21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Игорь Корман: Европейская интеграция на 90% связана с внутренней политикой, а не с внешней
20.01.2014

В своем интервью порталу ТРИБУНА председатель парламента Игорь Корман говорил об успехах и провалах 2013 года,  о планах на 2014 год, о возможности создания избирательного блока находящихся у власти партий, а также о том, чего он лишился с  назначением на должность спикера.

Т: Г-н Корман, 2014 год уже наступил. Какие ожидания Вы связываете с этим годом?

И. К.: Ожидания больше от политического класса, от парламентариев, а также от граждан.  Это важный год, так как предстоит  завершить начатое еще в 2009 году. Я имею в виду отношения между Республикой Молдова и ЕС. Это год, когда мы должны подписать  Соглашение об ассоциации, а для этого его нужно подготовить,  разработать  в парламенте  заключения по нему в соответствии с процедурами. Важно успеть ратифицировать Соглашение об ассоциации еще до выборов в нынешнем парламенте и очень важно добиться права безвизовых поездок на европейском пространстве, а это должно произойти до мая, когда состоятся выборы в Европейский парламент. Парламентская миссия очень важная во всех процессах, которые связаны с отношениями с ЕС. Теперь мы практически вот-вот  добьемся конкретных результатов. Я имею в виду, в частности, безвизовый режим для наших граждан. Важно продолжать и определенные преобразования, начатые в 2013 году. В этом смысле я бы отметил, прежде всего, реформу правосудия, борьбу с коррупцией. Мы приняли весь пакет законов в конце года, теперь этот пакет предстоит внедрить.  Роль парламента состоит в мониторинге внедрения, чтобы  мы почувствовали эффект.  Также речь идет и о реформе Прокуратуры. Теперь мы ведем дискуссии с Венецианской комиссией, и во время весенне-летней сессии будут прилагаться усилия в этом смысле. Кроме того, у нас есть очень много других важных вещей, различные визиты в Республику Молдова, за границу, вопросы,  которые призваны упрочить   отношения со странами ЕС, а также с другими важными  странами, которые оказывают нам содействие: США, Канадой, Швейцарией. Восточное направление достаточно важное для нас и нам не надо сосредоточиться только на отношениях с ЕС, необходимо и далее поддерживать и укреплять сотрудничество с традиционными партнерами из СНГ. У нас есть торгово-экономические интересы с Российской Федерацией. Очень многое зависит от того, насколько активными мы будем, и как  будем идти навстречу, когда это уместно, ведь это в интересах Молдовы.

Т: Какие важные законодательные инициативы предстоит принять в 2014 году?

И. К.: Буквально на днях  здесь, в Кишиневе, будет находиться  делегация ЕС. Состоятся  переговоры относительно программы ассоциации с ЕС (интервью  состоялось  до визита европейских экспертов – прим. ред.). Мы заинтересованы в том, чтобы подписать к осени Соглашение, а затем приступить к его внедрению, но уже теперь получить эту программу ассоциации. После переговоров вместе с правительством мы разработаем и национальный план по внедрению программы и я думаю, что в следующие   недели проведем совместное заседание с правительством.  Это хорошая практика. Мы проводили такие заседания в прошлом году, а в 2014 году продолжим. На предстоящем заседании мы, разумеется, установим законодательные приоритеты: с одной стороны,  те, которые  связаны  с внедрением программы по ассоциации, а с другой – рассмотрим поступающие от правительства проекты. Необходимо очень хорошо знать приоритеты, чтобы эффективнее работать во время нынешней весенне-летней сессии. Я думаю, что когда в феврале мы начнем пленарные  заседания, у нас   будет эта программа. Разумеется, не нужно забывать, что 2014 год   –   электоральный, так как в конце года состоятся парламентские выборы. Вот  почему нужно прилагать все усилия, чтобы эффективно трудиться в первой половине года.

Т: Какими были три самых больших успеха  2013 года? А самые крупные провалы?

И. К.: Я не думал строго об этом и попытаюсь  теперь. Полагаю, что самым большим успехом прошлого года были прозвучавшие на Вильнюсском саммите подтверждения. Это подтверждения о том, что Молдова добивается успехов на евроинтеграционном пути.  Удалось парафировать Соглашение об ассоциации. Также буквально в канун саммита было объявлено о том, что Европейская комиссия выступила с инициативой отменить визовый  режим для молдавских граждан. В отношениях с ЕС это было несомненным успехом. Другим успехом на внутреннем плане, без которого также не был бы возможным ни вильнюсский успех и который я даже бы поставил на первое место,   является  то, что удалось преодолеть политический кризис, который разразился зимой-весной 2013 года. Политический   класс проявил мудрость, поставил интерес страны превыше определенных партийных интересов – пусть  даже в последний момент, поэтому удалось «перезагрузить» правящую коалицию, утвердить правительство и, тем самым, обеспечить политическую стабильность в стране. К  успехам можно отнести также реформу правосудия и борьбу с коррупцией. Борьба с коррупцией требует дополнительных усилий, политической воли, а также общего усилия всего общества, ведь все мы вместе обязаны обеспечить   полное неприятие и полную нетерпимость к коррупционным деяниям в Республике Молдова. Только тогда мы сможем по-настоящему ощутить изменение положения вещей. Есть у нас и успехи во внедрении евроинтеграционной программы, а именно в том, что касается Плана действий по либерализации визового режима, гармонизации национального законодательства   –  этот процесс происходит непрерывно.

Если говорить о провалах, то, разумеется, самым серьезным был политический кризис, в котором мы оказались после несчастья в заповеднике «Pădurea Domnească»,  спровоцировавшего глубокий политический кризис.  Мы потеряли много времени – примерно пять месяцев и это, разумеется, отрицательно сказалось в целом на руководстве. Из-за политического кризиса, раздоров, происходивших в этот период между представителями некоторых политический партий, упало и доверие людей к политическому  классу, к руководству, к госучреждениям. Разумеется, следует немало   потрудиться, чтобы восстановить доверие граждан. Может быть, я не назову их обязательно провалами, но недостатками. К примеру, в парламентской деятельности я поставил перед собой задачу активнее продвигать реформу прокуратуры и, разумеется, среди политиков желание было большое. С другой стороны, ушло слишком много времени на дискуссии в рамках группы, между Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции с привлечением граждан, гражданского  общества. В  итоге нем не удалось до конца прошлого года достаточно хорошо  обрисовать все проекты по изменению  законодательства, но я думаю, что мы  преодолеем эту ситуацию до начала парламентской сессии. Мы  используем это время для консультаций с Венецианской комиссии, но мы наверстаем. Другой недостаток, который понимают все, состоит в том, что, хотя мы добились  экономического роста и в прошлом году результаты оказались выше ожидаемых, вместе с тем, в том, что касается заработной платы, пенсий, люди еще не ощущают того, чего они ждут от власти. Думаю, что на протяжении 2014 года следует уделять гораздо больше внимания социальным проблемам, помогать  тем, кто слабее нас и нуждается в помощи, необязательно со стороны государства. Полагаю, что надо изменить и восприятие, чтобы те, у кого есть возможности, проявляли больше солидарности с остальными.  Мне кажется, что мы не  развивали в обществе эту культуру в том виде, в котором она присутствует в других  более цивилизованных странах,    – через благотворительные акции. Думаю, что в этом направлении нам предстоит еще немало поработать.

Т: Вы занимаете должность спикера уже более полугода. Что принесла Вам новая должность и чего лишила?

И. К.: Она принесла мне больше работы, более сложную программу, больше ответственности и лишила меня большего количества времени для семьи, для друзей, для себя лично. Я принял этот вызов осознанно и сделал все  от меня зависящее, чтобы не разочаровать ни коллег, которые меня предложили и которые прекрасно  осознают важность этой  должности. Я понимаю, что от того, как я буду действовать, в большой степени зависит и сотрудничество в рамках парламента, сотрудничество в коалиции, сотрудничество с правительством, поэтому я  пытаюсь справиться с этим вызовом.

Т: Фракция ДПМ –  одна из самых активных в парламенте. На уровне партии вы  определили, как будете действовать в 2014 году?

И. К.: Как я уже говорил, 2014 год важен со всех точек зрения. Существует много задач, вытекающих из собственно законодательной деятельности. Но, разумеется, мы учитываем и тот факт, что до парламентских выборов осталось не так уж много.  Успех политических партий на выборах будет зависеть от прилагаемого труда, от  их контактов с гражданами, от проектов,  продвигаемых в парламенте в интересах граждан. Разумеется, не только ДП может принимать решения: в парламентской группе ДП 16 человек и  нам следует проявлять достаточно  мудрости, чтобы находить и компромиссы, чтобы приводить доводы в отношениях с коллегами из остальных парламентских групп – таково  правило демократии, и я очень верю в то, что,   как мы организуемся в парламенте, а также в партии, играет решающую роль. С этой точки зрения в рамках ДП отмечается изменение в лучшую сторону. Позиция, которую мы традиционно занимали и занимаем (и в этом смысле речь идет о равновесии),  соответствует интересам сплочения общества, а не его раскола.

Т: Вы лично довольны развитием ситуации в ДПМ?

И. К.: Никогда не можешь быть довольным, ведь совершенству нет предела, тем более  что партия   –  живой организм,  люди в ней разные, но они состоят в одной команде, поскольку разделяют одинаковые взгляды. Но существует и разнообразие мнений, порой решения  даются труднее, порой нам хочется быть активнее, получать более  заметные результаты. Это вполне естественный процесс и, думаю, что если мы будем говорить, что довольны, тогда перестанем быть перспективной партией. Такой подход естественный и все недовольство, существующее в той или иной партии, здоровое.

Т: Грядут выборы, а вместе с ним и дискуссии  о том, кто  и с кем может  создать коалицию. Партия, в состав которой Вы входите,    проводила дискуссии на этот счет? Допускает ли она создание избирательного блока правящих партий или же она пойдет на выборы самостоятельно?

И. К.: Определенные дискуссии были, неформальные дискуссии проходят и в кулуарах. Разумеется, вполне естественно, чтобы такие дискуссии проходили. Они проходят и в других странах. А уж тем более, раз мы в коалиции, у нас есть общая цель, и хотя у нас разные мнения относительно некоторых более мелких вещей,   национальный интерес объединяет нас в правящей коалиции.  Эти дискуссии пока не привели ни к чему, как и везде, существуют плюсы и минусы. Мне мы не хотелось теперь, в начале года,  гадать, чем  завершится нынешний год  с той точки зрения, о которой вы говорите, но я думаю, что и  не столь важно сосредоточиться на подобных дискуссиях.  Как я уже говорил, я думаю полностью посвятить себя нынешней осенью своей работе, ведь, если мы станем уже теперь говорить о предвыборной кампании, о том, пойдем ли блоками или нет, что будем делать после выборов, тогда  может случиться, что мы не увидим по итогам голосования тех результатов, которых мы ожидаем, ведь граждане ждут от нас работы, а не пустых политических разговоров. Думаю,   в настоящее время следует сосредоточиться на работе.

Т: Довольны ли Вы тем, что удалось сделать в сфере европейской интеграции?

И. К.: Да, я доволен тем, что удалось сделать в сфере европейской интеграции. Думаю, мы даже добились больше, чем могли ждать. Мы парафировали весь текст Вильнюсского соглашения, очень важным является и   достижение, связанное с либерализацией визового режима. Впрочем, в рамках «Восточного партнерства» Молдова станет первой страной, которая будет  пользоваться подобным отношением со стороны ЕС. Думаю, с этой точки зрения у нас есть все основания быть довольными, но европейская интеграция не означает только отношения с ЕС – европейская интеграция означает для меня, прежде всего,  превращение Молдовы в европейскую страну. Чтобы соблюдались законы, как соблюдаются в ЕС, чтобы у нас был уровень жизни, чтобы у нас была зарплата, как в странах ЕС. Полагаю, европейская интеграция предполагает примерно 90%  внутренней политики, а не  внешней, и в этом смысле, думаю, нам нужно очень много потрудиться.

Т: И все же, смогут ли граждане РМ ездить без виз в ЕС? Реальны ли сроки: май  2014 года?

И. К.: Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы добиться этого до мая 2014 года,  но я никогда не  был сосредоточен на определенных сроках и не считал важным установить  определенную дату. Да, в данном случае я говорю про май, так как именно в этом месяце пройдут выборы в Европейский парламент, и если мы не добьемся этого к тому времени, то все может затянуться до конца года, так как после выборов  потребуется время на формирование  новых структур. Именно поэтому я думаю,  что это цель, которую мы перед  собой поставили, и я  считаю ее реальной. Мы выполнили свое «домашнее задание»,  это не бонус со стороны ЕС. Мы выполнили взятые на себя обязательства и теперь долг ЕС  доказать, что примет это решение относительно Республики Молдова. Нам же  нужно трудиться,  контактировать со всеми, кто примут такое решение.

Т: Вы допускаете коренное изменение в Вашей жизни, непосредственно в политической карьере? Чем  бы Вы стали заниматься, если бы ушли из политики?

И. К.: Думаю, дела  бы у меня шли отлично, ведь я все время мечтал заниматься и определенными конкретными вещами, тем, что зависит  только от того, как я работаю, что-то делаю. Думаю, что в политике несколько сложнее, так как не видишь     немедленно результат своего труда. Это командная работа, это сложная работа, которая зависит от конъюнктуры  и от многих других вещей. Пока я не думаю о том, чем бы стал заниматься. А пока продлится политическая карьера,  я постараюсь работать и добиваться результатов.


 
Количество просмотров:
1034
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.