Актёров много, а Машков — один. Такой настоящий. Уходящая натура. Герой, который защитит, укроет и спасёт. А ещё подарит надежду. Ему не нужен плащ Супермена или светящийся меч, он может сразить наповал одним взглядом. Картина маслом...
— Хотите почитать «Лауру» — последнюю вещь Владимира Набокова, которую он писал на листочках, карандашом, а после его смерти она долго лежала под запретом? — спросила я у Владимира Машкова.
— Читал уже «Лауру», как только она была опубликована, — быстро ответил актёр.
Мы ехали в одном вагоне бизнес-класса скоростного поезда «Сапсан» из Москвы в Петербург на одно и то же событие — Санкт-Петербургский кинофорум.
— А что читали, когда играли Авраама Шварца в «Матросской тишине», или Гоцмана в «Ликвидации» — представителей гонимого еврейского народа? — продолжаю пытать Владимира.
— Роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
— Этот роман взялся экранизировать режиссёр «Ликвидации» Сергей Урсуляк. Для вас там случайно не нашлось роли?
— Я не очень люблю работать с одними и теми же режиссёрами. В одну и ту же реку дважды не войдёшь.
— А вы сами по собственным ощущениям — больше режиссёр или актёр?
— Я — актер, и точка. Снял два фильма на тему отцовства — «Сирота казанская» и «Папа», потому что хотел высказаться, попросить прощения у своих родителей. Режиссёром была моя мама, но я больше пошел в папу-актёра.
— Вы недавно стали дедушкой, так что тема родных людей, семьи может быть продолжена? Не хотите снять фильм для своей внучки Стефании?
— Всё возможно. Только мне, дедушке, трудно усидеть на одном месте, за монитором, как это необходимо режиссёру. Не могу без движения, скорости...
— Наверное, вы поклонник быстрой езды? На чём передвигаетесь?
— Научился управлять самолётом в фильме «Кандагар», но своего самолёта пока нет. Ещё я машинист с «корочкой» — после фильма «Край» железная дорога выдала удостоверение. А вот на съёмки предпочитаю ездить с водителем — чтобы не отвлекаться от роли.
— Трюки в фильмах вы сами выполняете? Режиссёр Алексей Учитель рассказывал, как однажды во время съёмок вы едва не утонули. А потом, чтобы прийти в себя, вам понадобилась всего-то пара минут.
— Не один же я такой! В Голливуде почти все актёры трюки выполняют сами. И советские артисты почти все обходились без дублеров. Один из самых любимых моих актёров, Евгений Урбанский, жизнь свою отдал, чтобы в фильме «Директор» добиться максимальной правды. Погиб на съёмках. А я, подумаешь, поплавал в холодной воде, ну и что...
— Вы выбираете, на кого равняться, когда готовитесь к той или иной роли?
— Не всегда. Но когда есть, на кого равняться, то почему бы и нет? В «Ликвидации» кое-что перенял у Глеба Жеглова — Владимира Высоцкого.
— Режиссёр «Места встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин сказал мне, что в «Ликвидации» вы сыграли лучше Высоцкого. И объяснил, что Владимир Семёнович на тот момент думал совсем о другом, его мысли были далеко-далеко, а вы — целиком со своим Гоцманом, вы в нём, а он — в вас.
— Да, я слышал о таком мнении Станислава Сергеевича, но разделить его не могу.
— Кстати, вы тоже Владимир, как Высоцкий... Влияет ли имя на человека, как думаете?
— Меня по-прежнему все называют Вовкой или Вовой. А Владимиром редко.
— А как вы представляетесь, когда с девушками знакомитесь?
— Просто Володя! Если знакомство в России.
— Трудно русскому актёру покорить Голливуд?
— Ой, трудно! В Голливуде отбор актёров происходит очень подробно, скрупулёзно, на микроскопическом уровне. Я в детстве так червячков рассматривал в микроскоп, как в Голливуде актёров подбирают на роли. Хотя, может, это и правильно.
— Тем не менее вам удалось стать «там» известным.
— Так и напишите: Машков — гений!
— Английский язык выучили сами?
— И французский, и армянский. Ещё бы русский выучить хорошенько, чтобы писать без ошибок. А то порой читаю сценарии, внимательно читаю, а ответить абсолютно грамотным сценаристам иногда боюсь — вдруг ошибку сделаю?
— Вы хотели бы сняться у Никиты Михалкова? Говорят, что Никита Сергеевич не взял Ингеборгу Дапкунайте в продолжение «Утомлённых солнцем» потому, что актриса отказывалась сниматься обнажённой. И Михалков в близком кругу сказал: «Как с Машковым в «Подмосковных вечерах» трахаться, так можно, а мне тут капризы показывает!»
— А кто бы не хотел сниматься у Михалкова, покажите такого человека? Ведь Михалков — у нас один, такого больше нет. Где ещё найти режиссёра, отец которого автор двух гимнов нашей страны, один дед — гениальный художник Кончаловский, а другой — гениальный художник Суриков? Это же наше национальное достояние! А тут ещё мой друг Гармаш всё рассказывает — как весело, да как интересно, да как необычно сниматься у Михалкова.
— Я слышала от Сергея Гармаша рассказ о том, как на съёмках фильма «12» Михалков грозился убить Михаила Ефремова, если тот хотя бы капельку выпьет спиртного. Но Ефремов ответил: «Тогда вас посадят, и никакие связи не помогут!» Вот вы бы так смогли ответить?
— Я — нет. Но я не пью, тем более на съёмках. Когда вышел мой фильм «Папа», Никита Сергеевич его хвалил. И роль хвалил, и вообще.
— Олег Табаков сыграл большую роль в вашей жизни?
— Олег Павлович для меня как отец. И за Табакова я любого загрызу, пусть только посмеют что-то сказать о моём учителе дурного. Если бы не Табаков, то неизвестно, где бы я сейчас был.
— До того как попасть на курс к Табакову, вас исключили за драку из Школы-студии МХАТ. Драка была с Александром Лазаревым-младшим. Когда я вспомнила этот случай во время интервью со Светланой Немоляевой, она сказала: «Откуда вы знаете? Не надо об этом рассказывать. Саша и Машков остались в хороших отношениях».
— Почему журналистам так нравится эта тема — что Машков с кем-то дрался, а потом его выгоняли, но он всё равно выучился? Самое нелюбимое, неинтересное в моей жизни — что в своей мятежной молодости я мог подраться. Много работал над тем, чтобы научиться сдерживать свои эмоции, гнев.
— Отар Иоселиани утверждает, что каждый мужчина должен быть драчуном, и что это достоинство.
— Это не достоинство.
— Табаков не перестает утверждать, что у Владимира Машкова — очень ранимая душа, нежная.
— Как учитель говорит, так и есть. В Школе-студии МХАТ я вообще как губка старался впитывать знания, но не всегда меня правильно понимали. Думали, что я вскочу из-за парты и устрою в аудитории дебош! Видимо, такое у меня было лицо — одержимого безумца.
— Это лицо и темперамент помогли создать образ Рогожина в экранизации романа «Идиот». Владимир Познер рассказывал мне, что согласен с вашим мнением, будто Рогожин — наиболее русский из всех героев классики. И добавил, что вы — тоже очень русский.
— Поэтому я бы не согласился играть Джеймса Бонда.
— А Наполеона? Режиссёр Дмитрий Месхиев снимает фильм «Василиса Кожина» о войне 1812 года. Вы его столько раз самым безжалостным образом разыгрывали, что он с радостью предложил бы вам роль проигравшего и бежавшего из Москвы Наполеона.
— Мне — только Кутузова! Или Барклая де Толли. Лучше выбрить лысину, как у Барклая, чем носить парик! Хотя лысый я такой страшный... Как в фильме «Край». Помню, приехал со съёмочной площадки фильма «Край» и сразу попал на внеочередной съезд кинематографистов. А одна журналистка мне говорит: «Какой же ты страшный! А ещё секс-символ!» Я: «А что такого страшного?» Она мне объясняет: «Посмотри, какие тут холёные мужчины в костюмах — Фёдор Бондарчук, Максим Суханов, Игорь Петренко, Сергей Гармаш»... Ну, я покрутился, огляделся и обратно поехал в Большую Ижору сниматься.
— Газеты пишут, что в Лос-Анджелесе у вас вилла рядом с жилищем Квентина Тарантино.
— Читать подобные статьи так смешно! Ну писали бы хоть под рубрикой: «Уголок фантазий», а то за факты выдают.
— Владимир, поклонницы в любви вам признаются с прежним обожанием?
— В последнее время всё больше мужики подходят за автографами и с просьбой сфотографироваться. И говорят: «Вас так любит моя девушка!». Или: «Вас так любит моя жена!» Вот и приводили бы своих девушек, чтобы они мне это говорили в глаза. Впрочем, все поклонники независимо от пола — это святое.
— Никому не отказываете?
— Никому и никогда.
— А «ВКонтакте» тоже общаетесь с поклонниками?
— Меня нет в социальных сетях. Нет! Давно уже пора понять. Я читать люблю и много всего читаю — и Набокова, и Булгакова, и современных авторов... А вот пишу редко.
— А сейчас что читаете?
— Одна влюблённая в меня журналистка подарила мне книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки», кстати, с автографом писательницы. Пообещал ей, что прочту.
Только факты
— Владимир Машков вырос в творческой семье: мама — режиссёр театра кукол, отец — актёр этого же театра. Пойти по стопам родителей заставил, как говорит Машков, «генетический состав». Что называется, бытие определило сознание. Постигать азы профессии Владимир начинал в родном городе, но был отчислен из института за драку. Тогда он уехал в Москву и подал документы в ГИТИС, куда его не приняли с приговором: некинематографическая внешность. Студент был «в усах», с длинными волосами (а-ля Михаил Боярский) и с золотой фиксой на переднем зубе, которой невероятно гордился. Читая «Мой дядя самых честных правил», Машков характерно приподнимал уголок рта, как это делали люди, вернувшиеся из мест не столь отдалённых...
— Тем не менее Владимир стал студентом школы-студии МХАТ. Буйный нрав студента был причиной того, что и тут его не раз отстраняли от занятий. Впрочем, бунтарь и хулиган был невероятно талантлив. С ним стал заниматься Олег Табаков.
— Роли настоящих мужиков — стопроцентно его. Как-то сразу понятно, что и «в морду даст», если что (и не только по сценарию), и мир спасёт, словом — одним взглядом сражает наповал.
— Первой «выстрелившей» киноработой стала «Лимита» режиссёра Дениса Евстигнеева. А на театральной сцене путевкой в жизнь для будущего секс-символа стала роль... пожилого еврея-алкоголика в спектакле «Матросская тишина», который поставил Олег Табаков. 24-летний Машков играл 70-летнего Авраама Шварца
— Ещё одна работа Машкова-режиссёра — новогодняя романтическая мелодрама «Сирота казанская». Обе работы — отражение души, которая, по словам Олега Табакова, у Машкова нежная и ранимая.
— Настоящая слава обрушилась на актёра после фильма «Вор». Картину прокатали практически по всему миру, от Америки до Японии, и на создателей буквально пролился золотой дождь призов международных кинофестивалей. Даром что герой — вор и преступник, но сила его мужского обаяния так велика, что Машкова номинировали на «Оскара» и «Золотой глобус». И хотя статуэток он не получил, в Голливуде его заметили. Упустить такой шанс было нельзя, и Владимир отправился покорять Фабрику грёз. Роли за океаном были небольшими (в основном, выходцев из Восточной Европы), зато в какой компании довелось играть! Настасья Кински, Дерриел Ханна, Роберт Де Ниро...
— Голливуд не затмил для актёра родной отечественный кинематограф. Несмотря на манящие перспективы, огромные гонорары и передовые технологии. Почему? «Я нашёл для себя формулу: в голливудском фильме есть запланированное чудо, которое должно произойти. Оно заложено в смете. А у нас никогда нельзя предсказать, произойдёт чудо или нет», — объяснил актёр в одном из интервью.
— Событием для зрителей стала роль Давида Гоцмана в сериале «Ликвидация».
— Горячая южная кровь передалась Владимиру Машкову от бабушки-итальянки. И хотя вырос он под другим небом, но генетика дала себя знать. Конечно же, он любимец женщин. Вот только попытки журналистов влезть к Машкову в душу с вопросами про личную жизнь натыкаются на ответ «без комментариев». У актёра за плечами 4 брака и 4 развода, но за все эти годы — никаких развернутых интервью, никаких репортажей. Громких секс-скандалов и сплетен вокруг него тоже нет. Личная жизнь — на то и личная, чтобы не выставлять её напоказ.
— Первая жена: актриса Елена Шевченко (в браке родилась дочь Маша, ныне — известная актриса); второй брак — с актрисой Аленой Хованской; третья супруга — художник по костюмам Ксения Терентьева; четвёртая — актриса Оксана Шелест.
...по материалам "Интервью"