Ксения Флоря
Республика Молдова в последнее время стала объектом пристального внимания румынских политиков и обслуживающих их журналистов. В соседнем государстве, так же как и в РМ, фактически стартовала предвыборная кампания: Румыния в этом году будет выбирать президента. Вот местные политики и набивают себе цену за счет “запрутских братьев”. Главный посыл их заявлений: Бухарест в последние годы практически содержит нищую Молдову, несмотря на собственные экономические трудности.
“С меня хватит этих сказок: «Румыния хочет, но не даёт денег». Румыния много потратила на помощь Молдове, которую мы предоставили, потому что мы не страна со средним уровнем развития, мы вкладываем деньги в страны со средним уровнем развития. В последние несколько лет Румыния истратила около 500 млн евро, из которых 75% пошли в Молдову. В 2011 году после наводнений, румынское государство построило дома в Молдове стоимостью 8 млн евро и предоставило гражданство гражданам Молдовы. Это тоже стоит денег!” - обвинил кишиневских политиков в “некорректности” действующий президент Румынии Траян Бэсеску.
И далее: “Молдова точно такая же, как румынский цыган, стоящий с протянутой рукой на Елисейских полях (...) Такова Молдова - крестьянин или цыган, как вам будет угодно, который не делает ничего, кроме как попрошайничает у Евросоюза с тех пор, как мы их знаем. Речь идет о периоде с 1989 года…
Множество студентов приезжали из Молдовы поступать, ни одному не удавалось пройти. Множество молдаван учатся за счет денег румынского государства, а ведь мы принимали их с распростертыми объятиями... Все их шлюхи беременели в первом же семестре. Позорные люди. У Румынии никогда и нигде не было привилегий. А они приезжали к нам, и мы тащили их на своем горбу...”, - подлил масла в огонь в эфире телеканала B1 румынский журналист Раду Банчу.
А министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян на днях в интервью порталу Ziare.com разоткровенничался и объявил, что никакого полноценного парафирования соглашения об ассоциации между РМ и Евросоюзом на саммите в Вильнюсе бы не произошло, если бы не решительность румынской дипломатии, которая практически на блюдечке преподнесла Молдове соглашение об ассоциации.
“Официальные дискуссии в Брюсселе касались парафирования договора об ассоциации с Молдовой лишь на первой и последней странице. Румыния на всех советах иностранных дел ЕС и других политических форумах была настойчива в объяснении, почему важно парафировать весь документ, все 993 страницы, если не больше. И это произошло через техническое усилие Еврокомиссии, потому что было принято такое политическое решение. Заверяю, что Румыния была в первой линии, которая обусловила это политическое решение”, - в один момент свел на нет все усилия молдавского правительства и конкретных переговорщиков от РМ Титус Корлэцян.
Но если реально проанализировать, кто, кому и как на самом деле помогает в связке Бухарест-Кишинев, ситуация вырисовывается прямо противоположная: Румыния гораздо больше получает от Молдовы, чем реально в нее вкладывает.
О виртуальных 100 миллионах евро
В январе 2010 года, прилетев в Кишинев с официальным визитом, президент Румынии Траян Бэсеску с пафосом объявил, что румынские власти предоставят дружественной Молдове безвозмездную помощь в размере 100 млн евро. Деньги должны были поступить в РМ до 2014 года четырьмя траншами по 25 млн каждый и пойти на реализацию проектов в области инфраструктуры дорог в сельской местности, транспорта и образования.
В октябре 2011 года парламент РМ внес изменения в молдавско-румынское соглашение о предоставлении финансовой помощи (дополнительным протоколом была предусмотрена реализация проектов в сфере энергетики). Депутаты тогда поинтересовались, какая же сумма из общего гранта в 100 млн евро на тот момент поступила в Молдову? Вице-министр строительства и регионального развития Вячеслав Гуцуцуй развел руками: соседнее государство предоставило Молдове лишь строительные материалы для пострадавших от наводнения населенных пунктов Хынчештского района на сумму менее 5 млн евро (75,9 млн леев).
Прошло еще два года. Согласно мартовскому отчету Госканцелярии, из общей суммы в 100 млн евро по состоянию на первый квартал 2013 года было освоено только 7 млн евро - на эти деньги были приобретены строительные материалы для сел, пострадавших от наводнений.
Собираясь в июле 2013 года с официальным визитом в Кишинев, Траян Бэсеску поспешил откреститься от своих финансовых обещаний: румынский президент обвинил молдавскую сторону в бюрократических проволочках. “Те, кто представлял себе, что мы отправим машину со 100 млн наличных евро в Кишинев, не знают, как функционируют программы безвозмездной помощи внутри ЕС. Мы запросили от молдавского правительства проекты, которые необходимо финансировать на эти 100 млн евро. Единственный проект, который получили до сих пор - это газопровод, о котором мы как раз говорили”, - заявил Бэсеску.
Министерство регионального развития и строительства Молдовы – структура, координирующая распределение данной помощи, тут же заявило, что Госканцелярия направила румынской стороне целый ряд проектов, финансирование которых предполагалось осуществить за счет обещанных 100 млн, однако ответа так и не получила.
И снова коммунисты виноваты
В ноябре 2013 года стороны объявили, что Румыния готова выделить Молдове для софинансирования строительства газопровода Унгены-Яссы 5,29 млн евро из общего гранта в 100 млн евро. В декабре румынские политики все еще спорили, целесообразно выделять РМ 100 млн, или все-таки не стоит. Как признал директор программ Румынского центра европейских политик Чиприан Чуку, официальный Бухарест не горит большим желанием выделять Кишиневу обещанные средства.
“Было несколько ложных аргументов, которые использовали, чтобы не выделять грант. Один был в том, что Румыния должна предусмотреть расходы, которые может понести, если коммунисты придут к власти в Молдове. Другой заключался в отсутствии единства по внедрению и, в конце, аргумент временных ограничений, согласно которым, даже вопреки задержкам, если будут начаты крупные проекты, то грант будет разблокирован”, - заявил Чуку.
Между тем, согласно соглашению о безвозмездной помощи, действие данного документа ограничено. В 2014 году истекает период, когда РМ может использовать предусмотренные средства. В соглашении, в частности, говорится, что “фонды, не использованные в период, оговоренный в п.1 настоящей статьи, не могут быть выделены после этого”.
Таким образом, о мифических 100 млн евро безвозмездной помощи от Румынии фактически можно забыть. Итого реальная помощь от соседнего государства за эти четыре года составила не более 13-15 млн евро из обещанной суммы в 100 млн евро, большая часть из выделенных средств – гуманитарная помощь, которую обычно не смешивают с инвестициями в строительство дорог и образование даже в досужих рассуждениях.
О «румынских инвестициях» и кредитной кормушке
В 2009 году в Молдове работало примерно 650 совместных молдавско-румынских предприятий, к концу 2012 года в РМ было зарегистрировано уже 1200 фирм с румынским капиталом, главным образом, торговой направленности, ориентированные на импорт. Крупнейшие из них – Petrom, Rompetrol (торговля нефтепродуктами), Romstal Trade (торговля бытовой электротехникой), Metro Cash&Carry и т.д. В свою очередь, в Румынии в 2011 году было зарегистрировано около 4 тыс. молдавско-румынских СП, работающие главным образом в сфере производства, общественного питания и туризма.
Помимо того, что румынские компании предпочитают входить на молдавский рынок либо как представители мировых брендов, либо занимать высокодоходные ниши с минимальными рисками для ведения бизнеса, они еще неплохо кормятся за счет молдавской экономики и по другой линии – кредитно-грантовой.
В большинстве тендеров, проводимых молдавскими госучреждениями в последние четыре года, стабильно побеждают именно компании из соседнего государства. Особенно в этом деле преуспел минтранс, когда им руководил Анатол Шалару. Одна только история с румынской компанией Grup Feroviar Român, осуществлявшей так называемую «глубокую модернизацию» четырех поездов за 2,3 млн евро каждый, и оказавшейся в итоге на грани банкротства, чего стоит!
Три поезда так и не покинули ремонтное депо, так как вышли из строя практически сразу же после “глубокой модернизации”. Как заявил нынешний министр транспорта Василий Ботнарь, даже в те периоды, когда “модернизированные” поезда все-таки выходили на маршруты, расход топлива у них был таким же, как и до “модернизации”, хотя румынская компания обещала обеспечить экономичный топливный расход. Даже краска поездов, по словам министра, выгорела всего через год после “реновации”. В связи с чем, минтранс собирался потребовать от румынского предприятия выплаты возмещения ущерба. Но почему-то не потребовал.
В 2010 году румынская компания CertSIGN выиграла тендер по внедрению в РМ системы тахографов в области международного автомобильного транспорта. Согласно контракту, в течение пяти лет предполагалось закупить около 12 тыс. тахографических карт.
В 2011 году румынская компания “PA&CO International” победила в тендере на ремонт участка дороги Бельцы-Сэрэтены общей стоимостью 123,48 млн леев, обойдя 10 претендентов. А через год ей достался еще один дорожный подряд. В то же время, летом 2012 года разразился скандал: выигравшая тендер на строительство автотрассы Комрат-Чумай турецкая фирма отказалась выполнять работы. По словам одного из чиновников турецкого посольства, профильные структуры РМ и отдельные госслужащие запросили “слишком большие откаты”.
Сколько денег “на откаты” запросили молдавские чиновники, осталось неизвестным, но показательно, что турецкая компания решила отказаться от сделки, пожертвовав оставленным залогом в 400 тыс. евро. По официальной версии, турки ушли, поскольку договор подряда предусматривал фиксированные цены на стройматериалы и невозможность пересмотра, даже если их рыночная цена повысится. Ну а подряд отошел румынской компании “PA&CO International”, которая запросила на проведение дорожных работ на 2 млн евро больше, чем турки (25 млн евро).
Через год скандал разразился уже с самой “PA&CO”: в октябре 2013 года управление строительства Гагаузии решило проверить качество ремонта участка автодороги Чумай-Джурджулешты, так как “участились сообщения о том, что румынская фирма-подрядчик начала продавать строительные материалы, а также не соблюдает процедуру укладки асфальтового покрытия”. Якобы грузовик асфальта, предназначавшегося для реабилитации данного участка дороги при финансовой поддержке ЕБРР, можно было купить за 1500 леев.
Тендер на строительство молдавского участка газопровода Унгены-Яссы в прошлом году тоже выиграл консорциум румынских компаний JV Habau Pipeline Systems, Inspet и IPM-Partners România, который обошел в конкурсном забеге фирмы из Австрии, Италии, Турции и Молдовы. Общая стоимость строительства 11-километрового участка “символического” газопровода должна составить 6,65 млн евро, 5,29 млн из которых согласилось выделить РМ в рамках софинансирования данного проекта румынское правительство. Так что выделенные Румынией (в данном случае, и Молдовой) деньги осваивают румынские же компании.
Румынский консорциум Hidroconstructia и Iamsat Muntenia выиграл целый ряд тендеров по восстановлению ирригационных систем в Республике Молдова (данный проект осуществляется в рамках программы Compact американской корпорации “Вызовы тысячелетия”). Сначала - на восстановление поливных систем в Криулень и Лопатне, обязавшись выполнить работы за $8,3 млн. А в конце прошлого года – по восстановлению ирригационных систем сел Кошница Дубоссарского р-на, Пухэчень и Рошкань Новоаненского р-на.
Румынские компании из IT-индустрии «Team Net», «Syveco», «Star storage», «Novensis», «Ericsson Romania» за последние три года получили заказы от государственных структур Республики Молдова на сумму не менее 70 млн евро. При этом, по информации молдавских IT-компаний, румыны выигрывают тендеры даже тогда, когда их цены существенно выше, чем предложенные отечественными компаниями.
И таких примеров великое множество. Румыны выигрывают тендеры, а молдаване уезжают заграницу в поисках работы и лучшей жизни.
Как утверждают эксперты, официальный Бухарест хотел бы наложить руку на все средства, которые Евросоюз выделяет Молдове в процессе евроинтеграции. Именно для этого соседнее государство инициировало целый ряд совместных с Молдовой проектов в рамках средств, выделяемых Еврокомиссией. А вот возвращать деньги, на которые нацелился Бухарест (если это кредиты), придется молдавским налогоплательщикам. Ведь официально их получает Молдова!
Как молдавские студенты развивают румынское образование
Если исходить из недавнего пассажа румынского тележурналиста Раду Банчу, молдавские “шлюхи” (студентки) учатся в Румынии “за счет денег румынского государства”, “беременеют в первом же семестре”, а бедные румыны тащат этих никчемных студентов-молдаван “на своем горбу”.
То ли г-н Банчу не знает реального положения дел на европейском образовательном рынке, что свидетельствует об уровне его профессионализма, то ли просто выполняет откровенный политический заказ.
Румынским вузам, да и румынскому правительству, крайне выгодно привлекать иностранных студентов. И не только из Республики Молдова. Недаром на 2013-2014 учебный год правительство Румынии выделило 5500 стипендий для учебы граждан Республики Молдова (в 2011 г. их было 3 тыс.). И вовсе не из-за большой любви к “братьям-молдаванам”.
В Евросоюзе финансирование вузов осуществляется по подушному принципу (в расчете на 1 студента). То есть, чем больше студентов, тем больше объем финансирования. Многие зарубежные вузы (в основном восточноевропейские) в последние годы сталкиваются с нехваткой “своих” студенческих кадров, часто уезжающих на учебу в Западную Европу. Поэтому в Польше, Румынии, Венгрии, Чехии в буквальной степени начали “охотиться” на иностранных студентов.
К тому же, привлечение иностранных студентов позволяет вузу улучшить свои позиции в международных рейтингах университетов. В наиболее престижных рейтингах доля студентов из-за рубежа должна составлять не менее 5% от общей оценки всего вуза, что тоже сказывается на финансировании. В том числе из европейских фондов. Кроме того, чтобы европейские вузы оставались на ведущих позициях на фоне растущей конкуренции, а также для сохранения репутации Европы, как провайдера высококачественного высшего образования, ЕС в последние годы значительно расширил свою некоммерческую программу по обмену студентами и преподавателями “Erasmus”, выделив на ее поддержание 400 млн евро.
Так что молдавские студенты, уезжая на учебу в Румынию, обеспечивают румынскому образованию “финансовую подушку” и способствуют его развитию - в ущерб отечественному образованию. Недаром летом прошлого года премьер-министр Румынии Виктор Понта сокрушался, что из 5 тыс. стипендий, предоставленных правительством его страны, молдавские студенты использовали лишь 2,8 тыс. И заявил, что крайне необходимо заинтересовать молодых людей из Молдовы учиться в румынских университетах, потому что “это престижно”.
Сегодня ежемесячная стипендия от румынского государства составляет эквивалент 65 евро для студентов первого цикла высшего образования, 75 евро – для мастерата и 85 евро для учащихся в резидентуре и докторантуре. Понятное дело, что прожить на эти деньги невозможно. Кто-то устраивается на работу, кому-то помогают родители.
Подсчитано, что среднестатистический молдавский студент, которому нужно есть, пить, одеваться, развлекаться, ежегодно оставляет в Румынии до 10 тыс. евро. При этом на выплату стипендий на одного студента и на его проживание в общежитии румынское государство тратит не более 2-2,5 тыс. евро в год.
Получается, что молдавские студенты не только не сидят “на горбу” румынских налогоплательщиков, как утверждает журналист Банчу, наоборот - они способствуют тому, что Румыния неплохо зарабатывает на своей “образовательной благотворительности”.
За все время этой благотворительности молдавские папы и мамы вложили в румынскую образовательную систему и экономику соседнего государства несколько миллиардов евро. При этом румынские вузы, во многом благодаря студентам из Молдовы, получают доступ к еврофондам и европрограммам по привлечению иностранных студентов.
И так было всегда! Всегда, когда мы были под Бухарестом, Румыния вкладывала в Молдову и в Басарабию (как они называют Республику Молдова) значительно меньше, чем вывозила отсюда. Эта привычка осталась и сейчас.
Так что, господа братья-румыны, вы не помогаете, а зарабатывает на «простодушных молдаванах»! Но хотя бы помалкивайте.