|
Эрик Рубин о руководстве Молдовы: «Мы восхищаемся смелостью и решительностью ваших властей»
|
В Кишиневе побывал заместитель помощника Государственного секретаря США по евразийским делам Эрик Рубин. С 7 по 8 ноября чиновник встречался с руководством республики и изучал на месте успехи в «европейских преобразованиях».
В интервью агентству «Инфотаг» он рассказал о том, почему Молдова интересна Вашингтону.
– Господин Рубин, какова цель вашего визита в Молдову?
– Хочу отметить, что это не первый мой приезд в Кишинев. Я был среди официальных лиц США, которые занимались установлением дипломатических отношений с РМ более 20 лет тому назад. Кроме того, я был вовлечен в политику региона и приветствовал решение Государственного департамента США о создании подразделения, ответственного за страны Восточного партнерства. Я был рад, когда мне предоставили возможность возглавить его.
Мой визит в РМ преследовал несколько целей. Во-первых, меня представили властям вашей страны в качестве заместителя помощника Государственного секретаря США, ответственного за отношения с Молдовой.
Вторая причина пребывания в Кишиневе связана с тем, что нынешний период является по-настоящему критическим для РМ. Парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе можно считать важнейшим шагом Молдовы вперед после провозглашения независимости. Это конкретный и реальный шаг. Речь не идет об идеологии или риторике. Он означает движение к европейскому будущему, к неразделенной Европе, о которой мы говорили в конце холодной войны. Я приехал в Кишиневе, чтобы сказать, что США поддерживают РМ на этом пути. Он не будет легким, дорога полна ухабов, будут сложности, которые необходимо преодолевать. Но мы сделаем все, что в наших силах, чтобы оказать поддержку населению и правительству РМ в процессе европейских преобразований.
– То есть ваш визит можно расценивать как поддержку РМ со стороны США накануне Вильнюсского саммита?
– Да, конечно. Речь идет не только об этом, но, без сомнения, нынешний визит можно расценивать как знак поддержки.
– Каким было ваше послание руководству РМ накануне саммита?
– Я сказал, что мы восхищаемся смелостью и решительностью ваших властей в процессе принятия важных исторических решений, которые принесут огромные выгоды всем гражданам РМ в последующие не только годы, но и десятилетия. С различных точек зрения, это по-настоящему первый большой шаг, который РМ была в состоянии сделать и который консолидирует экономику, ведет к созданию рабочих мест и улучшению условий жизни людей.
Встречи в Кишиневе были положительными, власти РМ продемонстрировали готовность продолжать реформы, согласованные с ЕС, вопреки многочисленным вызовам политического характера, в том числе будущим парламентским выборам. Я думаю, что это достойно уважения.
– Эксперты утверждают, что кроме парламентских выборов серьезный вызов идет со стороны России. Что может сделать Кишинев, чтобы противостоять растущему давлению Москвы, которая хотела бы присоединения РМ не к ЕС, а к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана?
– Я бы хотел предельно ясно сказать: никто не выиграет от того, что будет рассматривать нынешние процессы как противостояние России с ЕС, России с США или России с Молдовой, Грузией и Украиной. Все страдают от того, что создаются искусственные конфликты. И то, что происходит сейчас, Вашингтон рассматривает не как соревнование с Россией, а как процесс, в результате которого выиграют все в этом регионе Европы, в том числе и РФ.
В то же время мы признаем право России на собственную точку зрения, как и право выражать озабоченность относительно экономических вопросов. Проблемы, которые вызывают такую озабоченность, необходимо решать дипломатическим путем или в рамках переговоров. Применение экономических угроз, попытка наказать или оказывать давление на суверенные государства неприемлемы.
Хотел бы особо подчеркнуть, что никто не выиграет в результате конфликта с Россией. Европейская ориентация РМ не направлена против России. Лидеры ЕС ясно заявили, что они рассматривают Россию как часть Зоны свободной торговли Евросоюза, территории, которая разделяет те же ценности, стандарты и устремления.
– Вы полагаете, что такая маленькая страна, как Молдова, может иметь хорошие отношения и с Востоком, и Западом?
– Я думаю, что это возможно. В то же время мы являемся реалистами и понимаем, что какое-то время может существовать напряженность, сложности в переходный период. Исходя из этого, мы не являемся оптимистами до наивности и говорим властям РМ, что хотим помогать в этом процессе. Данный процесс принадлежит ЕС, а не США, но Вашингтон будет делать все возможное, чтобы помочь Кишиневу в случае возникновения определенных сложностей. Я не ставлю под сомнение тот факт, что Молдова парафирует Соглашение с ЕС на саммите в Вильнюсе и подпишет его в 2014 году. Надеемся, что уже есть понимание того, что это неизбежно, и нужно вести дискуссии, исходя именно из такой ситуации.
– Вы на самом деле верите в то, что проевропейские власти РМ и пророссийская администрация Приднестровья могут договориться?
– Думаю, что да. Проевропейский – не означает антироссийский, и наоборот. Необходимо настаивать на таком видении, иначе мы соглашаемся с тем, что погрязли в конфликте, а такой подход вреден. Вовлеченные в переговорный процесс стороны должны понимать, что достижение прогресса в их интересах. Мы можем оказывать определенное давление, можем приводить аргументы и будем делать все, что в наших силах, но решение должны принимать они.
– Скажите, что должно случиться в Молдове, какие необходимо зарегистрировать успехи, чтобы президент США осуществил официальный визит в РМ?
– Я не тот человек, который должен говорить, что определяет график президента США. Но хочу отметить, что тем важным шагом, который сделает 28-29 ноября в Вильнюсе Молдова, она выбирает путь не только в Европу, но и во все трансатлантическое сообщество.
Количество просмотров:
708
|
|