21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Виктор Иванес: Кишинев пытается говорить с «позиции силы» Игнорирование Тирасполя может создать проблемы молдавским властям
21.12.2013

Саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, унионистские заявления президента Румынии Траяна Бэсеску, решение Конституционного суда Молдовы по названию языка и целый ряд других событий последнего времени заметно осложнили взаимоотношения между Кишиневом и Тирасполем.

Власти Приднестровья заявляют об игнорировании интересов региона при ведении Молдовой переговоров о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС и в ответ приняли решении о применении на территории ПМР российского законодательства. Председатель Клуба деловых людей «Содружество» из города Рыбница Виктор Иванес считает, что в этом геополитическом «перетягивании каната», как всегда, интересы реального бизнеса и простых людей учитываются в последнюю очередь.

― Господин Иванес, что дает вам основания так считать? Ведь представители Кишинева, наоборот, уверены, что все делают именно в интересах людей и предпринимателей, в том числе с Левобережья.

― Смотря от чего отталкиваться и что понимать под интересами различных представителей общества. Я говорю прежде всего о гражданах Приднестровья. При проведении переговоров по заключению Соглашения об ассоциации Кишинев изначально выбрал тактику по отношению к Приднестровью в стиле «мы все решаем, а вы никуда не денетесь, будете жить по нашим правилам». К сожалению, чиновники Евросоюза охотно подыгрывают молдавским властям в этой игре. Но не думаю, что игнорирование Тирасполя — правильный подход в столь важном и значимом вопросе, как подготовка базового соглашения, которое многие годы будет определять характер взаимоотношений Молдовы с ЕС.

Ключевым элементом Соглашения об ассоциации, как известно, станет создание зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA). Для Приднестровья оговорен срок до конца 2015 года, в течение которого для предприятий региона будут действовать автономные торговые преференции, которыми Молдова пользуется в настоящее время в торговле с ЕС. В дальнейшем приднестровские компании должны будут руководствоваться положениями DCFTA. Но как это можно будет реализовать на практике, Кишинев не интересует. Ведь в Приднестровье свои законы, своя таможня и налоги, свои требования к предприятиям. Их никто не отменял. Как в этой ситуации будут внедряться европейские требования, как они будут стыковаться с действующими нормативными актами? Тем более если речь идет о применении законодательства России. Никого в Брюсселе и Кишиневе это не интересует. Разговор «с позиции силы» в таких ситуациях неуместен.

Власти Молдовы говорят о том, что они постоянно информировали представителей левого берега о ходе переговоров. Но информировать — не значит учитывать интересы. Их не волнует, что будет с предприятиями, которые из-за разногласий между Кишиневом и Тирасполем не смогут нормально работать, торговать на зарубежных рынках. А ведь каждая компания — это живые люди, работники, которым надо зарабатывать на жизнь, кормить свои семьи. Не думаю, что такими действиями молдавская сторона повышает к себе доверие людей в Приднестровье.

―  Что конкретно не устраивает вас в подписанных Кишиневом документах?

― Чтобы говорить конкретно, надо иметь полную информацию. К сожалению, текст парафированного в Вильнюсе соглашения был недоступен до недавнего времени и гражданам Молдовы. Что уж говорить о жителях левого берега Днестра? Но речь не только о соглашении или DCFTA как его составной части. Приднестровские предприятия уже сегодня сталкиваются с серьезными проблемами при экспорте товаров, проходят многочисленные дополнительные процедуры в различных органах государственного контроля и управления Молдовы и платят двойные налоги. К примеру, с них взимают экологический сбор, хотя работают они на территории Приднестровья и платят аналогичный налог там. Их обязывают предоставлять бухгалтерскую и статистическую отчетность на государственном языке в Кишинев. Возникают вопросы по сертификации продукции, подтверждению качества и т. д.

Не меньше проблем и в плане экономического взаимодействия между двумя берегами Днестра. Молдова не любит об этом говорить, но по сути давно уже установила полноценную границу с регионом. С поступающих оттуда товаров взимается НДС как с иностранной продукции, применяется таможенный контроль. Хорошо известны проблемы перевозчиков Приднестровья. Насколько известно, в переговорах в формате «5+2» Тирасполь многократно поднимал все эти вопросы, но Кишинев неизменно делает вид, что их не существует. Надо ли говорить, что внедрение DCFTA только усугубит ситуацию и сделает практически невозможным экономическое взаимодействие двух берегов. Если Кишинев именно такую цель и преследует, тогда не о чем говорить. Но если власти Молдовы говорят о диалоге и стремлении решать проблему Приднестровья, то подобное игнорирование интересов бизнеса и людей с левого берега, мягко говоря, вызывают недоумение.

―  Во многом эти проблемы вызваны тем, что Кишинев не скрывает своих евроинтеграционных устремлений, а Тирасполь склоняется к сближению с Россией и Евразийским союзом. Как решать это противоречие?

― Вот политики и должны сначала думать о том, как решать проблему в целом, а потом только подписывать соглашения такого характера. Нельзя людей, бизнес делать заложниками чьих-то амбиций. Особенно это относится к чиновникам Евросоюза — они любят говорить о демократии, правах человека, гражданских свободах, праве выбора и т. д. Но на деле их интересует чистая геополитика. Проблемы конкретных людей, предприятий их не волнуют. Думаю, они прекрасно осознают, что в сложившейся ситуации применение DCFTA в Приднестровье нереально, что его подписание Молдовой практически приведет к блокированию внешнеэкономической деятельности предприятий региона, серьезному экономическому спаду и обнищанию населения. Более того, вполне вероятно, что именно на это и рассчитывают в Брюсселе, полагая, что трудности заставят Тирасполь пойти «на поклон» к Кишиневу и согласиться на все его условия. Но скорее произойдет обратное — в Приднестровье усилится роль России, а возможность достижения договоренностей с Молдовой станет совсем уж призрачной. Тем более что к этому подталкивают и другие события в Кишиневе.

―  Что вы под этим подразумеваете?

― Конечно же, заявление румынского президента Траяна Бэсеску о «третьей цели» Бухареста (объединение Румынии и Молдовы) и решение Конституционного суда по поводу названия государственного языка. В Кишиневе многие стали забывать, что в свое время приднестровский конфликт возник именно на почве игнорирования интересов жителей Левобережья Днестра, их противодействия унионистским поползновениям молдавских радикалов и вытеснения русского языка из общественной жизни страны. Сегодня власти в Молдове, на мой взгляд, наступают на те же грабли 90-х годов прошлого века. Какие и чьи интересы они при этом преследуют — большой вопрос.
 


 
Количество просмотров:
2728
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.