|
|
|||||
Интересное
Давид ХАХАМ, Кирьят-Ата После недавней публикации "Еврейские "штирлицы" мы получили от читателей несколько подобных материалов о разведчиках с "пятой графой", в том числе – о наших земляках. Предлагаем вашему вниманию один из них... Среди моих земляков-бессарабцев было в прошлом немало талантливых людей: музыкантов, актёров, учителей, врачей, архитекторов. Были свои «штирлицы». Например, два не известных широкой публике человека, отец и сын, тем не менее – весьма знаменитых в узких кругах «бойцов невидимого фронта». Это советские разведчики Вольф Моисеевич Ливент-Левит (псевдоним – Виктор Норд) и его сын – капитан госбезопасности Самуил Вольфович Ливент-Левит (псевдоним – Курт Адлер).
Самуил Ливент-Левит родился в 1898 году в Кишинёве, в семье провизора Вольфа Моисеевича Ливент-Левита. Отец Самуила, Вольф, тоже родился в Кишинёве, в 1873 году. В Молдавии они носили фамилию Левит. Самуил рано остался без матери. Через несколько лет после рождения сына и после знаменитого Кишинёвского погрома 1903 года семья перебралась в Одессу, а в 1905 году оттуда они переехали в Берлин, где отец открыл аптеку. Там Вольф Моисеевич снова женился и взял фамилию жены – Ливент. С тех пор принято, говоря о них, использовать их двойную фамилию – Ливент-Левит.
В 1918 году Самуил окончил берлинскую гимназию, вступил в «Союз Спартака» и в том же году стал членом коммунистической партии Германии. В то же время его отец, Вольф Ливент-Левит, тоже вступает в компартию Германии и очень скоро становится сотрудником службы внешней разведки (иностранного отдела) Главного управления государственной безопасности Объединённого государственного политуправления (ГУГБ ОГПУ) – позднее наркомата внутренних дел СССР. Как разведчик он известен под псевдонимом Виктор Михайлович Норд.
В 1918–1919 годах Самуил Ливент-Левит учился на факультете экономики и агрономии Берлинского университета, был секретарём райкома партии в Вильмельсдорфе (районе Берлина) и обкома партии в Южной Баварии. Свободно владел немецким, французским и английским языками. В 1919–1921 годах, после падения Веймарской республики, оказался в заключении за свою коммунистическую деятельность. С апреля 1921 года работал в московском представительстве компартии Германии при исполкоме Коминтерна. В 1921–1925 годах – сотрудник для поручений торгового представительства СССР в Германии, редактор издаваемого в Берлине «Украинского экономического журнала», редактор берлинского и венского Бюро по обслуживанию печати фотографиями. С 1923 года – член нелегальной демократической партии Австрии, где и взял себе подпольный псевдоним Курт Адлер.
С июня 1925 по 1937 год являлся сотрудником иностранного отдела ОГПУ (впоследствии – НКВД): в 1925–1926 годах – нелегальным подрезидентом на Балканах, в 1926–1929-м – помощником нелегального, а затем – легального резидента в Стамбуле. Член ВКП(б) с 1929 года. В 1929–1931 годах – референт Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) и председатель «Унион Форо», с февраля 1931 года – помощник начальника отделения Иностранного отдела ОГПУ СССР в Москве. В 1931–1935 годах – нелегальный резидент в Китае. В докладной записке начальника иностранного отдела НКВД Абрама Слуцкого (1898–1938) Николаю Ежову, составленной в 1936 году, Самуил Ливент-Левит назван как «один из лучших наших нелегалов». Тот же Слуцкий в разные годы так характеризовал Левита-младшего: «Провёл большую работу, показав себя оперативно-опытным чекистом и стойким коммунистом» (1925–1926), «Дальнейшей своей работой в условиях тяжёлого подполья на Дальнем Востоке тов. Левит показал себя образцовым нелегальщиком, опытным оперативником, стойким и преданным коммунистом» (1931–1935)…
В конце 1937 года Самуил Ливент-Левит (Адлер) был отозван в Москву вместе с отцом Вольфом Ливент-Левитом (Нордом), где 26 декабря 1937 года оба были арестованы по обвинению в шпионаже и 28 августа 1938 года расстреляны на Коммунарке в Москве. Самуил Вольфович Ливент-Левит был реабилитирован только 26 июня 1991 года (его отец – тридцатью тремя годами раньше, 15 марта 1958-го). Жена Самуила. Ливент-Левита – австрийского происхождения, Стефания Людвиговна Ливент-Левит (1902–1938), была уроженка югославского города Кержич. Её также арестовали 14 октября 1937 года по обвинению в шпионаже и расстреляли 8 января 1938 года на Коммунарке в Москве (реабилитирована только 26 июня 1991 года). Вторая жена отца – немецкого происхождения, Франциска Феликсовна Ливент-Левит, 1897 года рождения, уроженка города Данциг, была осуждена 19 октября 1938 года на 8 лет исправительно-трудовых лагерей как член семьи изменника Родины (освобождена 13 августа 1946 года).
Вот как сложилась судьба тех евреев, которые поверили в переустройство мира, стали большевиками и коммунистами, согласились стать «бойцами невидимого фронта». О них пока не написано подробных книг, не создано фильмов – их краткие биографии приведены всего лишь в нескольких печатных изданиях, из которых назову лишь две книги: Колпакиди А. И., Прохоров Д. П. Внешняя разведка России. М.-СПб, 2001 и Абрамов В. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза-Эксмо, 2005.
Но список бессарабских «штирлицев» не исчерпывается этими двумя персоналиями. Не уверен даже, что читатели когда-либо слышали имя этого человека – Леонида Анулова-Московича (Мошковича), нашего земляка, уроженца местечка Ганчешты (Хынчешты, Котовск, Котовское) Кишинёвского уезда Бессарабской области, ныне – райцентра Хынчешского района независимой республики Молдова. О Григории Котовском, также уроженце этого местечка, все, конечно, знают; думаю, осведомлены читатели и о разведывательной организации «Красная капелла», как и о Леопольде Треппере, Анатолии Гуревиче, Шандоре Радо. А вот Леонид Анулов нам почти совсем не известен, хотя дожил он до почтенных 77 лет, был кавалером орденов Ленина и Красного Знамени. Последние годы проживал в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Леонид Абрамович Москович (Мошкович) родился 28 июля 1897 года в Ганчештах, в простой еврейской семье. В мае 1916 года стал рядовым царской армии. На протяжении 1916–1917 годов принимал участие в боевых действиях на фронтах 1-й мировой войны.
В 1918 году вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях на полях гражданской войны. В 1919 году вступил в РКП(б) и КП(б) Украины, а также окончил Третьи советские командные артиллерийские курсы в Одессе. В июле того же года был направлен в первую зарубежную командировку по линии разведывательного управления штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Участвовал в организации большевистского подполья в Бессарабии. Именно тогда Мошкович и взял себе псевдоним-фамилию Анулов.
Возвратившись в октябре 1922 года в Москву, он до октября 1923 года являлся помощником уполномоченного КРО ГПУ (спецназа). В 1923 году принимал участие в подготовке «германского октября» («Веймарской республики»). В 1924-м прошёл курсы усовершенствования по разведке при разведупре 4-го управления штаба РККА и с апреля по август 1925 года находился в распоряжении его разведывательного управления. С августа 1925 года по март 1926-го служил заведующим сектором и помощником начальника 2-й части Второго отдела, с октября 1927 года и по июнь 1929-го – начальником сектора Второго отдела.
В 1929 году был заброшен в Китай как нелегальный резидент. Участвовал в боях на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), в 1930 году награждён орденом Красного Знамени. Возвратился в Москву в 1932 году. Был сотрудником Москпленбежа (Московского отделения ГПУ по работе с пленными и беженцами). В марте 1933 года поступил на командный факультет Военной академии механизации и моторизации Красной Армии, в феврале 1935-го окончил его, а затем – курсы иностранных языков при разведывательном управлении РККА.
В январе 1936 года получил чин майора и был направлен нелегальным резидентом в Испанию, а уже оттуда – во Францию и Швейцарию. Находясь во Франции, Анулов организовал одну из трёх нелегальных агентурных сетей советской разведки в Швейцарии (так называемой «Красной тройки»). Фигурировавшая в более поздних документах как «Красная капелла» в Швейцарии, сеть Анулова (тогда известного под псевдонимом «Коля») поначалу базировалась на работе с завербованным «Колей» швейцарским журналистом Отто Пюнтером («Пакбо»), затем – на совместной работе с Шандором Радо («Дорой»). Двумя другими швейцарскими резидентурами занимались Урсула Кучински («Соня») и Рашель Дюбендорфер («Сиси»).
В апреле 1938 года Анулов был отозван в Москву, награждён орденом Ленина, а в июне – уволен из разведупра штаба РККА и арестован. Во главе швейцарской резидентуры стал Шандор Радо (1899–1980). Леонид Абрамович Анулов-Москович, скорее всего – по ложному доносу, был осуждён на 15 лет исправительно-трудовых работ по статье «43-б». Все эти годы провёл в лагере. Чудом выжил. Освободили его из лагеря в 1953 году, но в ссылке он пробыл ещё два года – до 1955-го. После освобождения проживал в Москве. Умер в 1974 году. Справка о реабилитации датирована 1991 годом.
Ещё одна яркая историческая фигура – подполковник КГБ Елизавета Зарубина (1900–1987). Она – Лиза Розенцвайг – родилась 31 декабря 1900 года в буковинском селе Ржавенцы Хотинского уезда (ныне – Черновицкой области Украины, а тогда – Бессарабии). Ещё в 1919 году она примкнула к местному революционному подполью, чему способствовала в немалой степени её двоюродная сестра – румынская коммунистка Анна Паукер. (В начале года мы подробно рассказали о её феерической карьере в советской разведке http://www.dorledor.info/article/советская-мата-хари
Иногда можно услышать мнение, что таких людей лучше не вспоминать. Что, мол, они сделали хорошего для своих единородцев, для людей других национальностей? Действительно, сначала затрудняешься с ответом, но потом на ум приходит Штирлиц, явным прототипом которого для Юлиана Семёнова стал другой еврей – уроженец Галиции (соседней с Бессарабией исторической области на Украине с центром Черновцы) Ян Черняк (на снимке:). А что сделал он и другие разведчики для своего народа? «Немногое»: внесли свою весомую лепту в борьбу с нацизмом! Я имею твёрдое мнение о том, что мы сегодня не вправе их осуждать, как не вправе осуждать Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля, Яна Черняка, Леопольда Треппера (руководителя знаменитой разведгруппы «Красная капелла»).
Мы должны помнить о них и рассказывать детям, внукам и правнукам. В конце концов, не зря же израильская разведка считается лучшей в мире! У современных разведчиков-евреев были свои учителя и свои великие предшественники! Такие же, какие были у музыкантов и врачей, педагогов и учёных!
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|