24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Банда двух. Россия и Япония укрепляют позиции на Тихом океане.
28.11.2013

Второго ноября 2013 года Россия и Япония провели первые в истории переговоры в формате «два плюс два». Министры иностранных дел и министры обороны двух стран встретились в Токио, чтобы обсудить сотрудничество в области безопасности. Большого внимания прессы это событие не привлекло, но обыденным его назвать нельзя: подобные встречи обычно проходят между близкими союзниками, а исторически Москва и Токио ими никогда не были.

Однако сейчас они оказались в одинаково затруднительном положении в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И Россия, и Япония стали в нем второстепенными игроками на фоне все более агрессивного Китая, который не стесняется оказывать давление на границы соседей. Новые российско-японские связи свидетельствуют не только о перемене в отношениях между странами, но и о явном сдвиге в политической динамике Северо-Восточной Азии. С 1950-х годов региональная безопасность опиралась на союзы США с Японией и Южной Кореей. В 1990-х годах холодные отношения между Россией и Китаем потеплели, а в 2001 году Москва и Пекин подписали договор о дружбе, однако затем усиление Китая увеличило напряженность в регионе в целом.

Стоит заметить, что Россия и Япония не выглядят естественными партнерами в сфере безопасности. В XX веке они дважды воевали друг с другом – сначала в 1904-1905 годах, а потом в 1945 году. Сначала Япония захватила кусок российской территории, затем Россия – кусок японской. Впоследствии страны в основном выдерживали дипломатическую дистанцию, хотя в 2000-х годах начался расцвет торговли между ними.

При этом в последние 20 лет предпринималось немало мелких и обычно неудачных попыток улучшить двусторонние отношения. Чаще всего они были направлены на разрешение территориального спора вокруг островов, которые Токио называет «Северными территориями» – Эторофу (в России его называют «Итуруп»), Кунашира, Шикотана и гряды Хабомаи. Эти острова, отобранные Советским Союзом у Японии в 1945 году, лежат в южной части Курил – островной цепи, протянувшейся от Хоккайдо, самого северного из главных островов Японии, - до российского полуострова Камчатка. Именно они остаются одной из главных причин, по которым Россия и Япония уже почти 75 лет (так в тексте – прим. перев.) не могут заключить официальный мирный договор, завершающий Вторую мировую войну.

В 1990-х президент России Борис Ельцин пообещал урегулировать вопрос и подписать мирный договор, но не сдержал обещания. В 2009 году правящий тандем премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева также выразил готовность к переговорам, однако положительная динамика прекратилась, когда премьер-министр Японии Таро Асо (Taro Aso) заявил на пресс-конференции, что Россия незаконно оккупирует острова с 1945 года. К 2010 году, несмотря на визит, нанесенный Путиным в Токио, отношения испортились настолько, что Медведев без колебаний посетил – первым из российских глав государства – спорные острова. Его поездка, в ходе которой он «лично» сделал несколько фотографий, активно освещалась прессой. В 2011 году Россия провела на островах и вокруг них целую череду военных учений и объявила, что она направит на них дополнительные силы. Казалось, контакты между сторонами зашли в тупик. Однако вскоре после того, как в сентябре 2011 года Путин объявил, что он намерен вернуться на президентский пост, он дал понять на встрече с высокопоставленными японскими чиновниками, что Россия хотела бы улучшить отношения. Впоследствии Путин и японский премьер-министр Синдзо Абэ ( Shinzo Abe) встречались множество раз и, по официальным заявлениям, эти встречи проходили в «теплой и дружеской обстановке». В прошлом апреле Абэ посетил Москву. Это был первый за десятилетие визит японского премьера в российскую столицу.

У Японии есть серьезные основания укреплять связи с Россией. Токио не скрывает, что он опасается военной конфронтации с Пекином из-за претензий Китая на острова Сенкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море. Япония не знает, как ее стратегический союзник – Соединенные Штаты – в конечном счете может среагировать на серьезное военное столкновение в регионе. Между тем, китайская риторика в адрес Японии становится все агрессивнее. Постоянно упоминаются преступления японских военных против китайских мирных жителей во времена Второй мировой войны. В Японии по-прежнему сохраняется политический консенсус, предполагающий, что столкновение с Китаем стало бы катастрофой для обеих сторон и что его нужно избегать любой ценой. Тем не менее, Япония хочет подготовиться к худшему, тем более, что ее отношения с Южной Кореей по-прежнему осложнены неразрешенными вопросами, связанными со Второй мировой войной и японской оккупацией полуострова, а ее отношения с Северной Кореей остаются откровенно враждебными.

Положение России несколько отличается от японской ситуации. Путин объявил Китай стратегическим партнером, и Москва упорно отказывается признавать, что у нее есть серьезные разногласия с Пекином. Но в 2012¬–2013 годах произошли два инцидента, которые выдавали глубоко укоренившуюся тревогу России по поводу долгосрочных планов Китая. Летом 2012 года китайский ледокол «Снежный дракон» предпринял историческую арктическую экспедицию. Когда он вошел в Охотское море, Россия начала в регионе военные учения, точно совпавшие по времени с прохождением ледокола. А когда он проходил между российским островом Сахалин и Японией, российские военные вдруг решили испытать на Сахалине свои противокорабельные ракеты.

Второй эпизод, случившийся в июле 2013 года, был особенно неприятен для Москвы. Это было первое появление китайского военного флота в Охотском море. Пять китайских кораблей, участвовавших в совместных учениях с российским флотом, неожиданно избрали необычный путь обратно на родину. Они прошли с юга от Сахалина – через Курильские острова – и обогнули Японию. Это происшествие вызвало тревогу и в России, и в Японии, хотя корабли не выходили из международных вод и держались севернее спорных территорий. Через несколько часов после их входа в Охотское море российское Министерство обороны устроило самые масштабные сухопутные и морские учения в Восточном военном округе с тех пор, как закончилась холодная война. Путин прилетел в Читу, город поблизости от российской сухопутной границы с Китаем, а затем на Сахалин, чтобы лично наблюдать за маневрами.

Судя по всему, подобные случаи заставляют Россию и Японию активнее искать пути разрешения споров. После экспедиции «Снежного дракона» Москва выступила за предоставление Японии статуса наблюдателя в Арктическом совете, подчеркнуто проигнорировав давнее стремление Китая получить этот статус. Встреча в формате «два плюс два» стала для обеих сторон следующим большим шагом вперед. Возможно, основное действие будет разворачиваться в 2014 году. После олимпиады в Сочи Путин собирается посетить Японию. Российский президент открыто поддержал неудачную попытку Токио стать столицей летней олимпиады 2020 года и даже заранее пообещал Японии голоса России в Международном олимпийском комитете. Между тем, Токио ищет в заявлениях Путина признаки того, что Москва готовит формулу разрешения спора вокруг Северных территорий, которая будет способна удовлетворить максимум интересов различных японских внутриполитических сил. Также появляются основания считать, что Япония готова изменить свою жесткую позицию по этому вопросу, чтобы продвинуть процесс вперед.

Впрочем, хотя стороны демонстрируют политическую волю к примирению, реальное партнерство между Россией и Японией трудно себе представить. Обе страны стремятся усилить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но не хотят вступать в обязывающие союзы. При этом Россия старается утвердить свой суверенитет над континентальным шельфом в Охотском море и Арктике до того, как Китай превратит свои одиночные вылазки в более постоянное присутствие. Сейчас Пекин строит еще одно судно того же типа, что и «Снежный дракон», и планирует спустить его на воду в 2014 году. Япония, в свою очередь, была бы рада иметь хоть какие-то сравнительно теплые и дружественные отношения в Северо-Восточной Азии в дополнение к союзу с Соединенными Штатами – даже если в случае конфликта за Сенкаку/Дяоюйдао Россия останется наблюдателем.

Ни России, ни Японии не нужны новые риски. Урегулирование громкого территориального спора с Японией укрепило бы позиции России на море и снизило бы уязвимость обеих сторон для попыток Китая натравить их друг на друга. Однако с учетом необходимости искать баланс с Китаем и прочими региональными игроками и Москве, и Токио будет сложно вести последовательный курс. К тому же Россия – особенно при Путине – считает непоследовательность неотъемлемой частью своей внешнеполитической стратегии. Москва хочет, чтобы прочие страны не понимали ее намерений. Скажем, по слухам, переговоры в формате «два плюс два» предложил сам Кремль, однако затем он попросил Токио официально выступить с этим предложением в расчете на то, что это минимизирует дипломатические неприятности со стороны Пекина.

Россия слишком долго отзывалась об отношениях с Китаем исключительно оптимистически и не намерена менять свою риторику. На переговорах с Японией она неоднократно подчеркивала, как важно приглашать Китай участвовать в любых региональных учениях, договоренности о которых могут быть достигнуты. Российские военные также продолжают вести себя агрессивно – их самолеты регулярно приближаются к японскому воздушному пространству. Подобные демонстрации силы дают понять Соединенным Штатам и Китаю, что Россия не забыла про этот регион и будет защищать свою территорию. Скорее всего, они будут продолжаться даже при сближении Москвы и Токио. Как бы ни менялись конфигурации союзов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отношения здесь еще долго будут оставаться непрозрачными и непредсказуемыми.


 
Количество просмотров:
802
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.