Да, недолго музыка играла… Пожалуй, такой краткой каденции – всего один год – у израильских посланников, направленных в Молдову, ещё не было. Прошлым летом супругов Нежинских сменил Шмуэль Полищук – и вот уже он собрал нас, чтобы поблагодарить за сотрудничество и сказать «до свидания». Сегодня утром убыл на место нового назначения в посольство Израиля в Киев. А куда ещё с такой фамилией? Там он будет курировать работу ИКЦ в Украине и Молдове. Мы, честно говоря, узнав о его отъезде, решили сделать с ним интервью под традиционную рубрику «Смотрите, кто ушёл…». Теперь оно уже под вопросом, т. к. посланник стремительно собрал чемоданы. Зная, что в дипломатическом ведомстве продолжается забастовка, не ожидали такого быстрого развития событий.
Когда Шмуэль Полищук у нас появился, кое-что он кратко сообщил о себе. И мы узнали, что у его родителей бессарабские корни, хотя впоследствии они уехали и сюда уже не возвращались. Он сам в Кишинёве прежде даже не гостил: «Я когда-то приезжал в Бендеры на свадьбу родственников, бывал, фактически проездом, в Бричанах и Липканах, а с украинского берега Днестра видел Атаки, откуда родом родители моей жены. Она, кстати, тоже из Черновцов, но встретились мы уже в Израиле».
Репатриировался он в 1979-м, занимался наукой, потом преуспел в банковской сфере, а когда началась большая алия, решительно переквалифицировался. В 2000 году возглавил представительство «Натива» в Санкт-Петербурге. Там проработал три года, вернулся в Израиль, несколько лет спустя был направлен в Москву, после чего вновь работал в центральном аппарате «Натива», потом получил назначение в Кишинев. Теперь уже – в Киев.
За последнее время мы привыкли к тому, что к нам присылают семейные пары, где один из супругов возглавляет Консульское представительство, а второй – Израильский культурный центр. Поэтому удивились, когда Шмуэль Полищук приехал один. Он тогда пояснил: «В Петербург жена ездила со мной. А во время моей второй командировки наш старший сын служил в армии, и она осталась дома, чтобы поддержать его. Теперь пошел служить наш младший сын, и ему тоже нужна мамина поддержка. К тому же супруга занимает достаточно высокий пост в Таможенном управлении и, если она уедет как минимум на три года, может потерять возможность продвижения по службе. Что касается совмещения должностей – у меня уже есть такой опыт. Именно так я работал в Петербурге, причем тогда обязанности ИКЦ были значительно шире, чем сейчас. В частности, в то время «Натив» курировал еврейские школы ОРТа. И, пожалуй, я в первую очередь занимался культурным центром, а потом уже делами представительства».
Что ж, подводя итоги, можно смело сказать, что посланник успешно справился со своими обязанностями на обеих должностях. И сумел, как и обещал, «представить здесь Израиль как можно шире». Быстро зарекомендовал себя здесь как человек компетентный и располагающий. За короткое время он сумел приобрести тут немало друзей, которые вчера вечером пришли, чтобы с ним попрощаться.
Это руководители и представители еврейских организаций, активисты нашей общины и её симпатизанты, граждане Израиля, работающие и живущие в нашей стране. Некоторые пришли со своими взрослыми детьми и жёнами. А директор АЕРК «Джойнт» в Молдове Михаил Шув – с мамой, которая приехала к нему в гости из Бат-Яма. Он, кстати, подарил уезжающему коллеге расписной молдавский поднос и барашковую шапочку типа кушмы. Яков Тихман – естественно, свою картину. Что было в кулёчке, который вручил Шмуэлю «в дорогу» Константин Москович, не знаю, но думаю, что всё-таки не най.
Поблагодарив нас за сотрудничество, Ш. Полищук представил публике своего молодого коллегу-преемника с трудной фамилией – Давида Мамиствалова. Его послужной список (после программы НААЛЕ) выглядит так: ЦАХАЛ, «Сохнут», «Джойнт», Министерство образования, «Натив». Надеемся в ближайшее время рассказать о новом посланнике подробнее.
На этом компактная официальная часть перед скромным фуршетом не закончилась. Председатель совета международной ассоциации дружбы и сотрудничества «Молдова и Россия» («МиР») Юрий Максимов вместе с Робертом Западинским вручили Ш. Полищуку золотой знак почёта «Антиох Кантемир». Знаю, что такой же наградой «МиР» не так давно отметил, например, деятельность бывшего посла России в РМ Валерия Кузьмина.
Атмосфера была тёплой, дружелюбной, чувствовалось, что даже за столь небольшой промежуток времени Шмуэль Полищук успел сделать многое и стать своим в нашей общине. Однако не всё намеченное и обещанное ему удалось осуществить, поэтому его преемнику уже есть чем заняться без раскачки.