В связи с Национальным днем вина, а также последними событиями вокруг молдавских вин портал ТРИБУНА решил подготовить видеосюжет с участием министра сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Бумакова. Глава ведомства принял наше предложение рассказать о молдавских винах, продвигать этот продукт и ознакомить со своей впечатляющей коллекцией вин.
Т: Вы большой знаток вин. Как появился интерес к сортам винограда и к винам? Когда Вы стали все это изучать?
В. Б.: Я родился на севере страны, поэтому мало знал о винах. Там вино считается чем-то вроде прохладительного напитка, так как принято пить более крепкие напитки. Когда я поступил в Аграрный университет, узнал гораздо больше. В 1993 году, когда работал в Калифорнии, ознакомился с винной индустрией в так называемой Nappa Valley. У меня был очень хороший коллега, который ближе к виноделию (Виктор Рошка). Мы с ним много говорили на эту тем. Вот так и зародился интерес к коллекционированию марочных вин.
Т: Когда Вы заложили фундамент своей коллекции?
В. Б.: У меня было несколько этапов. Вначале мы загорелись идеей домашнего вина. Купили 500-литровую бочку, делали домашнее вино и очень им гордились. Однако я заметил, что приезжающие из-за границы друзья, относились к этому вину с большим подозрением. Тогда и возникла мысль начать коллекционировать марочные вина – лучшие в РМ. Фундамент коллекции я заложил в начале 90-х. И это был отличный способ многое узнать о винах.
Т: Как Вы пополняете коллекцию? Вы покупаете вина или получаете их в подарок?
В. Б.: Мне нравится открывать что-то новое, особенное, даже в Республике Молдова. Виноделие – особое искусство, так как позволяет делать различные сочетания и привносить много нового. Но когда мои дети учились во Франции, для меня началось серьезное состязание. Они говорили мне вроде как с укором, что привезут французские вина. Я «вооружался» молдавскими и начинал состязание вин, в котором чаще всего оказывался победителем.
Т: Сколько бутылок вина насчитывает Ваша коллекция?
В. Б.: Когда я пришел в Министерство, у меня было свыше 1000 бутылок. Теперь осталось где-то 700-800. Большинство – молдавские вина. Есть и несколько бутылок, купленных в тех странах, где мне довелось побывать, но не очень много, так как меня больше всего интересуют наши вина.
Т: Когда Вы собираетесь всей семьей за столом, какое вино обычно пьете и как его выбираете? Каким винам отдаете предпочтение?
В. Б.: Друзья и коллеги, которые приходят к нам не в очень большом восторге от импортного вина. Их больше впечатляет отечественное. Из разговоров с ними, могу заверить, что импортные вина особого интереса не представляют. Кроме искусства и порядка подачи вин, я еще представляю самые новые вина. Мы начинаем с игристого, можем продолжить белым вином, красным вином и завершаем застолье дивином. Мы не делаем упор на то, чтобы пить вино в большом количестве – лучше выпить несколько разных, но в умеренных количествах.
Т: На основе каких критериев Вы рекомендуете вина?
В. Б.: Вина столь разные, что невозможно рекомендовать определенное вино, не зная обстоятельства и предпочтения людей. Когда я продвигаю эту сферу, которой очень горжусь, то обращаю внимание на предпочтения тех, кто находится рядом. И я умею рекомендовать то вино, которое, несомненно, понравится им. Однако я стараюсь не превращать в догму определенное вино, ведь не это основная идея. У каждого вина свой потребитель и свое время. Вино никогда нельзя будет изучать отвлеченно от нашей кухни, от наших традиционных продуктов, так как в Европе уже давно «приспособили» вина к их кухне. У нас, к сожалению, об этом мало знают. Вместе с вами, журналистами, нам придется немало поработать для воспитания культуры потребления вина, подаваемого к традиционным блюдам, и для того, чтобы наши соотечественники забыли о чрезмерном потреблении. Кого научат пить качественное вино в определенной обстановке, никогда не станет пить вино без какой-либо причины.
Т: А какому вину Вы отдаете предпочтение?
В. Б.: Когда у меня есть свободное вино, если такое случается, очень кстати красное вино. Но когда ты устал и находишься в стрессовом состоянии, идеально подходит белое вино. Когда-то я с особым уважением относился к дивинам. Теперь осталось уважение, но употребляю уже меньше. Мне нравятся вина с особым ароматом, хотя и говорят, что они для женщин и девушек. Иногда я с большим удовольствием пью «ледяное вино» (Icewine, то есть айсвайн), десертное вино.
Т: Вероятно, на различных мероприятиях и событиях Вы отмечаете, кто и какое вино пьет. Каково соотношение между красным, белым и розовым вином?
В. Б.: Я очень часто встречаюсь с друзьями, с которым мы сблизились еще в общежитии. Мы очень хорошо знаем свои вкусы. Для меня, и для всех остальных каждая встреча – новая лекция. И я каждый раз продвигаю что-то новое. Даже если порой я и становлюсь назойливым, я продвигаю вино, так как вино, словно мода. Тенденции в одежде меняются. Так происходит и в виноделии. Когда кто-то не мог позволить себе покупать дубовые бочки, те у кого они были, продвигали вино, которое хранилось в таких бочках. И такое вино было в моде. Но когда появляется конкуренция и она усиливается, то вводится новая мода, начинает продвигаться другое вино, новая концепция. Увидите, что через несколько лет появится мода на органические вина, которые не имеют добавок, хотя в Республике Молдова вина почти такие. И я уверен, что в этом отношении Молдова, несомненно, сможет выделиться.
Т: А теперь какие вина модные?
В. Б.: У нас есть широкий выбор вин, не то, что 20 лет тому назад, когда было 10-20 хороших вин. Сегодня есть сотни вин отличного качества. У нас есть виноделы-профессионалы. Раньше было по-другому, а разницу обеспечивал экспорт, так как на рынок бывшего СССР поставлялись другие вина, не те, что нравились отечественным потребителям, так как у нас потребляют больше сухие вина. Вот почему виноделы сосредоточились на местном рынке и стали заниматься воспитанием потребителя. Такие меры были предприняты во многих крупных государствах мира, чтобы ограничить чрезмерное потребление и чтобы люди умели наслаждаться качественным вином.
Т: Когда Вы строили дом, с самого начала предусмотрели такой подвал?
В. Б.: Дом строился с 1989 года до 1994 года. Разумеется, тогда нам было далеко до современных проектов. В то время в Молдове был один тип домов и все дома были одного цвета - серого. В 1977 году я работал в Венгрии и был поражен, когда увидел их города и их дома, которые были разного цвета. Я разработал проект и дизайн. Я сделал и этот подвал, но понял, что он недостаточно глубокий для хранения вина при оптимальной температуре. Вот почему, лет через десять мнепришлось сделать еще одно строение в центре, где температура будет ниже. А два года тому назад я установил и холодильник.
Т: У кого, кроме Вас, еще есть доступ в этот подвал?
В. Б.: Доступ есть у всех. Я очень либеральный либерал-демократ. У меня даже ключей отсюда нет.
Т: Мы вроде не заметили винных бочек. Вы не используете такую технологию?
В. Б.: Когда мы жили в общежитии, делали домашнее вино, которое хранили в бочке. Но я считаю, что нужно заниматься тем, чем умеешь. Если я стану делать вино, не буду работать в министерстве. А если те, кто делает вино, начнут работать в министерстве, то качество их работы будет такое же, как и у моего вина. Вот почему хорошо, чтобы каждый занимался тем, что у него лучше получается. Поэтому я и перестал делать бочковое вино. Я попробовал и современную итальянскую технологию, но отказался и от этого, поскольку произведенное таким образом вино сложно хранить. Лучше всего вино хранится в стеклянной бутылке.
Т: Что Вы выберете, свежее домашнее вино или бутылку вина?
В. Б.: Разумеется, свежее домашнее вино, если оно произведено в нормальных условиях, полезнее для здоровья. Но когда неизвестно, в каких условиях его сделали, то я выберу бутылку вина от известного производителя.
Т: Бутылка вина может служить и отличным подарком. Вы имеете обыкновение делать подобные подарки?
В. Б.: Те, кто нас смотрят, улыбнуться немного, услышав такое, но мне очень нравится делать такие подарки. Когда я открываю для себя новое вино, сразу же отправляю и своим друзьям. Водитель может это подтвердить. Разумеется, я отправляю им и контактную информацию, чтобы они могли купить это вино, если оно им понравилось. Я делаю это с большим удовольствием. Каждый раз, когда я бывал за рубежом, не мог отправиться туда без определенного количества вина. Проблем на таможне у меня не было, так как у меня был и веский довод – продвижение доброго молдавского вина. Я возил вина в Бразилию, Таиланд, Америку, Японию и т. д.
Т: Какие самые дорогие вина в Вашей коллекции?
В. Б.: Эта коллекция не имеет отношения к ценам. Меня это никогда не интересовало.
Т: Установленное Россией эмбарго для молдавских вин причинило немало сложностей отечественным виноделам. Какие меры следует предпринимать им в дальнейшем, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию?
В. Б.: Мы ожидали, что последствия для производителей винограда окажутся серьезнее, но этого не произошло. Мы каждую неделю собираем на виноделов на заседания. Они занимаются закупкой качественного винограда. У нас есть некоторые проблемы, где виноград не благородных сортов или же больше пострадал из-за погодных условий.
Т: Думаете, что визит российских экспертов в Кишинев решит существующую проблему, и поставки вина возобновятся?
В. Б.: У нас есть программа, о которой мы договорились, и которая соблюдается в точности. Наши специалисты побывали в Москве, теперь предстоит визит российских коллег в Кишинев. Мы обсудим все технические аспекты, чтобы затем сложились благоприятные условия для экспорта молдавских вин в Россию.
Т: Европейская комиссия предлагает полностью открыть рынок ЕС для импорта вина из РМ. Если это удастся, какие требования будут выдвигаться к отечественным виноделам? В чем разница между стандартами ЕС и нормами, действующими на российским рынке вина?
В. Б.: Разумеется, это два разных рынка. Хотя в настоящее время на российском рынке происходят перемены, потребляются сладкие и полусладкие вина, а на рынке ЕС предпочтение отдается сухим винам. Вот почему нам нужно обеспечивать продукцию для обоих рынков.
Мы ведем различные дискуссии насчет требований к экспортируемым винам. Порой они жестче в России. Речь идет об определенных веществах, которые в любом случае содержатся во всех винах в мире. Необходимо обсудить с экспертами, договориться о приемлемых в Российской Федерации пределах, так как нам приходится подчиняться требованиям рынка.
Т: Какие вина будут пользоваться успехом на рынке ЕС?
В. Б.: Вина большинства малых и средних производителей отлично соответствуют требованиям этого рынка, а производителям вина наливом придется вернуться к розливу, поскольку в этом случае возникает проблема качества. При поставке вина в бутылках мы уверены в качестве, а когда речь идет о вине наливом, мы не можем следить за розливом на месте, поэтому не исключено, что там вино станут разбавлять либо фальсифицировать. В этом наша самая большая проблема, поэтому мы и будем настаивать на выпуске розлитого вина, чтобы обеспечить потребителям качество.
Т: Расскажите об урожае винограда в этом году и о результатах производства вина.
В. Б.: Вначале погода была не самая благоприятная. Возникли определенные трудности с продажей из-за того, что упало качество. Мы прилагаем усилия и помогаем производителям продать урожай. В итоге год окажется хорошим.
Т: Какие сюрпризы ждут нас в День вина?
В. Б.: Надеюсь, что в эти дни погода будет прекрасная, чтобы в эти дни было много туристов и много желающих узнать молдавские вина. Разумеется, будут и особые блюда, не только вина. Приглашаю вас в воскресенье, в 13.00, когда я буду готовить для присутствующих, чтобы доказать, что теперь вино можно использовать при приготовлении блюд, и показать, как можно наслаждаться вином и вкусными блюдами. Первые два года я готовил блюда, к которым подают белое вино. В этом году я буду готовить, используя красное вино. Что я буду готовить, это сюрприз. Но будет что-то традиционно молдавское. У нас есть отличные блюда, которые стоит продвигать.
Т: С каким призывом Вы хотите обратиться к потребителям вина и к виноделам?
В. Б.: У нас есть вина самого высокого качества, которые отличаются от вин из других стран. Желаю виноделам преодолеть этот небольшой кризис и уверяю, что это хороший, перспективный бизнес. Я призываю их производить, потреблять и продвигать этот качественный продукт и, чтобы мы, разумеется, гордились им!
Примечание: Чтобы подробнее узнать об очень старых и редких винах из коллекции министра Василе Бумакова, посмотрите видеосюжет.