Что говорит Тирасполь, а что - Кишинев
Молдавские власти выступают за разделение долга правого и левого берега Днестра, чтобы Кишинев и Тирасполь отдельно оплачивали потребляемый газ. По принципу: за газ платит тот, кто его реально потребляет.
- Мы уже расплачиваемся за эти долги, - поясняет «Комсомолке» экономист Татьяна Ларюшина, эксперт IDIS Viitorul. - Уже и население самого Приднестровья за него расплачивается. Вы посмотрите, сколько людей уезжает из региона в поисках лучшей жизни! А между тем это цветущий край на Днестре, и жить по большому счету в Тирасполе, или в Бендерах, или в других городах Левобережья – одно удовольствие. В моем понимании, у этой проблемы не столько экономические, сколько внутрикорпоративные и геополитические корни.
Тирасполь будет продавать электроэнергию за границу?
По мнению эксперта Татьяны Ларюшиной, не платить за потребляемый газ позволяется и в самом Приднестровье далеко не всем подряд, а только избранным партнерам. А потому, мягко говоря, странным является тот факт, что Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ), с офисом в Кишиневе и в лице бывшего директора Виктора Парликова, выдало лицензию для предприятия из Тирасполя «Днестрэнерго» с правом поставлять электроэнергию в Кишинев и за пределы Молдовы. Этот ключевой аспект в интервью приднестровским СМИ уже успел озвучить Михаил Добровец, директор тираспольской компании «Днестрэнерго».
- Лицензия, выданная НАРЭ, позволяет выйти на международный рынок, - сказал Добровец.
Сразу же в своем пресс-релизе НАРЭ уточнило:
- Экспорт электроэнергии должен быть санкционирован Министерством экономики, где компания «Днестрэнерго» и должна получить разрешение.
Откуда такие огромные зарплаты?
Принятие решений НАРЭ и зарплаты руководителей этой структуры всегда были непонятны простому гражданину.
- Да, я получаю 44 тысячи леев чистого дохода ежемесячно. Не стыдно получать высокую зарплату. Я за то, чтобы все жители страны получали хорошие зарплаты. Стыдно плохо делать свою работу. На мой взгляд, в 2010 году агентство делало свою работу очень хорошо, – как-то признался в телевизионном интервью экс-руководитель НАРЭ Виктор Парликов, который уточнил тогда же и там же, что эту сумму составляют его доходы, а зарплата не превышает 22 тысяч леев. По его словам, доходы складываются из премий, отпускных и «ничтожных» суточных.
Судите сами: доходы в среднем в 4-5 раз больше, чем у президента Молдовы и министров, ежемесячные доходы директоров ведомства превышают средние зарплаты по Молдове в 20(!) раз.
Тот же бывший директор Виктор Парликов, одобривший выдачу лицензии «Днестрэнерго», официально получал ежемесячно порядка 44 тысяч леев. К слову, бюджет Национального агентства по регулированию в энергетике на 2011 год составлял 19 миллионов леев. 70 процентов средств - это заработная плата сотрудников агентства.
Отвлечемся от Парликова к тому, к каким последствиям может привести его не совсем обдуманное решение выдать лицензию компании из Тирасполя.
Дело в том, что мощности «Днестрэнерго» позволяют передавать по сетям электроэнергию, вырабатываемую тремя приднестровскими генерирующими станциями – Молдавской ГРЭС, Дубоссарской ГЭС и ООО «Тиротекс-Энерго». Транзит вырабатываемой на украинских генерирующих станциях электроэнергии в Молдову и транспортировка электроэнергии от Молдавской ГРЭС в правобережную часть страны и Румынию также осуществляются через электрические сети приднестровского предприятия.
Тут, пожалуй, стоит отметить, что до сих пор только Кучурганская электростанция, управляемая Российской Интер РАО ЕЭС, экспортировала электроэнергию в Румынию.
Негативный эффект при взаимодействии с ЕС в области энергетики
Между тем, многие эксперты из Кишинева сходятся во мнении, что лицензия компании из Тирасполя была выдана с нарушениями. Дело в том, что нормы Закона об электроэнергии обязывают держателей лицензии разделять деятельность по транспортировке и поставке электроэнергии. «Днестрэнерго», обладая транспортными и распределительными сетями, является по сути единственным оператором рынка электрической энергии в Приднестровье. Предприятие занимается как поставками электроэнергии, так и ее транспортировкой, что прямо противоречит нормам Закона об электроэнергии. Несмотря на все это, бывшие директора НАРЭ (Парликов, Райляну и Белинский) подписали документ о выдаче лицензии. Хотя именно эти действия и явились беспрецедентным в своем роде решением, которое в корне противоречит европейским директивам в области энергетики, обязательство по которым взяла на себя Молдова в качестве полноправного члена Договора энергетического сотрудничества ЕС.
А это в конечном итоге может создать негативный эффект при взаимодействии Молдовы с ЕС в области энергетики.
Сможет ли «Днестрэнерго» реализовать энергию из неоплачиваемого газа?
- Когда я прочитал в СМИ эту новость, меня это сильно удивило, - говорит председатель Ассоциации потребителей энергии Молдовы Николай Могоряну. - Потом что Молдавская ГРЭС имеет лицензию, при которой может напрямую, как российская компания, иметь с «Газпромом» свои собственные отношения и потреблять российский газ. Тут возникает промежуточная структура, возможно, для того чтобы аккумулировать деньги. Ведь любой специалист вам скажет, что в той стороне, куда направлена линия, дефицита электроэнергии не наблюдается. Кому «Днестрэнерго» будет продавать электроэнергию? Румыния подключилась к европейской системе, которая работает по своим сетевым стандартам, и так просто вместе работать они не смогут.
- А продавать тому же Кишиневу?
- Это теоретически возможно. Трудно сказать, пойдут ли официальные власти на это… «Молдовагаз» и его недоумение относительно данной ситуации понять можно: эта структура хочет работать в Молдове легально, долго и без всяких сюрпризов. Все понимают, что и так накопились серьезные долги по газу. Но если закрутится та схема с тираспольской компанией, то объем потребления газа, за который никто не платит, возрастет. Если это сработает, то будет не что иное, как результат сговора левого и правого берега. Но с экономической точки зрения все это ляжет, увы, на плечи потребителей, причем именно потребителей Правобережья.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН
Как и газовые предприятия, каждый оператор распределительной сети, согласно Закону об электроэнергии, должен был до 1 января 2013 года юридически и функционально отделить деятельность по распределению от деятельности по поставке электрической энергии по регулируемым тарифам путем реорганизации, создав два предприятия – по распределению и по поставке. Вновь созданные предприятия являются правопреемниками лицензий соответственно на распределение и на поставку электрической энергии по регулируемым тарифам, которыми обладало вертикально интегрированное предприятие на момент вступления в силу настоящего закона.
ПОЗИЦИЯ «МОЛДОВАГАЗ»
Источники, близкие к руководству «Молдовагаз», признались: решение НАРЭ выдать лицензию приднестровской компании их пугает.
- Если эта компания будет продавать выработанную из природного газа электроэнергию, то это однозначно приведет к росту задолженностей ООО «Тираспольтрансгаз» перед АО «Молдовагаз» - в итоге вырастет долг АО «Молдовагаз» перед ОАО «Газпром», - отметили в компании.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Ларюшина, эксперт IDIS Viitorul: Во всем виновата геополитика?
|
Татьяна Ларюшина |
|
- С одной стороны, накапливание долга для последующей его конверсии в активы или в инвестиции - это, так сказать, высшая лига финансового бизнеса, высший пилотаж, требующий отличных знаний и могущественных связей. В рамках этого подхода мы получаем целый спектр всевозможных беспроигрышных решений. Во-первых, можно увязать долг с суверенитетом и заставить заплатить по суверенным долгам Кишинев, который и так исправно оплачивает его обслуживание. Во- вторых, учитывая, что не платить за потребляемый газ позволялось далеко не всем подряд, а только избранным партнерам, таким, например, как Рыбницкий металлургический завод, который наводнил своим демпинговым прокатом европейский и американский рынки, чтобы потом поделить вырученные сверхприбыли. Наконец, в-третьих, можно поглотить собственность задолжавших «дочек», и тогда «Газпром» сам себе будет должен. Но в любом случае это не столько газовый бизнес, сколько бизнес на «Газпроме». Потому что последние изменения на мировом газовом рынке показывают, что не играть нужно было с окологазовым бизнесом и одиозной ценовой политикой, а серьезно вкладывать в его развитие и модернизацию. Ведь понятно же, что если корпорация входит в мировую пятерку по извлекаемой ежегодно прибыли, а по капитализации находится где-то в конце третьей десятки, то у нее большие проблемы! И тут мы подходим к другой стороне проблемы молдавского долга «Газпрому».
- Да, это нас больше всего касается. К чему подходим?
- К чистой геополитике. Мы видели, как разворачивались переговоры с Украиной по цене на газ, когда долг Киева был в 2,5 раза меньше, чем то, что должно было Приднестровье «Газпрому». Понятно, что руководство РФ попустительствовало такому накоплению долга не просто так, а потому, что эти издержки покрывались из совсем другого бюджета - из расходов на безопасность страны. С этой точки зрения, Россия фактически несет свои собственные издержки на содержание такого инструмента геополитики, как контроль над Приднестровьем. Другое дело, что в цивилизованном мире компенсация за такие издержки никак не 50 долларов к пенсии! Именно это и должно стать предметом настоящих переговоров по урегулированию постконфликтной ситуации в регионе в интересах проживающего на его территории населения.