|
Моральная компенсация ценою в лей. Житель Кишинева через суд добился заключения с ЖЭКом индивидуального договора на поставку тепла
|
19.10.2013 |
|
Светлана Шалберова
Помимо контракта гражданин требовал списать образовавшийся долг «Термокому» за потребленное тепло, которое он де-факто не получил. В ходе двухлетнего разбирательства суд не принял к сведению аргументы жильца и свидетельские показания ответственных за вентиль.
Обязав ЖЭК заключить договор с потребителем, суд сыграл на стороне «Термокома» и оставил долг на совести жильца, а также «согрел» его решением о моральной компенсации в размере одного лея.
В квартире жителя столичного сектора Рышкановка Игоря Каргера уже несколько лет в отопительный сезон в двух комнатах не греют батареи. Чтобы согреться, он вынужден использовать электрообогреватели и платить «бешеные» деньги по счетам.
Неоднократные обращения в ЖЭК-19 с требованием «наладить» поступление тепла в квартиру либо принять к сведению «отсутствие тепла и сократить вполовину счета» ощутимого результата не дали. Но зато жилец получил «дельный» совет от главного инженера ЖЭКа: «Вы же ходите по квартире, вот и переносите тепло из той комнаты, где работает батарея, туда, где не работает». Игорь Каргер издевку не проглотил и решил действовать по справедливости. Он инициировал создание комиссии из жильцов дома, в которую также вошли ответственные за регулировку внутридомового вентиля в подвале. Они же, кстати, являются доверенными лицами ЖЭКа и «Термокома». Комиссия проверила батареи, убедилась, что две батареи в квартире действительно холодные. Причем совершались проверки комиссией неоднократно в течение отопительного сезона, были по форме составлены акты. Игорь, в свою очередь, подсчитав по секциям, сколько процентов тепла поступало в квартиру, решил оплачивать половину счета. Однако «Термоком», с подачи ЖЭКа, всякий раз выставлял к оплате полную сумму, а заключать договор с потребителем не хотел.
Вымотавшись эмоционально и морально, потребитель подал иск против ЖЭКа, потребовав заключить индивидуальный договор на поставку тепла и списать накопившийся долг за услугу, которую он в полной мере не получил. В суде жилец приобщил как основное доказательство того, что две батареи в отопительный сезон не грели, акты комиссии, а также ответы из ЖЭКа, в которых де-факто признавалось отсутствие тепла. Однако судья сектора Рышкановка Олег Мельничук посчитал, что это не является доказательством отсутствия тепла, а раз не доказал, то нечего требовать списания долга, а что касается моральной компенсации, то вот вам, гражданин, один лей! Согрейтесь.
— Больше всего меня умилило следующее: чтобы доказать в суде, что батарея холодная, нужна техническая экспертиза. Иными словами, чтобы убедиться в том, что она холодная, не достаточно показаний ответственных свидетелей, положивших на нее руку. Нужен специалист с техническим образованием, который другим способом сможет определить, что батарея холодная. Все мы живые люди, когда человек заболевает, то, положив руку на лоб, мы уже чувствуем, что у него не 36,6, а 37 градусов. А тут батарея, которая вместо того, чтобы быть зимой горячей ― холодная, и тактильное определение ее состояния человеком не является доказательством в суде. Разве это не бюрократические заморочки?! ― возмущается истец.
По его словам, судья даже глазом не посмотрел предложенный технический чертеж в формате 3D, на котором четко видно, куда доходит тепло в квартире.
— Это же наглядный аргумент, а судья его демонстративно игнорировал. Меня настолько это поразило, что я в ходе заседания открыто заявил о фактическом соглашательстве суда с вымогательством поставщика услуги, который требует, чтобы я оплатил то, чего не получил, ― говорит Игорь Каргер.
Суд, в котором принимали участие также представители «Термокома» и «Инфокома» длился два года. В начале судебного процесса долг за отопление, с учетом оплаты истцом половины суммы, составлял 1800 леев, сейчас накрутился до 6600 леев, а батареи за эти два сезона так греть и не стали. Причину отсутствия тепла в квартирах (помимо Игоря Каргера страдают и другие жители дома, но до суда они пока не дошли) ЖЭК так и не установил. Среди жильцов бродит версия, что тепло не поступает из-за изменений технических условий, вызванных ремонтом в одной из квартир.
Фактически, несмотря на признание судом необходимости заключения договора между ЖЭКом и потребителем, вынесенное решение для Игоря Каргера является скорее негативным. Дело в том, что, вынося половинчатый вердикт, судья опирался на постановление правительства №434 от 09.04.1998 года об утверждении Положения о поставке тепловой энергии и пользовании ею, а также на контракт между ЖЭКом-19 и «Термокомом», согласно которому управляющая компания отвечает за поставку тепла потребителю и является ответственной за начисление платы. Это данность, о которой многие потребители не знают, а обслуживающие компании и поставщики услуг этим незнанием пользуются. Но наш истец как раз об этом знал, потому и требовал в судебном порядке у ЖЭКа списать образовавшийся долг перед «Термокомом».
В то же время председатель Высшей судебной палаты Михай Поалелунжь, комментируя информацию о подготовке передачи в суд исков против 10 тыс. кишиневских семей, имеющих задолженности по оплате счетов, на прошлой неделе сказал, что только прямые договоры с потребителями дают право «Термокому» и другим предприятиям-поставщикам услуг подавать в суд на должников. А обязать потребителей погасить задолженности через суд могут лишь сами ассоциации собственников приватизированного жилья, ЖЭКи, управляющие жилищным фондом.
По данным «Термокома», в настоящее время 19 432 потребителя имеют долги перед предприятием за полученное тепло. Сумма, которую поставщик пытается взыскать с должников, превышает 154,78 млн. леев. В суды передано 6980 исков на общую сумму 63 млн. леев. Наибольшее количество квартир (свыше 34 тыс.) имеют задолженности в размере от 1 до 3 тыс. леев. Около 17 тыс. квартир накопили долгов на сумму от 3 до 5 тыс. леев, а более 8 тыс. квартир – от 5 до 7 тыс. леев. У 14 тыс. квартир долг за отопление превышает 7 тыс. леев.
Новый отопительный сезон уже начался, но, несмотря на решение суда, ЖЭК-19 пока не торопится заключать с потребителем индивидуальный договор.
— Раз так, то я перестану платить. Почему они могут себе позволить нарушать законодательство, а я нет? Я жду заключения индивидуального договора, но такого, где условия будут четко оговорены. Например, четко указана температура поставляемого тепла согласно техническим параметрам. Кроме того, давно назрел вопрос об установке потребителям индивидуальных счетчиков тепла. В соседней Румынии этот вопрос в домах, построенных в социалистический период, как-то решили, ― высказывает мнение Игорь Каргер.
Кстати, упоминается об этом и в Концепции о корпоративной, институциональной и финансовой реструктуризации централизованной системы теплоснабжения муниципия Кишинев, принятой 22 декабря 2011 года. В частности, в разделе «Задачи концепции» можно прочитать следующее: «Установка счетчиков тепловой энергии (распределителей стоимости) для квартир в жилых домах, по необходимости, и фактурирование на основании фактического потребления тепловой энергии с последующим распределением потребленной тепловой энергии для обогрева мест общего пользования».
Количество просмотров:
2574
|
|
|