26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Апокалиптические прогнозы по поводу кабинета министров стали нормой, не беспокоящей ни премьер-министра, ни главу государства
04.03.2002
Уйдет ли в отставку кабинет Тарлева? Этот вопрос, который в очередной раз был затронут в ходе недавнего телевизионного диалога между экс-премьером Думитру Брагишем и лидером парламентской фракции коммунистов, набил оскомину. Высшее должностное лицо, которое могло бы на него ответить или, по крайней мере, закрыть эту тему, хранит молчание, оставляя неограниченное поле для фантазий.

Президент Владимир Воронин снисходительно относится к жесткой критике в адрес премьера, несмотря на то, что "технократ" Василе Тарлев оказался в роли "боксерской груши", или мальчика для битья, которого только ленивые еще не отпороли. Без действенной защиты со стороны опекунов, премьер стойко переносит эту унизительную ситуацию, которую он же умудрился спровоцировать тем, что вышел за рамки "технократической" компетенции, по собственной ли воли или по принуждению, и вступил на минное поле политческих сентенций.

"История румын"; история взрывоопасных заявлений в адрес румын; энтузиазм по поводу "исторического" визита украинского премьера, за которым последовал непростительный провал в создании совместных таможенных постов; попытка установить государственный контроль над потоком гуманитарной помощи, за чем последовало внушение со стороны американцев; смещение опорных министров в отношениях с иностранными кредиторами и незамедлительная реакция представителей кредиторов; срочная реабилитация министра Маноли через назначение его кандидатом на должнсоть посла; несвоевременная обида министра Дрэгэнела и его быстрая замена полковником, который внушил страх не столько детям, собирающимся на площади, сколько подчиненным... Вот лишь несколько эпизодов для последних глав учебника по "Истории Молдовы", который пишется по заказу правящей партии.

Еще осенью прошлого года многие аналитики утверждали что "мешок с грехами" премьер-министра Тарлева наполнился и его дни, якобы, сочтены.

Однако самые первые признаки замешательства появились еще летом прошлого года, точнее в июне, когда премьер Василе Тарлев попытался создать внутри правительства некое политбюро (президиум), который был бы наделен законным правом утверждать в срочном порядке решения кабинета министров, после чего остальные действующие лица и исполнители утверждали бы их явочным порядком.

Лидер парламентской фракции номер два Думитру Брагиш выразил недоумение по поводу того, что именно министр финансов (!) не удостоился чести войти в микроправительство, предложенное главой кабинета. Парламентская оппозиция уловила тогда суть институционной рефомы, предложенной премьером, и предложила ему определиться - либо он доверяет своей команде, получившей благословление правящей партии, либо он набирает новую.

В конечном итоге парламент не поддержал идею премьера и обязал главу правительства и далее иммитировать демократическое принятие постановлений, исходящих от правящей партией.

Прикусив язык, премьеру пришлось терпеть и дальше команду "патриотов".

Вскоре за этим пали первые головы - главы внешнеполитического департамента Николая Черномаза, министра энергетики Иона Лешану. Затем последовала серия отставок - одна громче другой. За всю краткую историю Молдовы не случалось, чтобы правительство в такие рекордные сроки отсекало руководство такого ранга - глав департамента иностранных дел, национальной безопасности, внутренних дел, утверждая при этом, что "ситуация остается под контролем" и, что нет никаких оснований для "харакири".

И все это после провала задач, намеченных президентом Ворониным в своем революционном октябрьском обращении. Осенью прошлого года глава государства потребовал в ультимативном порядке от кабинета Тарлева восстановить отношения с международными финансовыми организациями до начала 2002 года, в противном случае ...

Президентский советник Виктор Дораш пытался трактовать тот ультиматум как предписание всему правительству, а не лично премьеру Тарлеву, поскольку речь шла о пагубных методах работы правительства в целом, унаследованных от предыдущих правительств, о методах, с которыми только коммунисты и решились бороться радикальными способами.

Задачи, которые должен был выполнить премьер Тарлев до конца года, предусматривали, в частности, улучшение отношений с иностранными кредиторами, реструктуризацию внешнего долга или, по крайней мере, разработку программы выполнения этой задачи; изменение отношения к предпринимателям и улучшение инвестиционного климата; формирование сбалансированного бюджета с выявлением источников, возможно, даже нетрадиционных, для покрытия дефицита.

Следовательно, можно предположить, что серия "ляпсусов" кабинета министров (последнее касается предотгрузочной инспекции) является частью радикального плана, на который расчитывали президентские советники во главе с Дорашем во времена особого влияния на президента.

Тот, у кого есть время прочитать еще раз октябрьское обращение президента Воронина и сравнить его с недавним телевизионным обращением, в котором глава государства отмежевывается от 10 процентов населения Республики Молдова (для которых премьер Тарлев обещал, в шутку, наверное, найти лодки, чтобы переправить их через Прут), не сможет не заметить расстановку акцентов и предполагаемые рокировки в окружении главы государства.

После того, как экс-премьер Брагиш, равно как и экс-председатель парламента Думитру Дьяков настоятельно рекомендовали президенту Воронину отказаться от прямолинейного подхода и приступить к диалогу, верхом политического цинизма было бы наделение премьера Тарлева черезвычайными полномочиями вести политические переговоры по примирению.


 
Количество просмотров:
140
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.