«Я стараюсь реже выходить на улицу. Только выйдешь за порог — и на тебя обрушивается целая лавина безразличия, злости, мерзости», — признается наш собеседник, известный артист Штефан ПЕТРАКЕ.
«Зачем нам стерео?»
- Наша газета много раз писала о вашем творчестве и вашей жизни. Расскажите, чем сегодня занят Штефан Петраке?
- Чем ещё может заниматься человек в моём возрасте? Я благодарно принимаю то, что послал мне Всевышний, радуюсь своей семье, своим внукам, болею за судьбу нашей страны, которую никогда не оставлял.
- А что делает певец Штефан Петраке? Вы стояли у истоков эстрадной музыки. Ностальгируете ли вы по тем временам?
- Я не был у истоков. Я всего лишь отношусь ко второму поколению эстрадников. А по тем временам, конечно, ностальгирую. Тогда как-то по-другому относились к слову, к стихам, работали над текстами и аранжировками. Причина того, что происходит сегодня, – безразличие. Лишь бы прыгали и хлопали. Есть такая шутка: «Почему когда-то было лучше? Да потому что был моложе».
- А как же альбом «Еу вин», который вы недавно записали?
- Я попытался вернуть тот век, собрав все свои старые записи. Немного их «причесал», обработал на компьютере, добавил симфонические инструменты, церковный хор. Причем мне это далось с огромным трудом, потому что техническое состояние записей в нашей фондовой фонотеке омерзительное: пленки растянуты, записи монофонические. В студии работал дед (царствие ему небесное), который говорил: «Радио — моно, телевидение — моно, зачем нам стерео?»
Возраст – это сумма опыта
- А как вам современная эстрада?
- К сожалению, у нас отсутствуют какие-либо инвестиции в музыку, в эстраду, в таланты. Государство забыло о нас, а частным инвесторам это неинтересно. Таким образом, имеем то, что заслуживаем. К тому же не забывайте, что у нас нет «рынка сбыта» для эстрады: страна маленькая, а в маленьких городах и селах никто не будет платить за билет на концерт. А глядя на наших молодых певцов, которые добились успехов, нетрудно заметить, что именно выступления за границей принесли им известность.
- Поэтому вы и занялись строительным бизнесом?
- Я думаю, не секрет, что в перестроечные времена многие певцы искали новые возможности, чтобы заработать. Мне тоже надо было семью кормить, вот одним из первых в Молдове и занялся строительством домов с новой, современной планировкой и инфраструктурой.
- Как Штефан Петраке воспринимает сегодняшние реалии?
- Я стараюсь реже выходить на улицу. Только выйдешь за порог — и на тебя обрушивается целая лавина безразличия, злости, мерзости. Из-за наших реалий люди очерствели, стали менее доброжелательными. Я не приемлю, когда ругаются матом, особенно при детях и женщинах. Ну откуда столько мусора во рту? Я не принимаю современных магазинов, где все блестит и все искусственное. Наверное, слишком быстро старею. Я абсолютно готов к воле Божьей и не буду цепляться за эту жизнь зубами. Я хочу сгореть, дав немного света и тепла. Листва ведь не рыдает, когда опадает осенью, потому что весной будет новая. Так и люди. Я люблю говорить, что, если ты был любезен родиться, будь добр вовремя умереть — это естественный ход жизни. Возраст – это не единица измерения старости, а определенная сумма опыта. Старость – это мудрость, а мудрость – это правильное отношение к жизни, такое, чтобы никому не было неудобно рядом с тобой, чтобы никого не задеть локтем, никого не обидеть словом.
«Я доверял партнёрам»
- И всё же, судя по появившимся в 2012 году публикациям в нашей и других газетах, и в Интернете, кого-то вы всё-таки обидели. Что же на самом деле произошло?
- Всё связано со строительным бизнесом, которым я занялся. К сожалению, в связи с тем, что я больше занимался производством и почти всегда был на стройплощадке, мои партнеры воспользовались этим и при помощи нехитрых манипуляций с бумагами оставили несколько людей без квартир и денег. Из-за неосторожности и доверчивости клиентов строительной фирмы, которые надеялись на мои имя и репутацию, пара квартир была продана несколько раз разным людям.
- А в чем же всё-таки виноваты вы?
- А виноват я в том, что очень доверял своим бывшим партнерам и принимал под честное слово подписанные документы, подписывался, где говорили, — под печатью фирмы и так далее. В вашей же газете была опубликована статья «Дело об обманутом доверии», где описывается история одного из клиентов моей бывшей фирмы. Но при этом не упомянуто о том, что данное дело рассматривалось прокуратурой, что клиенты имеют претензии не ко мне, а к фирме, что решением прокуратуры меня признали невиновным и что по сегодняшний день ещё рассматривается уголовное дело против руководителей моей бывшей фирмы, заведённое в связи с самоуправством. Но пока нет окончательного решения.
Я не перестаю удивляться, почему еще никто из представителей правовых органов не отреагировал на ту статью, ведь в начале ее звучат довольно серьёзные обвинения в адрес наших блюстителей порядка. Как пишет автор, если раньше для решения «неудобных» вопросов нужно было обращаться к криминальным кругам, сейчас намного удобнее прибегнуть к помощи правоохранительных органов. То есть автор открытым текстом заявляет, что наши прокуроры, полиция — это бандиты. Конечно, жаль, что мы дошли до таких обвинений, но если мы хотя бы словом не поддержим труд правоохранительных органов, то в нашей стране никогда не будет ничего хорошего. Ведь нельзя из-за некоторых недобросовестных работников клеветать на всю систему.
- Почему же везде звучит ваше имя, а не имена ваших партнеров?
- Все потому, что на тот момент я слишком доверял своим партнерам и нисколько не сомневался в людях, которых они мне рекомендовали, а также всегда был открыт для клиентов фирмы. Поймите, что клиент, который доверился мне, после того как начались проблемы с фирмой, в которой я уже давно ничего не имею, придет в первую очередь ко мне и скажет, что я не был добросовестным.
После всех этих недовольств в средствах массовой информации началась основательная кампания, где меня оклеветали и обвинили во всех бедах. С тех пор я и ищу правду где-то между больничной палатой и залами судебных заседаний.
Тиски системы
- Редакция сожалеет о случившемся. И все-таки где больше правды — в суде или в больнице?
- Знаете, за пару лет я участвовал где-то в семи гражданских и уголовных делах. Одно могу сказать точно: нет правды в коридорах судебных инстанций, больше добросовестности в наших медицинских учреждениях. Я согласен со своим адвокатом, который говорит, что суд — это крайнее средство решения любого спора. К сожалению, некоторые наши судебные инстанции по примеру бывшей Экономической апелляционной палаты превратились в АО и ООО, которые предоставляют услуги, на которые огромный спрос в нашей стране.
Вот и я попал в тиски некоторых судей. И неважно, что я народный артист, что имею награды и признание. Никому в коридорах власти нет дела до тех, кто нес славу этой страны. О нас всегда вспоминают в праздники или в случае смерти, а так мы всего лишь пенсионеры.
- А как вы думаете, зачем кому-то нужно дискредитировать вас?
- У меня остались общие знакомые с бывшими партнёрами. Они мне передали такие слова: «Сначала я уничтожу его имя, а потом уничтожу его». Я думаю, некоторым всегда было завидно, и, воспользовавшись моим доверием, они годами готовились к обдуманной нечистой игре. Возьмем, к примеру, статью, опубликованную в Интернете под названием «Nonvaloare din capul moldovenilor», где меня поливают грязью. Она опубликована в каком-то блоге безымянного автора без каких-либо указаний на ответственного. Но использованы частично правдивые факты, которые мог знать лишь определённый круг. Эти люди хотят, чтоб я знал, кто мне желает «добра», но не оставляют следов, чтобы защищаться в судах.
Обратите внимание на название статьи, которое переводится как «Посредственность (или никчёмность) в голове молдаван». То есть автор (или заказчик) этой статьи прямо говорит, что у молдаван нет ценностей и все мы глупы — наш президент, который награждал меня орденами, наш народ, который признал меня народным артистом, жюри международных конкурсов, на которых я дважды становился лауреатом. Я думаю, отпадает вопрос, зачем кто-то меня дискредитирует. Ведь понятно, что у этих людей, поливающих грязью весь народ, просто нет каких-либо собственных ценностей.
- Что вы можете посоветовать будущим поколениям?
- Я себя спрашиваю: куда мы идём, на что мы надеемся? Мы же уничтожаем наше будущее, живя сегодняшним днем, мы не думаем о том, что скажут о нас будущие поколения. Я всегда говорю, что если наши внуки и правнуки будут плевать в сторону наших могил, то мы должны быть им уже благодарны. За то, что мы сейчас калечим их будущее, их родные края. Мы даже этого не заслуживаем.
Я рад, что многие из сегодняшних молодых людей достаточно умны, чтобы понять, где черное, а где белое. К сожалению, многие из них уезжают из Молдовы, тем самым давая возможность более посредственным управлять страной. Но я думаю, что многие вернутся и начнут наконец вытягивать эту страну из долгосрочного кризиса.
Что-то из старого, забытого...