Правительство РФ уверяет, что оно не причастно к блокированию украинского импорта на таможне. Между тем российские эксперты считают эту блокаду ответом Москвы на стремление Киева подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Торговые разногласия между Москвой и Киевом достигли апогея: c14 августа российская таможня блокировала импорт с Украины, введя никогда ранее не применявшуюся процедуру тщательного досмотра всех товаров. Украинские экспортеры жалуются на ущерб, вызванный простоем, порчей и срывом поставок. В правительстве РФ утверждают, что никаких решений, связанных с украинским импортом, не принимали. Российские эксперты считают действия таможни реакцией Москвы на намерение Киева подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Путин же предупреждал...
Столь тщательный таможенный досмотр связан с тем, что Россия включила Украину в тот же список, в который включены все страны Евросоюза, поскольку Киев находится на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, заявил в беседе с корреспондентом DW заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Он полагает, что украинским предпринимателям следовало быть готовыми к такому шагу Москвы: "Об этом их прямо предупреждал наш президент. Они же сейчас изобразили, что это для них неожиданность".
Владимир Путин против сближения Украины с ЕС
Россия не раз высказывала опасения, что Украина, искажая документы о происхождении товара, начнет реэкспорт европейских товаров в РФ через свою территорию, пользуясь тем, что находится в зоне свободной торговли СНГ, напомнил Жарихин. Подтверждением этих опасений он считает сделанное еще полтора месяца назад заявление владельца компании Roshen, экс-главы украинского МИДа Петра Порошенко о том, что Украина начала готовиться к подписанию документов о вхождении в зону свободной торговли и ассоциации с ЕС.
Об интересах и сверхприбыли
Негодованию Украины есть еще одно объяснение, добавляет эксперт. По его мнению, за жалобами Федерации работодателей Украины на простой товара на границе стоит сугубо коммерческий интерес главы этой федерации - предпринимателя Дмитрия Фирташа. Тот получил особую известность в середине 2000-х годов, будучи владельцем трейдера "Росукрэнерго", продававшего российский газ на Украину и в страны Европы.
Во всем виноват Фирташ?
"Дело в том, что у него (компании Фирташа Group DF - Ред.) имеются химические предприятия не только на территории Украины, но и в Восточной Европе, - поясняет Жарихин. - Видимо, он рассчитывал, что, устранив таможенную границу Украины с Евросоюзом, ему удастся поставлять в Россию продукцию своих предприятий, находящихся в Европе, без таможенных пошлин. А сейчас понял, что извлечь эту сверхприбыль не удастся. Отсюда такая бурная реакция".
Пришла пора выбирать?
Гендиректор консалтинговой компании "Аркаим" Александр Дорофеев убежден, что действия Москвы следует толковать главным образом как дополнительный аргумент в пользу вступления Украины в Таможенный союз (ТС): "Украина очень нужна Таможенному союзу. Чтобы он стал самодостаточным, в нем должны быть страны с населением хотя бы 500 миллионов человек, а для этого нужна Украина и другие страны".
Эксперт отмечает, что ТС дает возможность наладить между странами производственную кооперацию, разделить специализацию каждой страны и обеспечить сбыт для своих же производств. "Высокотехнологичные производства, например, авиапром, невозможны без рынка сбыта, состоящего из стран с населением меньше определенного критического числа. Соответственно, Россия последовательно ведет курс по мотивации Украины к вступлению в Таможенный Союз", - заявил Дорофеев DW.
По его мнению, сама по себе Украина Евросоюзу не нужна, но для ЕС нежелательно укрепление Таможенного союза, которое в перспективе может привести к импортозамещению европейских товаров. "Чтобы Украина в ТС не вошла, ей обещают интеграцию в Евросоюз. Но на деле эта интеграция, скорее всего, ограничится дотациями, которые позволят населению иметь лишь прожиточный минимум", - говорит эксперт. Он считает, что пограничный конфликт инициирован Россией, чтобы дать Украине понять: настало время сделать окончательный выбор между Россией и Западом.
Кому идти на уступки
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг тоже полагает, что "Кремль нервничает по поводу нерешительности Украины". По его словам, "расчеты показывают, что более выгодно объединение с Россией, поскольку оно открывает большой рынок сбыта, но украинцы желают сохранить дистанцию, что не нравится Кремлю". Гринберг не исключает, что "дальше последуют новые встречи и торг, временный консенсус, показные объятия и новые ссоры".
По мнению экономиста, из двух сторон в урегулировании вопроса больше заинтересована Украина, поэтому именно она, скорее всего, и пойдет на уступки. "Украина вообще находится в отчаянном положении и с политической, и с экономической точки зрения, - отмечает он. - При этом Европа при всем желании помочь ей не сможет. Украина - большая страна, это не Люксембург и не Греция. Какая-то помощь, возможно, будет, но она не сможет заменить российский рынок".
Сильнее всего эксперт сожалеет о том, что Россия и Украина ведут торговые споры в тот период, когда обеим странам следует думать об экономическом росте и преодолении кризисных явлений. "Кооперация позволила бы сблизить наши экономики, помогла бы и той, и другой стороне выйти из сырьевой зависимости, но пока мы видим здесь только пробуксовку", - сетует Руслан Гринберг.