26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Путин не пустил американцев в Грузию
02.03.2002
Александр Корнилов

Из 200 военных советников, собиравшихся в Тбилиси для создания местных сил специального назначения, лишь не более 20 смогут приехать в страну. Таков один из сенсационных итогов закрытых переговоров Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе, прошедших под Алма-Атой в рамках неформального саммита глав государств СНГ.

Российский президент назвал двустороннюю встречу с грузинским коллегой «очень результативной», а сам Шеварднадзе – «фундаментальной». По официальным данным, стороны обсудили самый широкий круг проблем – от ситуации в Панкисском ущелье до развития торговых связей. Однако по итогам переговоров оба президента говорили лишь о том, как им удалось выйти из конфликтной ситуации, сложившейся в связи с привлечением американского спецназа к проведению контртеррористической операции в Панкиссии. Путин и Шеварднадзе заявили, что разговор получился содержательным и очень полезным для обеих сторон.

Одним из ключевых результатов встречи, по словам Путина, стала договоренность о том, что общее количество американских военных советников в Грузии, которые будут готовить местных специалистов по борьбе с терроризмом, не превысит 20 человек.

Это означает серьезную уступку со стороны Шеварднадзе, так как до сих пор речь шла о направлении в Грузию как минимум 200 американских спецназовцев – эту информацию косвенно подтверждали источники и в грузинском министерстве обороны, и в Пентагоне. Согласие Тбилиси ограничить контингент столь незначительным количеством экспертов может служить убедительным доказательством того, что американцы действительно не планировали самостоятельное проведение спецоперации в Панкисском ущелье. Более того, не угрожает вторжение хорошо обученных командос и сепаратистской Абхазии – опасения политиков в Сухуми о возможном расширении операции в Панкиссии на Кодорский район становятся совершенно необоснованными.

Однако при всем при этом говорить о том, что Путин и Шеварднадзе сняли все проблемы в двусторонних отношениях было бы неправильно.

Во-первых, стороны так и не договорились о конкретных сроках возвращения из Грузии чеченских беженцев. Президенты условились максимально интенсифицировать этот процесс, однако подобные заявления делались уже неоднократно, а беженцы до сих пор находятся по ту сторону границы. По словам Шеварднадзе, на этот раз беженцев решено максимально заинтересовать экономически – Россия пообещала оказать им существенную финансовую помощь при переезде. В свою очередь грузинские власти будут проводить по этому вопросу с Москвой «согласованную политику», что, по-видимому, должно означать максимальное усложнение беженцам дальнейшего пребывания их на территории Грузии. По оценкам Шеварднадзе, в настоящий момент число чеченских беженцев, осевших в Ахметском районе, достигает шесть-семь тысяч человек. В связи с тем, что руководство Грузии «не знает, как поведут себя эти люди в дальнейшем», в ее интересах максимально быстро выпроводить их обратно в Россию. Причем в определенной ситуации это может быть сделано даже насильственным образом: «Мы должны любыми способами разрешить эту проблему», – заявил Шеварднадзе после встречи с Путиным.

Еще одной нерешенной проблемой осталась Абхазия. С одной стороны, президент Путин заявил о том, что Россия выступает «за целостную Грузию», и «эта позиция является принципиальной». С другой – Россия настаивает на том, что «при урегулировании ситуаций и проблем, доставшихся в наследство от прошлого», должны учитываться интересы всех этнических групп. Это свидетельствует о том, что Москва намерена сохранить статус-кво в грузино-абхазском конфликте. Ей это выгодно.

Кроме того, Путин надеется, что создание в Грузии спецподразделений по борьбе с терроризмом «совсем не означает», что они будут использоваться для решения проблем в Абхазии.

Шеварднадзе ответил дипломатично. По его словам, Грузия будет решать эту проблему только политическими средствами. «Я никогда не говорил, что выступаю за военное, силовое решение абхазской проблемы», – заявил президент Грузии, видимо, полагая, что Путин уже забыл о жестких предупреждениях Шеварднадзе в адрес Сухуми, звучавших в августе-сентябре прошлого года (президент Грузии тогда прямым текстом угрожал вторжением). «Абхазцы должны понять, что не может быть никакого абхазского государства», и Россия никогда не пойдет на то, чтобы принять Абхазию в состав Российской Федерации, заявил Шеварднадзе. И выразил уверенность, что совместными усилиями России, Грузии «и некоторых других стран» удастся найти решение этой проблемы.

В итоге, если критически оценивать результаты переговоров Путина и Шеварднадзе, каждая из сторон осталась при своем мнении. Шеварднадзе настоял на праве Грузии приглашать на свою территорию американских спецназовцев без каких-либо консультаций с Россией. Путин в свою очередь настоял на том, чтобы этот контингент экспертов по антитеррору был предельно ограничен и, вроде бы, добился невероятной уступчивости по этому вопросу со стороны Тбилиси. По всем остальным проблемам о чем-либо конкретном договориться не удалось, а это значит, что уже завтра, когда Путин вернется в Москву, а Шеварднадзе – в Тбилиси, они вновь начнут говорить на разных языках. Например, выяснится, что из 200 высадившихся в середине марта в Грузии американских военных специалистами по антитеррору будет строго 20 человек. Остальные окажутся их переводчиками, адъютантами, поварами и цирюльниками.


 
Количество просмотров:
224
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.