23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Революционер Нельсон Мандела и его еврейские союзники
19.12.2013

В 1963 году южноафриканская полиция совершила рейд в Ривонии, пригороде Йоханнесбурга, где тайно действовал Африканский национальный конгресс. В результате были арестованы шестеро евреев и семеро чернокожих, а Нельсон Мандела был посажен в тюрьму на 25 лет.

После этого события одна националистическая газета, издаваемая для белого населения, задала вопрос: а счастливы ли евреи в Южной Африке. Ответ Совета депутатов еврейского сообщества был однозначен: конечно, да. Ведь евреи Южной Африки преданы своей стране и патриотичны. «Нельзя требовать от сообщества взять на себя ответственность за поступки нескольких человек», - настаивал Совет депутатов в своём официальном ответе.

Нэт Брегман, Нельсон Мандела и Лазер Сидельский: воссоединение в 1998 году

Фото из архива Совета депутатов южноафриканских евреев

Со временем, конечно, Мандела стал героем, а действия тех нескольких человек стали поводом для гордости южноафриканских евреев. Ещё будучи студентом более или менее интегрированного университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, также известного под названием «Витс», а позже стажируясь в еврейской юридической фирме, Нельсон Мандела вёл политическую деятельность, тесно связавшую его с еврейскими активистами, для которых их национальная принадлежность в той или иной степени служила поводом противостоять системе, вполне доброжелательно относившейся к ним самим, но преследовавшей чёрное население слишком знакомым для них - детей беженцев из Европы - образом.

Не смотря на то, что большинство южноафриканских евреев придерживались «тихой», консервативной позиции Совета Депутатов, большую часть белых южноафриканцев, «вовлечённых в борьбу», составляли евреи. Многие из них были коммунистами. У немногих были деньги. Но все на личном опыте знали, что такое «двойная маргинальность»: они не были до конца приняты среди белых, и в то же время были чужды послушному властям Еврейскому сообществу.

Факт, что многие евреи отказались от удобств своей относительно привилегированной жизни и, более того, как минимум в одном случае пожертвовали жизнью для того, чтобы присоединиться к Манделе и АНК, - и это не смотря на то, что их мало что связывало с их чернокожими товарищами, говорит о силе наследия, которое эти евреи принесли с собой из Европы на другой конец Земли. Новый фильм, посвящённый многолетней борьбе Манделы, показывает нам, как евреи поддерживали Манделу и прошли с ним каждый шаг его пути.

***

Лазарь Сидельский и Нельсон Мандела

 

Лазарь Сидельский и Нельсон Мандела

Источник: African American Registry

Лазарь Сидельский родился в Южной Африке в семье беженцев из Литвы, вырос в горах провинции Траансваль и зарабатывал на обучение в Витсе игрой на скрипке в джазовом оркестре под названием «Скоэни и янки из Коннектикута». К началу 1940-х годов он стал совладельцем одной из крупнейших юридических фирм Йоханнесбурга, в которой он руководил проектом по предоставлению южноафриканцам помощи в получении ипотеки. Для южноафриканцев тогда это был единственный шанс получить ипотечный кредит. Однажды в 1942 году член Африканского национального конгресса Волтер Сисулу привёл в фирму двадцатичетырёхлетнего Нельсона Манделу. Сидельский нанял Манделу на должность клерка, благодаря чему тот смог практиковаться в качестве адвоката. В то время это было радикальным поступком для фирмы с установившейся репутацией. Позже в своих мемуарах, опубликованных под названием «Долгий путь к свободе», Мандела писал: «Это была еврейская фирма. Как показывает мой опыт, евреи шире мыслят в вопросах расы и политики, чем большинство белых, возможно потому, что многие из них исторически сами были жертвами предубеждений». Мандела работал в фирме Сидельского, заочно получая степень бакалавра, а позже изучая право в Витсе. В 1952 году Сидельский одолжил Манделе деньги на открытие первой юридической фирмы в Южной Африке, оказывавшей услуги чёрному населению. В 1957 году, сочетаясь браком со своей второй женой Уинни, Мандела провёл свадебную церемонию около дома Сидельского в знак своего к нему уважения. За несколько лет до смерти Сидельского, в 2002 году, на кошерном обеде в доме Манделы первый чёрнокожий президент Южной Африки, обращаясь к своему бывшему наставнику, по-прежнему называл его боссом.

***

Нэт Брегман

 

Нэт Брегман и его дочь Адина с Нельсоном Манделой, 2010 год

Источник: The Star

Нэт Брегман, двоюродный брат Лазаря Сидельского, стал клерком в его фирме за год до Манделы. В здании были отдельные лифты для белых и чёрных, но Брегман, который был членом коммунистической партии, ездил с Манделой на лифте для чернокожих. В своих мемуарах Мандела писал, что Брегман, или Нэти, как он его называл, был его первым белым другом. В первые годы их дружбы Брегман таскал своего скептично настроенного друга на неофициальные встречи коммунистов. На эти встречи ходили практически только евреи и чернокожие, но Мандела был впечатлён «оживлённой и общительной группой людей, которым, похоже, не было дела до того, какого ты цвета». Позже Мандела написал, что его оттолкнула «антипатия партии к религии» и упор на класс вместо расы. Со временем Брегман стал более религиозным. Он начал совмещать юридическую карьеру с подработкой в качестве комика на свадьбах и бар-мицвы. Особенно известны были его пародии на Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта. Брегман умер от почечной недостаточности в 2011 году.

***

Артур Голдрайх

 Фотография Артура Голдрайха, сделанная полицией в ходе рейда на ферме Лилисфарм, 1963 год

Источник: Национальный архив ЮАР

Артур Голдрайх родился в 1929 году в семье, которая гордилась своей принадлежностью к англо-еврейской элите. Однажды в школе в северной провинции Траансваль, которую он посещал, преподаватель немецкого языка раздал журналы «Молодёжь Гитлера». Это побудило юного Артура написать премьер-министру Яну Смэтсу письмо с просьбой разрешить ему изучать иврит вместо немецкого. Смэтс дал молодому человеку своё разрешение. Голдрайх начал изучать архитектуру, но в мае 1948 года – в том же месяце, когда на выборах победила Национальная партия и в Южной Африке началась эпоха официального апартеида, - он вместе с выжившими жертвами Холокоста отплыл на небольшой лодке в Израиль, чтобы присоединиться к Пальмаху. В 1954 году он вернулся в Южную Африку и вступил в подпольную коммунистическую партию. Отъявленный денди, Голдрайх носил костюм из твида и сапоги для верховой езды и околачивался в поло клубе, но это было лишь маскировкой: имидж человека, подобного Гетсби, позволял Голдрайху путешествовать по всему миру и собирать деньги для Африканского национального конгресса, а также послужил прикрытием для покупки фермы за пределами Йоханнесбурга, на которой вооруженное крыло АНК - «Умконто ве сизве» или «Копьё нации» - могло планировать и осуществлять кампанию насилия против государства. Мандела прибыл на ферму Лилислиф под видом садовника в 1961 году. После рейда 1963 года правительство назвало Голдрайха «самой крупной из пойманных рыб» - частично из-за той роли, которую он играл в разработке планов боевых действий, благодаря опыту, полученному им в Пальмахе, но по большей части из-за распространенного убеждения в том, что именно такие евреи, как он, побуждали чернокожих к восстанию. Голдрайх, в отличие от Манделы, избежал суда, дав взятку охраннику в сумме 4 000 рэндов (парень хотел новый Студебейкер) и улетел в Танзанию. По прошествии времени, Голдрайх поселился израильском городе Герцлии. Он основал факультет архитектуры в Академии искусств «Бецалель» в Иерусалиме. Позже он выступал с критикой отношения Израиля к палестинцам: в интервью «Guardian» Голдрайх назвал оккупацию Западного берега реки Иордан и Газы «бантустанством». Голдрайх скончался в Тель-Авиве в 2011 году.

***

Харольд Вольпе

 

Харольд Вольпе

 Источник: South African History Online

Харольд Вольпе занялся политикой после участия в социалистически-сионистском молодёжном проекте преподавания в местной вечерней школе для чернокожих. Тогда он стал свидетелем того, как расистское общество унижает человеческое достоинство. Изучая право в Витсе, он стал другом Манделы и других активистов. Вольпе был одним из главных юристов Манделы, начиная с основополагающего политического саммита в 1955 году - Конгресса народа, когда он обратился в суд с просьбой не допускать полицию в служебные помещения, и заканчивая арестом Манделы, произошедшем примерно за год до рейда на ферме Лилислиф, в ходе которого он сам был задержан, но сбежал вместе с Голдрайхом. Вольпе поселился в Англии и стал социологом. В 1972 году он написал важную и влиятельную в то время статью «Капитализм и дешёвая рабочая сила в Южной Африке», которая объединила политическую и экономическую критику над существовавшим режимом, показав, как апартеид сдерживал развитие городского пролетариата и поэтому отличался по принципу, а не только по степени, от обычной расовой сегрегации. Дэн О'Меара, южноафриканский активист и историк, в настоящее время работающий в Университете Квебека в Монреале, писал, что статья Вольпе  «буквально преобразила видение южноафриканского апартеида у огромного количества людей и тем самым внесла огромный вклад в уничтожение апартеида». Вольпе вернулся в Южную Африку в 1991 году. До своей смерти он руководил образовательной политикой Университета Западной Капской провинции. Умер он в 1996 году в возрасте 70 лет.

Встреча Манделы с руководителями еврейской общины, 1990 год

Первая историческая встреча между Манделой и руководством еврейской общины, июнь 1990 г. Задний ряд, слева направо: Солли Сакс (председатель Сионистской федерации Южной Африки), достопочтенный Абэ Абрахамсон (президент Сионистской федерации Южной Африки), Михаэль Кац (Президент Совета депутатов южноафриканских евреев), Табо Мбеки, Юсуф Сюртис. Передний ряд, слева направо: Хелен Сазман, Мандела, главный раввин Сирил Харрис, адвокат Изи Мейзельс (Совет депутатов южноафриканских евреев).

Джо Слово

 

Джо Слово произносит речь на втором Государственном консультативном совещании Африканского национального конгресса в 1985 году

Источник: архив АНК

Йосель Мойшо Слово, известный как Джо Слово, вступил в коммунистическую партию в 1942 году. Он преувеличил свой возраст, чтобы попасть в южноафриканскую армию, в рядах которой он сражался в Италии. По окончании войны принял участие в деятельности «Легиона Спрингбок» - радикальной ветеранской организации и изучал право в Витсе, где познакомился с Манделой. Незадолго до окончания университета он женился на Рут Фёрст, дочери лидера Коммунистической партии. «Мы отпросились на полчаса с работы, чтобы пожениться», - писал он позже в своей неоконченной автобиографии (об этом говорится в недавно вышедшей книге «Рут Фёрст и Джо Слово в войне против апартеида»). Их дом стал центром радикальных мероприятий, дискуссий и партий. В ходе одного из обычных в конце 1950-х обысков полиция конфисковала книгу Стендаля «Красное и чёрное» только из-за её названия. В действительности, в конце 1950-х Джо был главным связующим звеном между коммунистической партией и АНК, а также союзником Манделы в создании милиции «Копьё нации». В 1956 году Слово и Фёрст были арестованы и преданы суду по обвинению в государственной измене. Суд над ними частично проходил в бывшей синагоге в Претории: в связи с этим сохранились единственные записи об их присутствии на суде. Во время рейда на ферме Лилислиф Слово находился заграницей, позже к нему в Лондон приехали Фёрст и их дети. В молодости Слово был ревностным приверженцем Сталина, но позже, к концу 1980-х, он стал более критично относиться к «социализму без демократии». В 1990 году, после освобождения Манделы и снятия запрета с коммунистической партии, Слово вернулся в страну и разработал Соглашение о разделе власти, благодаря которому переход к правлению большинства  после падения режима апартеида в 1994 году прошёл относительно мягко. Мандела был последним  посетителем Джо: в ночь после их последней встречи Слово умер. На похоронах Джо Слово Мандела произнёс трогательную надгробную речь. А на собрании один чернокожий активист, Койсан Икс, который был на поколение моложе Манделы, вспомнил, как однажды друг его сына увидел его фотографию с Джо Слово и спросил: «Почему твой отец пожимает руку белому человеку?», на что его сын отвечал: «Это не белый человек. Это Джо Слово».

***

Рут Фёрст

 

Рут Фёрст

 Источник: Workmen's Circle/Arbeter Ring

Рут Фёст родилась в 1925 году в семье иммигрантов из Латвии. Её родители принимали участие в создании южноафриканской коммунистической партии. Рут первой в семье получила высшее образование. По словам лучшего друга Фёрст, она была «остра на язык и застенчива». В Витсе Фёрст организовала «Лигу прогрессивных студентов». Там же она познакомилась с Манделой, которого она позже описала следующим образом: «симпатичный, очень гордый, с чувством собственного достоинства, очень вспыльчивый, довольно ранимый, возможно даже заносчивый». Фёрст, которую часто сравнивали с Розой Люксембург из-за её приверженности борьбе, в 1940-50-е годы редактировала и писала статьи в нескольких радикально настроенных журналах, а также принимала активное участие в революционной политике. В 1963 году Фёрст была арестована в библиотеке Витса и содержалась под арестом на протяжении четырёх месяцев. Об этом она написала в своей автобиографической статье «117 дней». Товарищи Фёрст из народа коса называли её «йимази эпха нинкати» - кобыла, которая не отстаёт от жеребцов. Находясь в изгнании в Лондоне, она была назначена наблюдателем Организации объединённых наций в Африке. Там же она подготовила к печати записи и речи Манделы; книга вышла под названием «Нелёгкий путь к свободе». В 1977 году она с Джо Слово переехала в Мапуту, столицу Мозамбика, где читала лекции и по-прежнему участвовала в борьбе против апартеида. 17 августа 1982 года Фёрст была в своём кабинете в Университете имени Эдуардо Мондлане, когда пришла адресованная ей посылка, которую, как оказалось, отправили агенты южноафриканской службы безопасности. Рут попыталась открыть посылку, но она взорвалась ей в лицо. Рут Фёрст было 57 лет.

***

Джеймс Кантор

 

Джеймс Кантор

Источник: Википедия

Джеймс Кантор был одним из самых известных адвокатов Йоханнесбурга в 1950-е годы. Он носил английские костюмы, ездил на американских автомобилях и жил в большом доме с бассейном и шеф-поваром из Португалии. Рут Фёрст называла его «светским яхтсменом». Кантор встречался с моделями, пока не женился на одной их них – Барбаре. Но его сестра была замужем за Харольдом Вольпе. Хотя в своих мемуарах Кантор писал, что не знал о противозаконной деятельности Вольпе, в частности, об отмывании денег с целью помочь Голдрайху в покупке фермы Лилислиф, он нанял Вольпе в фирму «Джеймс Кантор и партнёры». Этого было достаточно для того, чтобы с точки зрения государства он стал соучастником преступного сообщества. После рейда в Ривонии, когда Вольпе оказался в тюрьме, Кантор выступал в качестве юриста Манделы, пока сам не был арестован. Это произошло сразу после побега Голдрайха и Вольпе. Многие участники движения считали, что Кантора, который на тот момент не был членом движения сопротивления, держали в заложниках до возвращения беглецов. В тюрьме он сидел в одной камере с Манделой, который согласился стать крёстным отцом его ребёнка. В день, когда судья Квартус Де Вет должен был вынести решение по ходатайству об освобождении Кантора, Мандела видел, как Кантор с утра ходил взад-вперёд по их общей камере. Мандела предложил Кантору обменяться галстуками на удачу. Когда судья снял с него обвинения, Кантор поднял галстук, одолженный им у Манделы, «в знак приветствия и прощания», - писал Мандела в мемуарах «Долгий путь к свободе». После освобождения из тюрьмы Кантор отказался от профессии юриста и переехал в Лондон, где в 1974 году скончался от сердечного приступа. Ему было всего 47 лет.

***

Хелен Сазман 

Хелен Сазман

Источник: Мичиганский университет

Хелен Сазман, урожденная Гавронски, на протяжении многих лет была единственным членом южноафриканского парламента, выступавшим против апартеида. Она часто становилась объектом сексистских и антисемитских нападок: «Возвращайся в Израиль», - говорили ей, хотя она родилась в южноафриканском шахтерском городе Джермистон. Доставалось ей и от сил безопасности, которые установили прослушку её телефона. Сазман громко дула в свисток в  трубку своего телефона и пресекала прослушивание. Однажды, когда коллега Сазман по парламенту заявил, что её вопросы приводят страну в замешательство, она отпарировала: «Это не мои вопросы приводят в замешательство Южную Африку – это ваши ответы». Пользуясь своими парламентскими привилегиями, она восемь раз навещала Манделу в тюрьме, чем привлекла внимание международной общественности к его делу. Согласно историку Гидеону Шимони, Сазман была далека от еврейского сообщества и критиковала его за невмешательство в политику апартеида. Когда в 2007 году Совет депутатов представил Сазман к своей ежегодной гуманитарной награде, она довольно категорично заявила: «Давно пора». Не смотря на то, что Сазман была дважды номинирована на Нобелевскую премию мира, она подвергалась резкой критике из-за своего неприятия санкций и лишений прав. «Я не понимаю, каким образом развал экономики страны даст нам более стабильное и справедливое общество», - говорила она, а её враги в Южной Африке и за её пределами обвиняли её в продлении режима апартеида за счёт участия в вопиюще несправедливой политической системе. Сазман умерла в первый день Нового 2009 года.  

 


 
Количество просмотров:
1034
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.