли родителей замуж, уехала в Петербург. Через год Липковская (тогда под фамилией Маршнер) поступила в Петербургскую консерваторию, в класс профессора Н.Ирецкой (едва ли ни самый крупный в России педагог, занимавшийся с женскими голосами). Еще будучи студенткой, Л. восхищала своим талантом А.Глазунова, Э.Направника.

Н.Римский-Корсаков угадал в ней будущую идеальную исполнительницу персонажей его опер - Снегурочки и Марфы. Дебютировала на сцене Л., не проучившись и года, несмотря на запрет педагога. Поддавшись на уговоры антрепренера «русско-итальянской оперы» А.Угетти, Л. без репетиций заменила заболевшую певицу в «Риголетто» Дж.Верди с участием Н.Фигнера, выдающегося тенора, любимца петербургской публики (4.1.1904). Ирецкая «отлучила» Л. от занятий, но вскоре простила и вернула в класс. На экзамене Л. предложил петь Снегурочку сам Римский-Корсаков, но Ирецкая настояла на том, чтобы профессиональная карьера ее ученицы не форсировалась. Все же уже через два года, окончив консерваторию, Л. заключила контракт на три года с Мариинским театром.

На первой оперной сцене России она фактически стала преемницей знаменитой лирикоколоратурной певицы Е.Мравиной. Первой ролью в Мариинском театре была Джильда в «Риголетто», затем она исполнила заглавную партию в «Лакме» Л.Делиба в спектакле с участием Ф.Шаляпина (28.11.1906). По свидетельству очевидцев, «закончила она арию сверхвысоким «ми». Публика наградила ее бурей аплодисментов, а Шаляпин, обняв ее, подвел к рампе…». В следующем спектакле «Лакме» ее партнером был Л.Собинов. За короткое время Л. сформировалась в певицу мирового уровня. Она выдерживала сравнение с любой русской и зарубежной певицей в «Риголетто», «Травиате» Верди, «Сказках Гофмана» Ж.Оффенбаха, «Ромео и Джульетте» Ш.Гуно. Но особенно прославилась артистка в партиях Снегурочки и Марфы («Царская невеста») - в них она поднималась до вершины подлинной трагедии (по воспоминаниям ветеранов Мариинского театра, все, кто только мог из его работников, собирались за кулисами, чтобы услышать и увидеть потрясавшее всех исполнение сцены таяния Снегурочки). Другая грань таланта Л. проявилась неожиданно в оперетте - она пела Валентину в «Веселой вдове» Ф.Легара (постановка Мариинского театра с участием А.Вяльцевой и А.Давыдова).

В 1909 Л. впервые отправилась за рубеж. После недолгих занятий в Милане у известного педагога Витторио Вандзо она выступила в «La Scala», затем в Париже на сцене театра Шатле исполнила партию Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова (с участием Шаляпина, В.Дамаева, Е.Петренко, В.Касторского), пела Людмилу в «Руслане и Людмиле» М.Глинки; позднее в лондонском «Covent Garden» участвовала в премьере оперы Э.Вольф-Феррари «Секрет Сюзанны». Осенью 1909 певица отбыла в Америку. Вместе с Г.Баклановым и Е.Бронской она пела на открытии и в первых спектаклях оперы в Бостоне, в Чикагской опере. Ее репертуар «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале», «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Ромео и Джульетта» и «фауст» Гуно, «Лакме» Делиба. В «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке дебютировала в «Травиате», имея партнером Энрико Карузо, затем пела с великим итальянцем в «Риголетто». В числе знаменитостей, с которыми Л. пела в Нью-Йорке, - тенор Алессандро Бончи, баритон Паскуале Амато. Из отзыва «Daily Telegraph»; «Г-жа Липковская - самая прелестная Лючия, какую когда-либо видели в Чикаго...».

В мае 1910 в Париже, в «Opera Comique» пела заглавную партию в «Таис» Ж.Массне (специально для Л. композитор изменил эту партию, исходя из специфики ее голоса). В августе и сентябре 1910 Л. выступала в Риме, в Милане, в «La Scala» для нее ставили оперу В.Беллини «Сомнамбула».

Затем снова Америка, вторые гастроли в «Metropolitan Opera». Вместе с Д.Смирновым Л. пела в «Травиате» и «Риголетто», выступала с концертами в различных городах США. Пресса свидетельствовала о «полном покорении» Америки. Директор консерватории в Чикаго Рабинов предлагал учредить что-то вроде синдиката для пропаганды русского исполнительского искусства, а для начала провести концерты Л. и Смирнова во всех городах США.

В апреле 1911 Л. триумфатором возвратилась в Петербург. «Я так рада, что очутилась снова в Петербурге и вижу серенькое, но милое небо моей Родины», - говорила она. Но уже в мае она в Париже. В Театре Сары Бернар ставили 6 русских опер, из них две - для Л. - «Царскую невесту» и «Майскую ночь». В «Opera Comique» Л. пела в «Богеме» (партия Мими), в «Фаусте», в «Таис» и «Манон» Массне. По свидетельству журнала «Театр», Массне заявил, что «это - лучшая Манон из до сих пор им слышанных и виденных».

В сентябре 1911 певица возвратилась в Мариинский театр, заключила с ним контракт на два года. Кроме прежних партий, она пела в «Искателях жемчуга» и в «Секрете Сюзанны», в «Севильском цирюльнике». «Биржевые ведомости» писали о ее партии Снегурочки: «Маленькая, субтильная, воздушная, неземная Снегурочка-Липковская кажется прелестной снежинкой, которая вот-вот умчится вдаль... И это таяние - целая драма: снежинка полюбила!.. в минуту можно выразить всю глубину чувств, и Липковская это сделала!» В том же году она впервые выступила на сцене Большого театра в Москве (Джильда в «Риголетто»).

Не прекращались и ее зарубежные гастроли: в октябре 1911 вместе с Баклановым она пела в Венской придворной опере. В декабре 1911- «Орфей и Эвридика» К.Глюка в Мариинском театре (постановка В.Мейерхольда) с Собиновым, в январе 1912 - участие в прощальном спектакле М.Фигнер в Мариинском театре - Микаэла в «Кармен» Ж.Бизе.

Наконец, гастроли по России - концерты в Москве, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Кишиневе, Ростове, Варшаве, Лодзи, Риге, Вильно.

Апрель 1912- спектакли в Будапештской опере.

Осенью 1912 Л. пела на сцене Мариинского театра - в ансамбле со Смирновым, Собиновым. Тогда же в концерте певицы принял участие знаменитый скрипач Л.Ауэр. С февраля 1913- гастроли по городам России, затем выступления а Париже, в «Grand-Opera». После возвращения на родину Л. пела в Московской опере С.Зимина на сцене Народного дома в Петербурге (антреприза С.Аксарина). Декабрь 1913 - вместе с Баклановым в «Гамлете» А,Тома на сцене Гамбургской оперы.

Февральмарт 1914 -Л. покорила изысканную публику театра «Casino» в Монте-Карло. Здесь она выступила в опере-балете Ж.Ф.Рамо «Празднество Гебы» (заглавная роль), в премьере оперы А.Понкьелли «Валенсианские мавры» (партия Элемы). В мае 1914 Л. заключила контракт с Петербургским театром музыкальной драмы (ТМД), известным интересными сценическими решениями оперной классики, и уехала в Милан. Там она готовила с В.Вандзо партии в «Золотом петушке» Римского-Корсакова и опере Сен-Санса «Предки» для следующего сезона в Монте-Карло. С участием Л. и Карузо в МонтеКарло планировали также «Лючию ди Ламмермур», «Риголетто» и «Богему», но эти планы изза начавшейся войны остались нереализованными, также как не состоялись намеченные в «La Scala» на декабрь 1914 года 9 спектаклей «Риголетто» под управлением А.Тосканини.

В октябре-ноябре 1914 Л. пела в Петербурге: в Мариинском театре участвовала в постановке В.Мейерхольда «Секрет Сюзанны» Э.Вольф-Феррари, в ТМД пела в «Паяцах» Р.Леонкавалло и в опере Ц.Кюи «Мадемуазель фифи»; в основном же выступала на сцене Народного дома, называемого часто «театром гастролеров», в своих знаменитых ролях - в «Манон», «Травиате», «Лакме» (с Шаляпиным). Певица продолжала гастроли в лучших частных театрах России (Киев, Тифлис, Баку). Март 1916, Московская опера С.Зимина - «Риголетто» в ансамбле с Собиновым; тогда же с ним и в Большом театре в «Манон» и «Травиате». Как писала «Рампа и жизнь», «Манон» с Л. и Собиновым - «светлый праздник искусства». В октябре 1916 «Биржевые ведомости» в Петербурге рассказали читателям о намерении Л. создать свой театр, где «она будет ставить оперы на французском и русском языках». Как и почти все проекты тех дней, этот остался неосуществленным. Можно лишь сожалеть, что выдающаяся актриса не смогла испытать свои силы в качестве режиссера.

После выступлений в Мариинском театре в декабре 1916 Л. вместе со Смирновым и басом А.Мозжухиным пела в Киеве, и затем отправилась за рубеж. Началась беспокойная жизнь «вечного гастролера» - Париж и Монте-Карло, Рим и Лондон, Прага и Вена, Берлин и Стокгольм, Варшава.

Русская певица исколесила Северную и Южную Америку, посетила Сингапур, Японию, Китай, Новую Зеландию. В 1925 поселилась в Кишиневе, начала сотрудничество с оперой в Бухаресте. Бухарестская «Рампа» писала о Л. в роли Виолетты: «Она законченная трагедийная актриса. Патетическая игра, сильная выразительность и скульптурная жестикуляция делают Липковскую одной из самых выдающихся артистических фигур эпохи». В 1927, после блистательных концертов в Париже и выступлений в Бухарестской опере с выдающимся итальянским баритоном Умберто Урбано, великая певица приехала на родину.

Первое выступление состоялось 13 ноября в Большом зале Ленинградской филармонии, «Жизнь искусства» дала такой отзыв: «Большая, подлинная артистка, с голосом, по-прежнему свежим и певучим, с неисчерпаемыми ресурсами вокальной виртуозности и с властвующим над всем этим вокальным богатством огромным и глубоко индивидуальным артистическим темпераментом - такова Липковская, вновь представшая после десятилетнего отсутствия перед аудиторией филармонии». После трех концертов певица выступила в бывшем Мариинском театре в «Травиате» и в «Севильском цирюльнике». Затем она отправилась в путешествие по стране (Москва, Киев, Ростов-наДону, Одесса, Баку, Тбилиси, Днепропетровск). Из откликов «Известий» на выступление Л.: «Ее колоратура - не виртуозное украшение, а музыкально-оформленные интонации взволнованной речи, легко переходящие в живую разговорную речь, в смех, в слезы, ее декламация - средство создания художественного образа и даже маленькой драмы, звук выразителен, красочен и в то же время не отрывается от музыкально-драматического целого». Свое турне Л. закончила в Ленинграде в апреле-мае 1928, исполнив главные партии в «Мадам Баттерфлай», «Лакме», «Манон», «Севильском цирюльнике», «Риголетто», «Травиате».

В это время в Ленинграде гастролировала студия К.Станиславского, и Л. выступила в ее спектаклях «Царской невесте» и «Богеме». Зимой 1928-29 она совершила еще одно длительное турне Ленинград, Москва, Харьков, Киев, Ростов-наДону, Тбилиси, Баку, выступила в бывшей Мариинке в пяти операх. В Ленинграде Л. дала 22 концерта, в Москве - 18, в них принимали участие такие прославленные артисты как В.Качалов, Ю.Юрьев, пианист из Франции Ив Нат, молодой Д.Шостакович. Деятели искусства оценивали ее последние выступления на родине как нечто исключительное: «Липковская была очаровательной женщиной и превосходной артисткой ...ее мимика, жесты поражали чарующей свободой. Все обнаруживало истинный талант - не только певицы, но и драматической и комедийной актрисы».

В Париже, куда Л. прибыла из СССР, она попала в автокатастрофу. Это заставило ее нарушить обязательства перед концертными организациями и театрами. Артистическая репутация ее в это время была необычайно высока: в США пресса считала, что лишь одна певица легендарная ныне Амелита Галли-Курчи - может состязаться с Л. в совершенстве вокальной техники; в Париже был выпущен альбом «Липковская на сцене и в жизни», чего не удостоились даже ее великие предшественницы. Находясь на вершине славы, певица сократила (очевидно вынужденно) свои выступления. Последний раз она дала концерты в Кишиневе в 1936. В 1937 возглавила кафедру сольного пения Кишиневской консерватории. В 1941, в начале войны, Л. пыталась эвакуироваться с консерваторией. Ее ученица, известная молдавская певица Т.Чебан, вспоминала: «На вокзале я увидела Липковскую. Как и все мы, она хотела попасть на поезд.

Неожиданно на вокзал налетели самолеты и начала его бомбить. Все мы разбежались, и я больше не видела Липковскую». Ей все же удалось добраться до Одессы, но оттуда пришлось перебираться в Бухарест. Там она сначала довольствовалась частными уроками, затем начала преподавать в консерватории. Как педагог Л. проявила себя в высшей степени незаурядно: среди ее учеников ряд видных певцов Молдавии и Румынии - Т.Чебан, Л.Боксан, Л.БабичХанку, А.Стырча, известный солист оперы в Бухаресте тенор Г.Зобиан, сопрано ВирджиниЯ Зани (Дзани), выступавшая на лучших сценах Италии и др. В 1952 Л. уехала в Париж, где рассчитывала преподавать в Русской консерватории. Когда и при каких обстоятельствах она оказалась в Бейруте (где скончалась в крайней бедности), неизвестно.

Л. обладала уникальной суммой дарований: в удивительной гармонии сочетались легкий голос прозрачного, серебристого тембра, феноменальная вокальная техника, высочайшая музыкальная и артистическая культура, огромное сценическое дарование и обаятельная внешность. Во времена Л. в России, в Европе и Америке было несколько певиц-сопрано, обладавших исключительной техникой колоратуры: Альма Фострем, А.Нежданова, Луиза Тетраццини, АТалли-Курчи, Зельма Курц и некоторые др. Все они, однако, не могут сравниться с Л. как трагедийной, лирической и комедийной актрисой, а чисто технический шедевр Л. в записи - ария из «Семирамиды» Дж.Россини - позволяет считать и ее вокальную технику выше, чем у любой из современниц, Звуковое наследие певицы сравнительно невелико. Все записи сделаны еще до 1 -и мировой войны, и все же они дают достаточное представление об искусстве певицы. В сезоне 1909/10 в Петербурге были записаны 3 двусторонние пластинки под маркой «Odeon» - на них 4 арии: Виолетты, Снегурочки, две - Марфы из «Царской невесты». Это самые редкие записи Л. В 19 II в США голос великой певицы записывала компания «Columbia». На этих пластинках арии из «Риголетто», «Ромео и Джульетты», «Лючии ди Ламмермур», две арии из «Манон», три дуэта (из моцартовского «Дон Жуана», «Травиаты», «Севильского цирюльника») с испанским баритоном Рамоном Бланшаром, дуэт из «Риголетто» с Баклановым и посвященный певице «Липковская вальс». Все произведения исполнены на языке оригинала. Крупнейшая европейская компания «Gramophone» записывала Л. в 1912-14в Петербурге - всего 1 7 произведений. Пластинки этой компании имели распространение не только в России, но и в Европе, где они включались в категорию «экстра».

Среди этих записей выделяются два изумительных фрагмента из «Снегурочки», в том числе знаменитая сцена таяния, две арии из «Царской невесты», ария из «Иоланты» П.Чайковского. Шедевры искусства bel canto - арии из «Риголетто», «Ромео и Джульетты», «Богемы», транскрипции (специально для Л.?) фрагментов из балетов Л.Делиба дают представление о певице в «международном» репертуаре. Совсем незначительно в грамзаписи представлено искусство Л.-камерной певицы: «Шестнадцать лет» А.Даргомыжского, две песни Р.Шумана, в исполнении которых артистка проявила себя редкостным мастером психологически достоверной интерпретации. Все записи «Gramophone» реконструированы и изданы в середине 1980-х фирмой «Мелодия» - одна монографическая пластинка и диск совместно с записями Бакланова.


 
Количество просмотров:
1016
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.