Эксклюзивное интервью члена совета Международной ассоциации автомобильных перевозчиков Молдовы (AITA) агентству «ИНФОТАГ».
26 февраля агентство «ИНФОТАГ» распространило сообщение о конфликте учредителей AITA. В материале было высказано мнение противоборствующих сторон. Но избранный в новый состав совета AITA Сергей Магдалюк считает, что суть конфликта изложена не в полной мере.
С. М. : Неверно воспринимать конфликт в AITA, как желание одной группы учредителей оторвать у другой более жирный кусок коммерческого пирога. Мы не просто не хотим позволить пяти учредителям ассоциации присвоить ее имущество. AITA - общественная организация. В момент ее учреждения все учредители находились в равных условиях. Одна транспортная организация – один голос на собрании – высшем руководящем органе AITA.
Конфликт между учредителями возник 10 лет назад. Именно тогда в устав AITA были внесены изменения, согласно которым 50% голосов, а вместе с ними и паевые доли «отошли» к руководству и близким к нему «активистам» ассоциации.
Оставшиеся доли - поделили между подавляющим большинством членов ассоциации. Предложенный механизм «распределения» голосов вступал в явное противоречие с требованиями Гражданского кодекса РМ. О чем руководство AITA в июле 2010 г. проинформировало Национальное агентство по защите конкуренции. В своем постановлении оно предписало исключить из устава пункт, которым утверждались суммы паевых взносов для каждого учредителя. А также отменить пункт, в котором говорилось, что в случае ликвидации AITA ее собственность между учредителями распределяться не будет. Предписание агентства руководством AITA проигнорировано.
В ноябре 2013 г. уже министерство юстиции РМ направило письмо на имя президента AITA, в котором потребовало привести отдельные положения устава в соответствие с требованиями действующего законодательства. И вновь руководство AITA никакие действия для исполнения данного предписания не предприняло.
«И.»: Дифференцированные суммы паевых взносов в 2004 г. утвердили почти 100% голосов. Разве к протоколу собрания не был приложен лист с подписями членов ассоциации, согласившимися с данным нововведением?
С. М.: Приложен. Но это всего лишь список регистрации участников собрания. Общее собрание учредителей не утверждало дополнения и изменения в устав. Оно даже если бы и захотело так поступить, то юридически не смогло бы это сделать. Собрание состоялось 30 марта, а данные изменения были зарегистрированы в Регистрационной палате РМ еще 27 марта 2004 г. Руководство AITA тогда объяснило участникам собрания, что необходимость проведения данного «маневра» продиктована желанием воздвигнуть «заградительный барьер» на случай захвата нашей общественной организации рейдерами.
«И.»: Почему же разгар конфликта пришелся только на февраль 2014 г. ?
С.М.: Чаша терпения переполнилась. Но страсти стали накаляться еще летом 2013 г. Тогда членам ассоциации был вручен проект внесения изменений и дополнений в устав. Из него следовало, что долевое участие руководства и членов тогдашнего совета AITA (вместе взятое) составляет более 60% от общей суммы паевых взносов. Мы надеялись, что «активисты» поймут незаконность своих действий и перестанут предпринимать шаги по «прихватизации» собственности общественной организации. Не дождались!
31 января 2014 г. было созвано экстренное собрание учредителей AITA (в полном соответствии с действующим порядком), на котором большинством голосов из устава были исключены те пункты, которые давно предписывали исключить государственные органы. А 18 февраля 2014 г. было проведено еще одно внеочередное собрание, на котором принято решение о прекращении полномочий президента и членов совета. Тогда же был избран новый руководитель AITA и новый состав совета.
28 февраля уже бывшее руководство AITA провело информационное собрание, в ходе которого пыталось навязать идею о создании новой патрональной организации – AITA. Но регистрация участников собрания проведена не была. И никаких решений голосованием не принималось.
«И.»: Генеральный секретарь AITA заявил, что многие из избранных в совет давно уже не занимаются автомобильными грузоперевозками. Насколько этично доверять интересы международных перевозчиков лицам, отошедшим от транспортных дел?
С. М.: Во-первых, данное утверждение не соответствует действительности. Во-вторых, многие международные перевозчики осуществляют транспортировку грузов не через систему Корнет – TIR, а через другие разрешительные документы. Например, через CMR или другие финансовые гарантии. В-третьих, молдавское законодательство позволяет любому члену ассоциации войти в состав совета. Все зависит от его профессиональной компетенции и доверия к нему членов AITA.
«И.»: Сложившееся двоевластие может пагубно отразиться на взаимоотношениях AITA с IRU (Международным союзом автотранспорта). Если конфликт не будет разрешен, то IRU может принять решение о приостановлении выдачи TIR Молдове.
С. М.: Конфликт между учредителями ассоциации не может никак повлиять на функционирование системы TIR в РМ. Руководство IRU сознательно вводят в заблуждение. Но, согласен с тем, что возникший конфликт непременно должен разрешиться и только цивилизованным путем.
В ситуации конфликта корреспондент агентства «ИНФОТАГ» выслушал аргументы и другой стороны.
«Руководство AITA никакую собственность не захватывало, и захватывать не собирается», - так проинформировал «ИНФОТАГ» генеральный секретарь AITA Владимир Пендюрин.
Он сказал, что голоса и квоты, указанные в уставе, были необходимы руководству ассоциации и членам совета для принятия в период между собраниями оперативных решений по отдельным хозяйственным вопросам. В уставе, по-прежнему значится, что ни прибыль, ни собственность не будут распределяться между членами ассоциации, пока существует система Корнет – TIR. А она будет функционировать еще долгие годы. За эти изменения проголосовали почти все члены ассоциации.
«И.»: Ваши оппоненты утверждают, что не давали согласия на внесение изменений в устав.
В. П.: Пусть придут в ассоциацию, и лишний раз убедятся в том, что лично подписали приложение к протоколу. Их росписи стоят напротив установленных им квот.
«И.»: Почему руководство не исполнило предписания государственных органов?
В. П.: Исполнило. В мае 2013 г. руководство и все учредители (98%) приняли решение о реорганизации ассоциации с выделением коммерческой части в новое предприятие AITA – Service. Общественная организация AITA открывает двери для всех 450 перевозчиков.
Когда же встал вопрос об изменении устава, «реформаторы» через суд заблокировали реорганизацию. Они всяческими путями пытаются захватить власть, понимая, что в новой патрональной общественной ассоциации места им не найдется, поскольку в ней будут состоять только те перевозчики, которые работают в системе TIR. А многие из «реформаторов» на протяжении 4–9 лет не имеют транспорта и не осуществляют перевозок.
«И.»: Разве осуществления международных грузовых перевозок не допускается на основе других разрешительных транспортных документов?
В. П.: Допускается, но AITA давно подписала соглашение о вхождении в IRU. А грузовые перевозки внутри стран, членов IRU, осуществляются только на основе TIR. Желающим осуществлять международные рейсы на основе других разрешительных документов, например, CMR, следует вступить в другую международную транспортную ассоциацию. И это не прихоть AITA, а требование IRU, которое молдавской ассоциации надлежит исполнить.
Противоборствующая сторона не согласна с ныне действующим уставом ассоциации и опротестовала его в судебной инстанции. Суд первой инстанции в декабре 2013 г. она проиграла. Подала иск в Апелляционную палату. Рассмотрение дела назначено на 19 марта.
28 февраля 2014 г. было проведено общее информационное собрание перевозчиков, работающих в системе TIR, которое «новый совет» пытался сорвать. Участникам собрания был вручен новый проект устава. Он был одобрен всеми участниками собрания.
«И.»: По этому поводу было проведено голосование?
В.П.: Нет. Но после того, как было озвучено, 450 перевозчиков станут равными членами ассоциации, более 300 человек, присутствовавших на собрании, встретили это предложение аплодисментами. Кроме того, проект устава пройдет экспертизу в Совете по конкуренции и министерстве юстиции. Он также будет согласован с IRU. И лишь затем будет зарегистрирован в государственных органах РМ.