Эксклюзивное интервью агентству «ИНФОТАГ» председателя Административного совета BC Victoriabank S. A. Натальи ПОЛИТОВ-КАНГАШ.
«ИНФОТАГ»: Госпожа Политова, в прессе появились обвинительные статьи про вас и Victoriabank. Хотелось бы узнать о вашем отношении к этим публикациям, можно ли увязывать их появление с попытками группы акционеров сменить руководство банка. Что в этих статьях - правда, а что - ложь?
Н. П.: Я хочу с самого начала сказать, что согласилась дать агентству «ИНФОТАГ» интервью, чтобы пояснить, кто стоит за кампанией в прессе, какова ее цель. Делаю это еще и для того, чтобы не позволить ввести в заблуждение общественное мнение. Я не допущу, чтобы имидж банка и моя репутация были запачканы.
Как известно, у банка много акционеров, которые имеют общие задачи и интересы, а именно - успешное развитие своего банка. Но, конечно, среди акционеров иногда появляются такие, у которых возникают другие цели. К примеру, иногда мелкие акционеры пытаются навязать свой интерес, несмотря на то, что он противоречит большинству собственников банка. Были случаи с другими банками, когда мелким акционерам удалось сделать свою игру. И только потому, что им позволили использовать незаконные и противоправные действия. В случае с крупным и сильным Victoriabank-ом, у которого зарубежные акционеры в лице Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Альфа банк (Румыния), наивно полагать, что такие противоправные действия можно применять, а главное, что они будут успешными.
«И.»: Но как узнать, мелкие ли это акционеры, если в Молдове известны случаи, когда один человек через третьих лиц может обладать контрольным пакетом, без того, чтобы об этом было известно органу надзора?
Н.П.: На сегодня проблема прозрачности в банковской системе остается актуальной. Я надеюсь, что она будет решена властью как в интересах многочисленных клиентов банков, так и в интересах корректных акционеров. Потому что ненормально, чтобы человек, будучи акционером, оказался вне игры только потому, что кто-то, преследуя свои корыстные цели, скупил акции банка через подставных лиц в таком количестве, что уже может навязывать банку свои интересы.
«И.»: Кстати, о прозрачности. Первый заместитель Демократической партии Молдовы Влад Плахотнюк объявил, что возглавляемая им группа компаний в 2011 г. продала акции Victoriabank-а, и с тех пор он не имеет связей с вашим банком. Вы это подтверждаете?
Н.П.: Да. Господин Плахотнюк не имеет никакого отношения с банком ни персонально, ни через третьих лиц.
«И.»: Если возвращаться к событиям вокруг Victoriabank-а, обращает на себя внимание пресс-конференция, созванная мелкими акционерами, жаловавшимися на то, что им было отказано в созыве внеочередного общего собрания. Вы могли бы сказать, в чем суть их претензий?
Н.П.: Как я уже говорила выше, иногда группы мелких акционеров пытаются навязывать свои интересы банку посредством разных противоправных действий. Не было бы проблемы, если бы у них были аргументы для продвижения того или иного решения. Но проблема заключается в том, что, как известно, эта группа акционеров на самом деле выражает интересы одного человека. Именно это и вызвало вопрос, когда они силой, используя незаконные действия, пытаются поменять руководство банка? Почему такими методами, и какова цель того, кто стоит за группой мелких акционеров?
«И.»: Вы могли бы назвать того, кто стоит за этими акционерами, которые неожиданно потребовали созыва нового внеочередного собрания (первое назначено на 6 февраля), чтобы поменять все руководство банка – Совет акционеров и Административный совет? Правда ли, что за ними стоит известный в РМ бизнесмен, владеющий акциями других банков, Вячеслав Платон?
Н. П.: Не думаю, что это является для кого-то секретом. Прежде всего, потому, что даже сам Вячеслав Платон этого не скрывает. Он лично присутствовал на последнем общем собрании 15 ноября 2013 г., чтобы защитить свой интерес, который всецело совпадал с группой акционеров, пытавшихся незаконно установить контроль над банком.
«И.»: Что именно не устраивает этих акционеров в политике менеджмента банка?
Н.П.: Менеджмент Victoriabank-а представляет интересы всех акционеров, что является нормой любого финансового учреждения. Но группа акционеров, которыми дирижирует Платон, являясь меньшинством, пытается поставить менеджеров, которых бы контролировали только она. Этим самым группа исключает из процесса принятия решений других важных акционеров банка, среди которых ЕБРР и Альфа банк.
«И.»: А чем мелким акционерам невыгодны в роли акционеров ЕБРР и Альфа банк?
Н.П.: Прежде всего потому, что этой группе не нравятся принципы работы ЕБРР и Альфа банка, а именно, - прозрачность, осторожность, соблюдение законов и прав всех акционеров. Группа мелких акционеров хочет все контролировать в банке. И если они смогли добиться такого контроля в мелких банках, видимо, подумали, а что, если реализовать аналогичную схему противоправных действий и в таком крупном банке, как Victoriabank. Хотя, очевидно, что их план не имеет шансов на успех. Эта группа акционеров попыталась любыми способами добиться, чтобы ЕБРР не участвовал во внеочередном собрании 15 ноября 2013 г. Повлиять на этого акционера они пытаются и сейчас, посредством затеянной грязной кампании против Victoriabank-а в прессе. Но такие методы не могут иметь успеха в сильном банке.
«И.»: Как вы расцениваете тот факт, что компрометирующие статьи про вас и банк появились в январе сразу в нескольких изданиях, имея очень похожее содержание.
Н.П.: За более чем 20-летнюю историю Victoriabаnk-а, включая и его менеджмент, частью которого являюсь и я, о нем в большинстве случаев говорили только хорошее, перечисляя многочисленные успехи и достижения. А серия заказных и компрометирующих меня статей появилась в канун внеочередного общего собрания, созываемого 6 февраля. Возникает вопрос, у кого неожиданно возник интерес совершить атаку в прессе на меня и моих коллег в руководстве банка? Ответ ясен. Цель кампании заключается в том, чтобы попытаться таким способом повлиять на других акционеров, после того, как незадолго до этого данная группа акционеров не смогла заручиться поддержкой большинства, чтобы установить контроль над Административным советом банка. Все это очень напоминает недавнюю атаку на имидж Натальи Врабие до того, как она «по собственному желанию» покинула пост председателя Moldova Agroindbank.
Хочу сказать, что, к примеру, компрометирующая меня и Victoriabank статья в газете Adevarul появилась на прошлой неделе с буквой «P» - реклама. Это означает, что за нее заплатили. Такие статьи, не написанные журналистом издания, а полученные готовыми извне, ведут людей в заблуждение, так как не все знают, что «Р» означает рекламу. Обычно такие тексты отражают узкие интересы и точку зрения тех, кто платит за их размещение в прессе.
Стоит также отметить, что все статьи появились практически одновременно, и в них использованы аргументы, которыми оперирует группа мелких акционеров, желающих установления контроля над банком. Поэтому не сложно понять, кто стоит за этой грязной акцией в прессе.
«И.»: А почему акционеры и тот, кто за ними стоит, не используют цивилизованные действия из набора «прав акционера», скажем, дискуссии на общем собрании и голосования за то или иное предложение?
Н.П.: Потому что цивилизованные методы не позволят им установить контроль над банком. Поэтому, как и в случае с другими банками, где эти акционеры действовали примерно также, они решили прибегнуть к атаке в прессе, и попытаться обмануть остальных акционеров.
Кстати, я не сомневаюсь, что после этого интервью, появятся новые грязные публикации. Насколько мне известно, ряд очередных статей клеветнического содержания должно появиться уже на этой неделе. Но время и действия менеджмента банка очень скоро покажут, кто и почему ведет кампанию против меня и руководства банка. В своих решениях мы не поддадимся влиянию и действиям этой группы акционеров.
«И.».: И все-таки есть ли шансы у этих акционеров установить контроль над банком?
Н. П.: Никаких шансов у них нет! Провал их попыток покажет, насколько солидным является наш банк, и какова значимость сильных и авторитетных акционеров. Это своеобразный тест, который мы успешно преодолеем, что сделает нас еще более сильными.
Но проблема заключается еще и в том, что вообще происходит в банковской системе РМ, на которую пытаются оказывать влияние различные группы интересов. Думаю, что государство должно срочно принять меры по защите банковского сектора. Это тем более актуально, что у властей есть вся информация о происходящем в банках. Нужны решения на институциональном уровне, чтобы эти группы интересов не могли в свою пользу влиять на банковскую систему целой страны.
«И.»: В связи с событиями вокруг банка, некоторые прибегают к выражениям «рейдерская атака». Не преувеличение ли это?
Н.П.: Давайте будем серьезными, чтобы не прибегать к таким терминам. Истории про «рейдерство» уже становятся субъектом различных пародий и шуток. Только самые ленивые не придумывали таких «атак», преследуя корыстные цели. В случае с Victoriaваnk-ом это ни что иное, как попытка группы акционеров навязать банку свои интересы. Я не вижу в этом проблему, если бы все делалось корректно и аргументировано, а не с помощью грязной кампании в прессе, попыток давления и применения целого набора противоправных действий.
«И.»: На ближайший четверг назначено внеочередное общее собрание акционеров. Вы считаете, что на нем мелкие акционеры предпримут новую попытку установления контроля над банком?
Н. П.: Я уже говорила, что любая попытка такого рода не имеет шансов на успех. Хотела бы обратить внимание еще на один интересный факт. Неудачная попытка поменять Административный совет банка имела место, спустя две недели с момента покупки этими акционерами акций банка. А ее желание возникло после собрания 15 ноября 2013 г., на котором явка акционеров, к удивлению этой группы акционеров, достигла наивысшего показателя за всю историю банка – более 96%. Это означало, что прежний вес группы этих акционеров на том собрании стал ниже предполагаемого. И после этого у них появились «большие претензии» к работе банка. Не странно ли, что эти акционеры оценили работу банка всего за две недели? Вообще-то, для такого анализа и выводов требуется, как минимум, несколько месяцев, правда, если анализировать все глубоко и серьезно. На мой взгляд, это лишний раз подтверждает, что данные акционеры действуют по указке того, кто преследует цель быстрее установить контроль над банком.
«И.»: Вы ожидаете в дальнейшем эскалации конфликта?
Н.П.: Я считаю, что конфликта между акционерами не существует. Есть попытка консолидированной группы акционеров навязать свои интересы банку противоправными действиями. Думаю, что все прояснится 6 февраля, и эти акционеры поймут, почему их методы лишены шансов на успех в банке такого крупного калибра как Victoriabаnk. Ну а если они и в дальнейшем будут прибегать к компрометирующим публикациям в адрес банка, меня и моих коллег, то с нашей стороны последует категоричный ответ.