1 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
О новом директоре "Джойнт" в РМ. ...Ничего не требуя взамен
01.08.2013
 
Старайся делать для других что можешь, не требуя ничего взамен, – эта восточная мудрость стала жизненным принципом Михаила Шува, нынешнего директора АЕРК «Джойнт» в Молдове.  Еще полгода назад он приступил к  исполнению своих обязанностей, но только сейчас нам представилась возможность побеседовать с ним накоротке и перелистать страницы его биографии.
 
– В нынешнем году Вы отметили свое 40-летие. Каждая  круглая дата понуждает любого из нас «остановиться, оглянуться», хотя в 40, конечно же, рано подводить – пусть и сугубо предварительные! – итоги. Тем не менее в этом возрасте уже есть о чем вспомнить.
 
– Я родился в 1973-м в Свердловске (ныне – Екатеринбург), в обычной советско-еврейской семье, но корни моих предков – белорусские. Оба деда погибли летом 41-го на фронте в рядах Советской Армии, поэтому мои родители росли без отцов. Из столицы Урала наша семья со временем перебралась на «ближний Запад», в столицу Эстонии.
 
О своей принадлежности к народу Книги я знал с детства (мало кому из нас об этом в те времена прямо или косвенно не напоминали), но здесь, в Таллине, я смог ощутить это в полной мере, причем в позитивном для себя контексте. Еще в середине 80-х в Эстонии стала формироваться еврейская община – и я, как и многие сверстники, да и люди постарше – впервые узнали об еврейских праздниках, большинство из них отмечая сообща. (Прежде, в Свердловске, об этом и речи быть не могло: мои родители, повторюсь, были обычными советскими людьми и особо значимыми считали даты иного календаря, но теперь, в изменившейся обстановке, отец с матерью обратились к своим корням.)
 
Общинная жизнь не сводилась лишь к празднованиям: не меньшую роль в самоидентификации местного еврейства, в первую очередь молодежи, сыграло изучение иврита, как и приоткрывшийся доступ к реальной (а не тенденциозно препарируемой советской пропагандой) информации об Израиле, о его прошлом и настоящем. И всё же прочесть или услышать от кого-то – это одно, а увиденное (пусть и по ТВ!) – производит куда большее впечатление. На меня такое «поражающее воздействие» оказал один из выпусков популярной программы Вл. Молчанова «До и после полуночи» – репортаж о ночном Иерусалиме. Понятное дело, и до этого в нашем кругу возникали дебаты: «Ехать? Не ехать?», но увиденное оказалось той последней каплей, которая предопределила мой выбор. Я и мои близкие стали готовиться к репатриации, и в 1990-м, вскоре после того как я окончил школу, мы отправились на ПМЖ в Израиль.
 
– Надеюсь, о принятом решении в дальнейшем не пришлось пожалеть?
 
– «Акклиматизация» в новых условиях происходила без особых проблем. Первые полгода пребывания в стране я прожил в киббуце, одновременно работая и изучая иврит в ульпане. Язык, который я начал осваивать еще в Союзе, дался мне легко, чему способствовали, помимо прочего, работа бок о бок и повседневное общение на нем с израильтянами и с такими же, как и я, новоприбывшими. В университете иврит и английский я уже знал свободно.
По окончании Тель-Авивского университета (специальности Экономика / Социология и Антропология), я семь лет прослужил в Армии обороны Израиля – в штабе Военно-Воздушных Сил – в областях управления бюджетами, людскими и материальными ресурсами. В частности в Бюджетном управлении и в Управлении развития боевых средств ВВС. Демобилизовался я в звании майора запаса.
 
В армии я в полной мере ощутил себя полноправным гражданином своей страны, ну а знания и опыт, накопленные во время работы в штабе ВВС, оказались поистине бесценными и не раз помогли мне в дальнейшем.
 
– Я слышал, что Вы пробовали себя и на совершенно ином поприще – творческом...
 
– Театр – это моя большая любовь. Еще во время службы в армии я по вечерам посещал театральную школу. После демобилизации два года проучился в «Бейт-Цви» – крупнейшем в Израиле театральном учебном заведении. Преподавала нам секреты актерского мастерства и режиссуры сама Нина Михоэлс!  Вообще на наставников мне везло: в армии одним из них был Илан Рамон,  который пилотировал один из восьми истребителей F-16, нанесших удар по иракскому атомному реактору в 1981 году, впоследствии – космонавт, трагически погибший 1 февраля 2003 года вместе со всем экипажем шаттла «Колумбия» при возвращении из космического полёта.
 
Но после завершения учебы в театралке я понял, что прагматик во мне гораздо сильнее романтика, и предпочел занятия более прозаические.
 
– Какие же?
 
– В начале двухтысячных, когда Россия переживала экономический бум и там имелись широкие возможности для специалистов в сфере управления, я отправился туда и несколько лет работал руководителем кондитерского комбината. Затем мне довелось руководить осуществлением проекта израильской компании «Фокс» в России – строительством и последующим управлением сети магазинов модной одежды. 
 
После возвращения в Израиль я занимался собственным бизнесом – небольшая туристическая фирма, организация частных визитов на Землю Обетованную. Программа пребывания подстраивалась под конкретного человека, готовилась и осуществлялась в четком соответствии с его запросами, интересами и возможностями. Как правило, нашими клиентами были состоятельные люди из постсоветского пространства (не обязательно евреи), прежде Израиль не посещавшие и не посетившие бы, не убеди мы их в необходимости такого знакомства.
 
– Ну а каким образом Вы, казалось бы, навсегда ушедший в предпринимательство, «перековались» в «джойнтовца»?
 
– Этому способствовало мои  путешествия на Восток. Точнее – в несколько стран: Индию, Непал, Лаос. Я окунулся в мир, одной из духовных норм которого на протяжении веков считалось: отдавать другим что можешь, ничего не требуя взамен. Это, в чем убедился и я, даёт бóльшее удовлетворение, чем материальные ценности. Не берусь утверждать, что во мне произошла полная «перековка», но первый шаг был сделан.
Я стал искать ту сферу, где мои профессиональные навыки и творческая жилка могут оказаться востребованными, да и мне самому такая деятельность станет приносить удовлетворение.
 
Обнаружилось, что такая самореализация возможна в «Джойнте». Приятно,  что в процессе отбора кандидатов на должность директора молдавского филиала АЕРК выбор пал на меня.  Тем не менее, в последний момент мой отъезд едва не сорвался – по семейным обстоятельствам.
 
– Что, жена или дети отказались ехать в такую «глухомань» и из-за этого и Вы оказались перед трудной дилеммой?
 
– Я не женат, детей у меня нет; так что дело было не в этом. Незадолго до отъезда внезапно скончался отец. Оставлять маму одну в ее тогдашнем, вполне всем понятном состоянии, было непросто. Но она сама сказала: поезжай! Мы регулярно с нею общаемся по скайпу, по мере возможности я летаю в Израиль к ней. Ну а сейчас она гостит здесь, у меня.
 
– Претерпела ли какие-то существенные изменения деятельность филиала «Джойнта» в Молдове за минувшие полгода?
 
– Нашей организацией за 100 лет ее существования накоплен огромный опыт работы на местах, и от тех, кто ее представляет в той или иной стране, в первую очередь требуется успешно его применять. Да и главная цель «Джойнта» – благотворительная помощь местному еврейскому населению (особенно тем, кто в такой поддержке остро нуждаются) – остается неизменной. Так что мне не пришлось «открывать Америк», что-то резко менять. К тому же, моя каденция только недавно началась, и вносить изменения в отлаженные механизмы пока рано. В наших местных организациях – немало многоопытных сотрудников, работающих в «Джойнте» по 10 и более лет. Они положение дел на местах знают куда лучше, чем я, и моей главной задачей сегодня является перенять громадный опыт и знания, накопленные ими.
 
Отмечу лишь, что ключевой проблемой, как и во всех социальных областях деятельности, является размер финансового обеспечения тех программ, которые «Джойнт» осуществляет. Не секрет, что средства поступают к нам от спонсоров, а те загодя определяют, на что конкретно эти средства пойдут, и приходят к нам с уже четкими рекомендациями. Поэтому важной задачей, стоящей перед  АЕРК и его представителям на местах (в данном случае, передо мной), является постоянный поиск дополнительных партнеров, как внутренних (в Молдове), так и внешних. Непростая экономическая ситуация во всем мире, и в частности в Молдове, обуславливает то, что далеко не каждый из тех, кто привержен давней еврейской традиции – помогать ближнему, может сейчас это сделать. Но филантропы всё же находятся – и им наша бесконечная благодарность.
 
В качестве примера могу привести многолетнее сотрудничество между еврейской общиной города Гринсборо (США) и бельцкого «хэсэда». Вот уже 13-й год Гринсборо финансирует проведение летнего Лагеря еврейских традиций, в котором принимают участие дети  Молдовы и их родители. Хотелось бы, чтоб каждая из местных общин нашла себе такого же лояльного спонсора.
 
Мы готовы также рассмотреть и помочь осуществить интересные проекты сохранения в Молдове еврейской диаспоры, развития накопленных ею культурных традиций.  Поддерживая  Бессарабское еврейское  возрождение, мы заботимся о тех соплеменниках, которые не намерены покидать отчий для них край и остаются гражданами Молдовы. Что же касается исторической родины, то отправиться туда (в отличие от былых времен) не проблема… Настоящим евреем можно быть и там, и здесь. Те, что здесь, заслуживают не меньшей поддержки.
 
– Теперь – вопрос весьма деликатного свойства. Не один год длилась тяжба между «Джойнтом» и Еврейской общиной РМ о том, кто должен считаться хозяином исторической части здания КЕДЕМа.  В итоге суд вынес решение в пользу ЕОРМ. Но вот на состоявшемся недавно заседании правления общины его  сопредседатель огласил переданное Вами предложение АЕРК о передаче отсуженной части здания в пользование «Джойнту». Как Вы это можете объяснить?
 
– Предыстория спора мне известна не в полном объеме, да и не я лично занимался этим вопросом, а лишь передал руководству общины подготовленное «Джойнтом» предложение, вами упомянутое.
Но я считал и считаю, что мудрый человек смотрит не назад, а вперед, не забывая при этом заботиться о настоящем и о благе всех тех, на чьи судьбы то или иное судьбоносное решение способно повлиять.
 
Уверен, что и АЕРК и ЕОРМ способны исследовать разные пути преодоления разногласий и найти взаимоприемлемые решения.
 
– Под занавес нашего диалога – о вещах куда более приятных. Вы, человек не чуждый искусства, вероятно, уже имели возможность за время своего пребывания в нашем городе поближе познакомиться с творчеством местных еврейских и других мастеров культуры.
Что из увиденного и услышанного произвело на Вас особое впечатление?
 
– Я с огромным удовольствием пересмотрел большинство постановок текущего сезона в Театре «С улицы Роз». Как любителю театра мне бесконечно приятно, что в Кишиневе есть возможность посмотреть спектакли, сделанные на высочайшем профессиональном уровне. Надеюсь, в будущем сезоне расширить свой кругозор и познакомиться с Русским драмтеатром им. А. П. Чехова, а со временем, когда я подучу молдавский, – и с другими столичными сценическими коллективами.
 
Нравится мне и молдавская музыка. Где бы ее ни доводилось слушать – в концертном зале, по ТВ или даже в кафе, – от нее, а нередко и от уровня ее исполнения получаю истинное наслаждение. В частности, недавно с удовольствием послушал концерт певицы Натальи Гордиенко.
С большим интересом регулярно посещаю культурные мероприятия и концерты, организованные ЕКЦ КЕДЕМ. Особенно, конечно, запомнился концерт в филармонии, посвященный годовщине Кишиневского погрома.
Очень понравился мне и состоявшийся 9 мая на главной площади молдавской столицы праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с участием Иосифа Кобзона, Льва Лещенко и других российских и молдавских музыкантов.
 
К слову сказать, более четверти века назад, в год 40-летия Победы, мне, тогда еще ребенку, довелось побывать на концерте Кобзона в свердловском Доме офицеров. Более того – вручить певцу от местных евреев цветы и передать просьбу – исполнить что-то на их и на нашем родном языке. Иосиф Давидович, казалось, только такого обращения и ждал: почти всё второе отделение концерта он пел на идиш, все ему аплодировали от души, ну а я, конечно, был рад и горд, что к этому «руку приложил». По прошествии многих лет я испытываю схожие чувства, когда что-то, сделанное мною или при моем участии, доставляет радость и приносит пользу людям. Постараюсь и впредь следовать почерпнутому на Востоке принципу: «Старайся делать для других что можешь, не требуя ничего взамен».
 
Михаил ДРЕЙЗЛЕР

 
Количество просмотров:
1005
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.