- Господин премьер-министр, правящая в Молдавии проевропейская коалиция находится у власти уже около 4 лет, оценки ее деятельности неоднозначны, очередные парламентские выборы не за горами. Как Вы оцениваете итоги работы?
- Мы унаследовали непростую ситуацию в 2009 году. Существовала система, где решения принимались несколькими людьми и где не было места управленческому творчеству. Отсутствовала программа развития, страна оказалась на грани банкротства, во внешней политике была неопределенность.
Нам удалось совершить рывок из безвременья. Мы доказали, что Молдова - европейская страна. Обеспечили свободу предпринимательства, личности, заложили демократические основы управления.
Наш ориентир предельно понятен - европейская Молдова. Это означает выстраивание институтов общества и публичного управления с целью обеспечения их независимости, функциональности, профессионализма. Они должны служить не сами себе, а людям, бизнесу, инвесторам.
Это также означает вдохнуть в наших граждан уверенность, что за счет собственного труда они сумеют повысить свой жизненный уровень и, как следствие, создадут стимулы развития. У нас нет ресурсов, природных ископаемых, и без инвестиций в наш народ, его интеллект, трудолюбие, созидание мы обречены. Мы открываем эти шлюзы. Это - главное.
В практической плоскости мы продолжаем работу прежнего кабинета Влада Филата по модернизации страны. При предыдущем и нынешнем правительствах был увеличен бюджет, выровнялись макроэкономические показатели. Стабилизирована экономика, обеспечен рост экспорта. Снизился уровень бедности и осуществлены серьезные инфраструктурные инвестиции. Эта работа видна в большинстве населенных пунктов страны.
Иными словами, у правительства есть серьезный проект будущего и программа внутренней модернизации, доказавшая свою эффективность на примере других стран.
- Почему же тогда Молдову постоянно сотрясают политические кризисы?
- Работа коалиционных правительств требует определенной предыстории, слаженных механизмов. Все это пока в процессе становления. Но важно, что у всех партнеров по коалиции есть четкое понимание - речь идет о консенсусе во имя будущего страны. Его нельзя ставить на кон внутриполитических баталий и интересов. Без общего взгляда в перспективу, движение - просто процесс без цели.
Несомненная заслуга всех, что нам удалось преодолеть партийные разногласия, подняться над сиюминутными интересами, проанализировать трудности и обеспечить стабильную работу правительства в целях углубления хода реформ.
- Россию и Молдову, которая 27 августа отмечает 22 годовщину независимости, связывают века совместной истории, у нас тесные человеческие связи, взаимные интересы в экономике, безопасности, других областях. Вместе с тем, многие эксперты считают, что нынешний уровень сотрудничества между двумя странами не в полной мере отражает потенциальных возможностей. Одни объясняют это внутриполитическими перипетиями в Молдове, другие указывают на отсутствие настроя на решение имеющихся проблем?
- Вы верно отметили основные тезисы. Уровень нашего сотрудничества и связей с Российской Федерацией высок, и мы стремимся развивать его и дальше во взаимовыгодном ключе. В нашей программе заявлено, что сотрудничество с Россией - один из приоритетов. Этим мы и руководствуемся. Работа ведется планомерно, в том числе в рамках межправкомиссии.
Важно наращивать каналы диалога с российскими коллегами и доводить информацию напрямую. Недавний визит министра иностранных дел и европейской интеграции Натальи Герман в Москву - еще один шаг в этом направлении, который позволил продолжить конструктивный диалог. Принципиально важно, что мы получили заверения в том, что в Москве уважают наш выбор реформирования страны по модели ЕС и не видят в нем значительных угроз.
Уровень же наших связей не пойдет на спад. Молдова - страна, где обеспечены права русскоязычного населения, и этот объективный факт позволяет создать атмосферу согласия в обществе.
Отношения в культурной сфере развиваются динамично. Я бы назвал это уважительным сотрудничеством, с учетом всего пласта интересов. Наше правительство не заинтересовано в ограничениях, оно заинтересовано в развитии.
- Молдавское руководство утверждает, что курс на интеграцию в ЕС не противоречит развитию отношений с Россией, которые в программе Вашего правительства прописаны как стратегические. Но некоторые эксперты утверждают, что Россия и ЕС мешают друг другу в Молдове?
- Конкуренция между Россией и Европейским союзом, о которой говорят эксперты, ни в чьи интересы не входит, и меньше всего она входит в интересы Молдовы. Мы ценим наши отношения с Россией и не противопоставляем их интеграции с ЕС.
Модель ЕС для нас - наиболее перспективная стратегия. Это верховенство закона, экономическая стабильность, функционирующие институты, гарантия прав. Речь идет об общеевропейских процессах, основах современного общества, которые стремятся создать все государства.
То есть, для нас европейская интеграция - объективный и назревший процесс, который диктуется разумными подсчетами, а не эмоциями. Это осознанная необходимость.
В России понимают, что наш ключевой приоритет - модернизация, а не геополитика. Молдова как обычная европейская страна с эффективными институтами, как предсказуемый и стабильный партнер с привлекательным инвестиционным климатом полностью отвечает задачам региональной безопасности. Это в интересах и России, и ЕС.
В то же время, участие в СНГ является серьезной основой многосторонних отношений и приносит экономические выгоды. Участие в СНГ не идет вразрез европейскому выбору Молдовы, и европейская интеграция не подразумевает снижения уровня отношений в рамках СНГ.
- Молдова недавно ратифицировала договор о зоне свободной торговли в СНГ, какие выгоды это дает экономике страны?
- Мы стремимся поддерживать тесные отношения со всеми коммерческими партнерами. Договор о зоне свободной торговли с СНГ - важное направление. Уровень экономических отношений в рамках СНГ растет. В 2012 году объем экспорта Молдовы в страны СНГ достиг исторического максимума в 928 миллионов долларов США. Это рост на 40 процентов со времени финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг.
Инвесторы из стран СНГ присутствуют в ряде секторов экономики Молдовы, и существует потенциал дальнейшего роста. Мы дорожим этим позитивным элементом, и такие перспективы дают нам дополнительные стимулы к развитию.
При этом договор о свободной и углубленной торговле со странами ЕС не мешает углублению торговых отношений со странами СНГ. Наоборот, наше участие в европейском рынке поможет укрепить торговые связи и с Западом, и с Востоком, и это в интересах наших партнеров. Сохранение режима торговли с СНГ и построение предсказуемого режима свободной торговли с ЕС сделают Молдову более привлекательной для инвестиций.
- В прошлом году Москва и Кишинев договорились начать консультации по открытию российских консульств в Бельцах, Тирасполе. Как они продвигаются?
- По ряду вопросов нам еще предстоит прийти к общему знаменателю. И это совершенно нормальный процесс. Что касается консульства в Тирасполе. Открытие консульских офисов регламентируется международными конвенциями, и на настоящем этапе Молдова не может обеспечить их выполнение. Но это важный вопрос. Необходимо искать развязки, в том числе и в контексте политических вопросов урегулирования.
- Ваш предшественник Влад Филат часто встречался с лидерами Приднестровья, но эта позитивная динамика в последнее время ослабла, переговоры в формате "5+2" явно буксуют. В одном из своих первых интервью Вы предложили дать Нобелевскую премию тому, кто выступит с реальным планом разрешения этого конфликта. Неужели все так запущено?
- Я с первых дней настаиваю на необходимости встречи с Евгением Васильевичем Шевчуком /глава Приднестровья/. Мы за такие встречи. По их итогам удается решить многие вопросы, да и сам канал диалога на уровне руководства очень важен.
Мы ищем возможности прогресса по всему спектру социальных, экономических, транспортных и иных вопросов, которые могли бы существенно облегчить жизнь людей по обе стороны Днестра. Мы также полагаем, что экономическое развитие и модернизация интересны и Тирасполю, поскольку они предполагают создание возможностей для людей и экономический рост. А это, в конечном итоге, самое важное.
Что касается переговоров. Позитивная динамика позволила решить многие вопросы, но прогресс не столь очевиден, как хотелось бы, в том числе и ввиду отсутствия общей концептуальной канвы урегулирования. Это одна из причин, по которой мы говорим об обсуждении вопросов статуса Приднестровского региона.
- В Румынии, которая граничит с Молдовой, развертывается американская система ПРО, которая стала раздражителем в отношениях Москвы и Вашингтона. Это сказывается и на приднестровском урегулировании - в Москве не скрывают опасений, что вместо российских военных, на уходе которых настаивает молдавское руководство, здесь появятся войска НАТО, как это уже бывало в Восточной Европе. Какие гарантии может предложить здесь Кишинев?
- У Молдовы нет и не может быть антироссийских намерений. Мы не видим себя в роли геополитического игрока или геополитической опорной точки. Наша политика - Молдова для всех ее граждан, а цель - современное европейское государство.
Конечно, сложный вопрос в наших отношениях - урегулирование приднестровского конфликта. И с этой точки зрения все понимают, что не в нашу пользу быть в том или ином военно-политическом лагере. Это просто не наша игра. И мы в нее не играем. Есть положение о нейтралитете, закрепленное в конституции Молдовы. Он должен быть действенным и относится ко всему иностранному военному присутствию.
Добавлю - вопросы не носят апокалипсического характера, как это рисует, например, наша оппозиция. То мы одной ногой в НАТО и готовимся к вторжению в Приднестровье, то мы вынашиваем коварные планы раздела страны по Днестру. Хорошо, что этим басням мало кто верит.
- Россия сохраняет позиции крупнейшего торгового партнера Молдовы. Но в последние годы очевидным стал противоестественный разрыв между растущей динамикой двустороннего товарооборота и, фактически, нулевыми темпами прироста инвестиционного сотрудничества. Какие совместные проекты Молдова может предложить российской стороне, каковы перспективы их реализации?
- Вы правы, товарооборот между нашими странами растет, его динамика положительная. Что касается инвестиционного сотрудничества - я говорил, что частная инициатива и экономическая либерализация - основы нашей программы. В экономике Молдовы много возможностей и незадействованного потенциала, включая машиностроение, сельское хозяйство, пищевую промышленность, электронику. Мы приветствуем инвестиции в эти и другие области. Кроме того, наше участие в европейском рынке делает нас более привлекательными в том числе и для российских инвесторов.
- По статистике, большинство из более чем полумиллиона трудовых молдавских мигрантов работают в России. Только в прошлом году они перевели домой почти два миллиарда долларов, что очень важно для переживающей кризис молдавской экономики. Не секрет, что многие из них сталкиваются на чужбине с серьезными проблемами. Каким Вам видится их решение?
- По официальным данным, общее число наших граждан в РФ - около 220 тысяч человек. Столько же, например, находится в Италии. В прошлом году общая сумма переводов составила около полутора миллиардов долларов. Это около 30 процентов от ВВП. Этот вклад в развитие страны сложно переоценить.
Мы оказываем нашим соотечественникам поддержку. Социальная защита, медицинское обслуживание, поддержка семей в Молдове, обеспечение условий труда. Работают ассоциации по диаспоре.
При этом важно, чтобы эти деньги инвестировались в развитие, в будущее, в качественное образование детей. Те трудности, с которыми сталкивались наши граждане, должны полностью окупаться - повышением их благосостояния, возможностями для них самих, но самое главное, другими горизонтами для их детей. Необходим качественный рывок, чтобы устранить факторы, препятствующие развитию - чрезмерное регулирование, засилье чиновников, излишнюю бюрократизацию. Тогда наши граждане будут уверены, что инвестиции работают на них.
- Россия является главным поставщиком энергоресурсов в Молдову. Как Вы считаете, почему так долго идут переговоры по новому контракту с "Газпромом", который истек и уже несколько раз продлевался. Что является препятствием для заключения нового соглашения? Каковы перспективы сотрудничества наших стран в этой области? Планирует ли руководство республики предпринимать какие-то действия по диверсификации поставок энергоресурсов в страну?
- Мы зарекомендовали себя как надежный партнер, который осуществляет оплату за поставки вовремя, по рыночным тарифам и без накопления значительных долговых обязательств. "Газпром" есть и будет основным поставщиком газа, и мы стремимся продолжать коммерчески выверенные отношения. Это здоровая основа совместной работы. Конечно, мы стремимся получить как можно более выгодную цену на газ для населения. С нашей стороны существует готовность подписать долгосрочный контракт на поставку газа без промедления.
При этом нет ничего неестественного в том, что мы, как и любая страна, стремимся диверсифицировать источники поставки, с тем, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны на региональном уровне. Начато строительство газопровода Яссы-Унгень, между Молдовой и Румынией. Пропускная мощность - 1.5 миллиарда кубометров в год. Но это вопрос не ближайшего времени, хотя в перспективе этот газопровод сможет обеспечить часть энергетических потребностей страны. Эти действия, как и наши энергетические отношения с ЕС, никоим образом не направлены против интересов России.
- Как сделать Молдову, с ее небольшим внутренним рынком и отсутствием ресурсов, привлекательной для инвестиции?
- Именно по этой причине вопрос европейской интеграции столь важен. Она позволяет Молдове стать частью рынка ЕС и предполагает ряд фундаментальных реформ. Это реформа регуляторной среды, либерализация экономики, защита прав собственности. Это и инвестиции в дорожное хозяйство с целью обеспечения физического доступа производителей на внутренние и внешние рынки. Это и государственные институты, выполняющие функции автономно и профессионально. И контролирующие органы, содействующие предпринимательству, а не извлекающие ренту. Пока же бюрократический аппарат сам нуждается в непрестанном надзоре, поскольку душит инициативу, загораживает путь инновациям.
- Как отражаются на экономике Молдовы последствия мирового кризиса? Какие меры предпринимает правительство страны для предотвращения негативных последствий этого явления на страну? Можно ли ожидать резкого ухудшения социально-экономической ситуации в республике, как это утверждает оппозиция?
- Глобальный экономический и финансовый кризис оказал негативное влияние на экономику Молдовы. Экономический рост был восстановлен в сжатые сроки, к концу 2010 года. Это стало возможным за счет программы стабилизации и экономического стимулирования, начатой в 2009 году. Сейчас основной акцент на консолидации базовых экономических параметров - конкурентной среды, прав собственности. Нам нужны инвестиции в целях наращивания производственного потенциала и создания новых рабочих мест.
Что касается социально-экономической ситуации. Нет никаких предпосылок для ее резкого ухудшения. Наша макроэкономическая политика успешна, социальная политика стала более целенаправленной, поддерживая нуждающиеся слои населения. Экономический рост продолжится, и реформы дают положительные результаты.