24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
По закону московского времени: Приднестровье еще подумает над переходом под российское законодательство
11.12.2013

Верховный совет (ВС) Приднестровья отложил до следующей недели рассмотрение предложенного президентом Евгением Шевчуком законопроекта о введении на территории непризнанной республики прямого действия российского законодательства. Обсуждение инициативы обещает быть непростым.

У проекта уже нашлись многочисленные критики среди депутатов и экспертов, утверждающие, что стремление унифицировать законодательства должно быть более продуманным и главное — обоюдным. Россия же, официально признающая целостность Молдовы, пока не торопится озвучивать свою позицию на этот счет. Рассмотреть предложенный Евгением Шевчуком проект конституционного закона, устанавливающего на территории Приднестровья приоритет российского законодательства над приднестровским (см. «Ъ-MD»

«В Приднестровье узаконят Россию» от 4 декабря), планировалось уже на ближайшем заседании приднестровского парламента в среду, 11 декабря. Однако в утвержденную сегодня парламентским президиумом повестку завтрашнего заседания данный вопрос не вошел. Ввиду установленного автором законопроекта срока рассмотрения в 14 дней, документ должен быть рассмотрен не позднее следующего заседания ВС, которое состоится через неделю.

Тем временем выяснилось, что далеко не все законодатели готовы поддержать инициативу господина Шевчука. Как сообщил «Ъ-MD» информированный источник в ВС Приднестровья, в настоящее время против президентского законопроекта выступают примерно 15 из 43 парламентариев. С учетом того, что для изменения конституции необходимы голоса 29 депутатов, дискуссия ожидается непростой, и исход голосования может быть в последний момент решен в одну или другую сторону голосами одного-двоих законодателей. По словам собеседника «Ъ-MD», все зависит от того, какую позицию займут депутаты, близкие к крупнейшему торгово-промышленному холдингу «Шериф».

Пока, отмечает источник, они склоняются поддержать инициативу. Однозначно «за» высказывается также спикер парламента Михаил Бурла, являющийся лидером близкой к «Шерифу» партии «Обновление». Немалое давление на депутатов, как говорят в парламенте, оказывает и президент Шевчук. Особенность ситуации в том, что критики президентской инициативы не имеют ничего против гармонизации приднестровского законодательства с российским. Тем более что этот процесс системно идет с 2006 года, когда в Приднестровье состоялся референдум, на котором более 90% жителей региона высказались за независимость и последующее присоединение к России.

В итоге к настоящему времени около 90% приднестровского законодательства уже гармонизировано с российским. В своей инициативе Евгений Шевчук предложил пойти дальше и полностью унифицировать законодательство непризнанной республики c российским. Предлагается, в частности, чтобы законодательство РФ имело приоритет перед приднестровским. Для этого господин Шевчук предложил дополнить Основной закон статьей 58–1 следующего содержания: «Правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры».

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что «приоритетным ориентиром» должно являться законодательство РФ, а законодательство ПМР в новой иерархии законов должно занимать подфедеральный уровень. Другими словами, если парламент утвердит президентскую инициативу, ПМР, 20 лет разрабатывавшая свою правовую базу, должна будет начать жить по российским законам.

Как это будет работать на практике, господин Шевчук не пояснил — этим должна заняться специальная комиссия, которую планируется создать сразу после принятия закона депутатами. Среди критиков президентского проекта по традиции оказался оппозиционный депутат Верховного совета Анатолий Дирун. Возглавляемая им общественная организация «Народное Единство» выступила с заявлением, в котором отмечается, что инициатива господина Шевчука не содержит в себе практического механизма реализации, а на ее рассмотрение депутатам отведены крайне сжатые сроки.

«Мы уверены, что в условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации в республике необходимо рассматривать и реализовывать при поддержке Российской Федерации адресные проекты в Приднестровье»,— отмечается в документе. Оппозиционеры уверены, что для реализации таких проектов в сфере инфраструктуры, промышленности, развития гражданского общества действующее законодательство предоставляет весь необходимый инструментарий. «Нам ближе российское законодательство, но нам необходимо учитывать особенности»,— говорит, в свою очередь, председатель комитета ВС по законодательству Галина Антюфеева.

В России федеральное устройство, а в Приднестровье — унитарное, различаются налоговая, судебная, избирательная системы, напоминает депутат. Кроме того, в России, в отличие от Приднестровья, есть частная собственность на землю. Причем решение по этому вопросу в регионе принималось на всенародном референдуме, и отказаться от него означало бы проигнорировать волю народа. Госпожа Антюфеева обращает внимание на еще один немаловажный момент: введение на территории Приднестровья российского законодательства должно регулироваться двусторонними соглашениями: «Желание должно быть обоюдным».

Между тем с российской стороны никакой официальной позиции насчет новой приднестровской инициативы пока не прозвучало. Получить комментарий на этот счет в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, который является также спецпредставителем президента России по Приднестровью, «Ъ-MD» также не удалось. По мнению экс-главы МИД Приднестровья Владимира Ястребчака, именно наличие согласованности таких приднестровских «новшеств» с Россией вызывает больше всего вопросов.

Ведь унификация законодательств — пусть даже такого малого региона, как Приднестровье, и большой России — процесс двусторонний: «Потребуется колоссальный объем работы по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, к примеру, о судебной системе, с тем чтобы включить приднестровские структуры в реализацию материальных и процессуальных норм российского права, в противном случае инициатива останется в лучшем случае политической декларацией, в худшем — политико-правовой фикцией». Кроме того, уверен эксперт, подобная норма создаст дополнительные осложнения для России в международных структурах, в том числе в Европейском суде по правам человека.

Нельзя, по словам господина Ястребчака, исключить и внутриполитическое измерение президентских инициатив: «Вполне возможно, что депутатам Верховного совета придется стать главными оппонентами этой непродуманной идеи и тем самым превратиться в "главное препятствие" российско-приднестровской интеграции». А в случае, если проект все же будет принят, то, говорит эксперт, это может заложить предпосылки для серьезных внутренних противоречий в Основном законе непризнанной республики и в итоге для дестабилизации правовой системы.

В Кишиневе, в свою очередь, указывают на геополитические аспекты инициативы Евгения Шевчука, которая появилась спустя всего неделю после саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с ЕС. По словам политолога Богдана Цырди, складывается впечатление, что Тирасполь и Москва «отзеркаливают» действия официального Кишинева с Бухарестом и Брюсселем. «Молдова медленно идет в сторону Румынии, а ПМР — в сторону РФ. Отсюда и свободная циркуляция рубля, внедрение российских учебников истории и образовательной системы и так далее»,— заявил «Ъ-MD» эксперт.

По его словам, открытый переход Приднестровья на российские правовые, финансовые, образовательные и военные стандарты превращается в тренд, остановить который официальному Кишиневу с каждым годом будет все сложнее.

 


 
Количество просмотров:
1536
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.