21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Ренато Усатый: Свои сто тысяч в месяц я заработаю без того, чтобы страдали граждане Молдовы
20.03.2014

Его называют самым известным молдавским гастарбайтером.  Его имя обросло легендами и домыслами, которые он сам, впрочем, опровергает в многочисленных интервью. Одни его демонизируют, другие связывают с ним надежды на перемены к лучшему. Молодой успешный бизнесмен  пробивает туннель сквозь плотно сомкнутые ряды молдавской политической элиты с помощью громких заявлений и разоблачений.  Впервые за 20 лет он вслух сказал то, о чем политикам в демократической стране говорить как-то некомильфо: своим политическим идеалом назвал президента Белоруссии Лукашенко. Надеется уже на грядущих выборах попасть в молдавский парламент со своей «Нашей партией», которая пока не зарегистрирована в минюсте. Уверен, что победит. «Моя платформа простая, - говорит РЕНАТО УСАТЫЙ, - я патриот своей страны».  С этого мы и начали разговор.

eNews:  За последние 20 лет в Молдове не было, наверное, ни одного политика, который не говорил бы о своем патриотизме и горячем желании изменений жизни простых людей к лучшему. Обострение патриотических настроений наступает в предвыборный период. То есть, любовью к родине перед избирателями хвастаются все. Почему они должны поверить именно вам?

- Знаете, я все мои встречи с людьми – неважно, где  они проходят - у меня в кишиневском офисе, в Бельцах или Фалештах – заканчиваются одинаково: «Я никого не принуждаю верить Ренато Усатому. Вы сами делаете выводы».

Я рассказываю свою позицию, программу, свое видение тех событий, которые  происходят в Молдове сегодня  или произошли за последние 20 лет.   Как человек , который обладает определенным опытом и ресурсом,  я  могу решить в стране как минимум 3-4 проблемы, которые не решаются здесь с тех пор, как Молдова стала суверенным государством. Но ходить и убеждать, мол, поверьте  только мне, наша партия – лучшая в мире, у меня таких намерений никогда не было и не будет.  Есть люди, которые верят Партии коммунистов, партиям правящего альянса… Нет проблем –каждый делает свой выбор.

eNews: Вы понимаете, что электорат давным-давно разделился?  На какой электорат вы рассчитываете?

- Я рассчитываю на всех избирателей, которым небезразлично, что происходит в стране – раз.  Два: на тех, кому надоело слушать байки про светлое будущее, когда этим будущим и не пахнет. Я очень много общаюсь с людьми и в реальном мире и через социальные сети. Среди них очень разные, но ведь мы находим общий язык, в конце концов.

Меня поразила ситуация, когда ко мне познакомиться приехали 18 студентов из Ясс. Это граждане Молдовы, они учатся в Ясском мединституте.  Скинулись по 7 или 8 евро, заказали маршрутку приехали. Я им говорю:  ребята, извините за прямоту, но я не очень хорошо отношусь к внешней и внутренней политике Румынии, к внешней политике США, считаю евроинтеграцию в том виде, в котором она сегодня здесь проталкивается, больше мифом и верю, что задачами европейцев является устройство из Молдовы полигона для выяснения отношений с Российской Федерацией. «Вы как на это смотрите?», - спрашиваю их.

Да,  отвечают, нас тревожит, что вы больше склоняетесь к евразийскому курсу Молдовы, но мы приехали к вам познакомиться и поговорить, потому что увидели в вас патриота этой страны. Мы считаем, что вы в нужный момент примете правильное решение.

Меня поражает этот случай и многие другие, потому что люди приходят абсолютно разные.  Бизнесмены, например, некоторые, приходят, говорят:  «Мы считаем Филата предателем.  Мы его поддерживали 7 апреля, а он  из обещанного тогда для нас ничего не сделал. Вас мы считаем политиком конкретных дел».

Другие люди приходят и признаются:  «Ренато, вы знаете, я иду голосовать первый раз». Многим из этих людей  по 35-40 лет.  А тот, кто намного моложе, может сказать, что в этом году идет и объясняет:  «Все нас обманывают. Вы наша последняя надежда».

eNews: То есть, вы гарантированно не обманете? Такое странное обещание…

-Я уже говорил,  что молдавская общественность узнала меня год назад, когда я начал проводить какие-то мероприятия от своего имени. Но за последние четыре года я проспонсировал массу мероприятий, и концертов, и благотворительных акций. И организаторам запрещал называть имя спонсора, потому что благотворительностью занимаюсь не для пиара.

Я никогда не был политиком и всегда говорил, что, если пойду в парламент, то политиком все равно не стану, потому что молдавские политики - это политические путаны.  Повторю вам только то, о чем неоднократно говорил вашим коллегам-журналистам после того, как они выключают камеры: «Если я вас обману, можете на любых заборах писать аршинными буквами: «Усатый – пи-пи-пи». Говорите про меня все, что хотите,  пишите, что хотите.  Я  человек, который сделал себя сам, мне никто в жизни ничего не подарил, я прошел тяжелые этапы, и для меня мое слово и мое имя сегодня  - самое дорогое.

eNews:  Вы не политик и утверждаете, что политиком не станете. То есть, вы считаете, что в молдавскую политику можно прийти как бизнесмен, и политика – это бизнес?

- Нет. И я не прихожу, как бизнесмен. Я всю жизнь был чиновником.  С 2000 года, когда  работал в аэропорту,  затем - в управлении воздушного транспорта Республики Молдова, 3 года прослужил в должности ведущего инженера комбината питания Молдавской железной дороги. Отъезд из Молдовы был вынужденным шагом, потому что в определенный момент я остался без работы,  пришлось уехать, чтобы выжить. Такой была первоначальная задача.

Я  всегда себя видел чиновником и был таковым.  Идеалом чиновника для меня – подчеркиваю – чиновника, а не политика, потому что до поры до времени я о политике не думал, всегда был  человек, который сегодня решил проблемы всех своих близких, имеет какой-то стабильный заработок, гарантирующий ему материальную независимость от кого бы то ни было и т.д. И тогда он будет служить стране, а не своему карману.

Пару недель назад ко мне пришли два бизнесмена.  Один предложил 150 тыс. евро, другой 100 тыс. евро. Я спросил: «А это что?». Они говорят, мы, мол, хотим подстраховаться, у нас бизнес в Молдове. Спрашиваю – подстраховаться от чего?  «Мы, в принципе, практикуем в предвыборную кампанию помогать разным партиям».  Обратите внимание – разным! Чтобы кто бы ни оказался у власти, не создавал проблем для этих людей.  Я спросил, чем они занимаются. Меня больше интересовал не сегодняшний бизнес, а что помогло им сделать этот бизнес.  Выяснилось, что у них  был ряд незаконных действий по приватизации, они говорят, что как бы невольно стали участниками процесса. То есть, они страхуются, чтобы потом, когда Ренато Усатый, который говорит сегодня про национализацию и пересмотр приватизации за последние 13 лет, после прихода к власти, их не трогал. 

Я им ответил так: давайте вы за эти деньги отремонтируете какую-нибудь школу, дом культуры.  А я  приеду на открытие и назову людям имена бизнесменов, которые вложили в проект 250 тысяч евро.  Нет-нет, говорят, это нас не устраивает, начнутся вопросы, во-первых, почему мы вас пригласили, во-вторых, откуда у нас на это деньги, нам проблемы не нужны.  Давайте, говорят,  лучше остановимся на том, что мы вам предлагаем на организацию будущей партии. В результате я этих людей послал  в прямом и в переносном смысле слова. Они впоследствии в разговоре с моими знакомыми, действующими депутатами парламента, говорят, мол, или этот Усатый с ума сошел, или мы что-то перестали понимать. «Усатый  пытался  нас убедить в том, что это неправильно».

Вернусь к вопросу. У меня нет тех миллионов, о которых пишет молдавская пресса. Никакой я не мультимиллионер. Я человек, у которого налажен бизнес в Российской Федерации,  он дает мне финансовую независимость. Моя юношеская мечта фактически сбылась – дом, машина, возможность жить ни в чем себе не отказывая, возможность обеспечить близких нормальную жизнь и помогать другим. Поэтому любому, кто попытается меня подкупить, придется плохо. Я рассчитываю на парламентских выборах набрать 8-10 процентов. Я попаду в парламент.  И если будет создана коалиция, то я буду настаивать на том, чтобы все партнеры ознакомились и подписали документ о пересмотре приватизации, презумпции виновности чиновников, то есть полный перечень того, что я обещал людям. Чтобы потом я не выходил к избирателям и не объяснялся, дескать,  не выполнено то-то и то-то из-за моих партнеров по коалиции. В противном случае, я просто уйду в оппозицию и буду продолжать борьбу. Но все равно доведу до конца все, что обещал людям. В этом можете не сомневаться.

eNews: Вы романтик.

- Почему?

eNews: Потому что с волками жить, по-волчьи выть.

- Но у меня был выбор: либо Ренато Усатый сидит в Москве, занимается своей компанией, делает там бизнес и просто раз в год финансирует храм родного города Фалешты  и  спонсирует в месяц по две операции  для детей, либо он едет на войну. У меня чего-то нейтрального в этой ситуации не было.

eNews: Почему вы выбрали войну?

- Потому что я наблюдал очень активно за всеми молдавскими событиями, особенно  в последние 3-4 года. И пришел к выводу, что сегодня у власти - самые большие негодяи  за всю историю молдавской политики, люди, которые не делают ничего, чтобы сохранить суверенитет государства. Чтобы обеспечить себе спокойную жизнь, чтобы обеспечить свое благосостояние, они просто тупо губят Молдову.  У них все деньги размещены на западных счетах, поэтому великие «евроинтеграторы» руководствуются не интересами страны и ее населения, а тем, что им диктуют из западных посольств.

Как ни смешно сегодня это звучит, я патриот Молдовы. Песня  Георге Цопы  «Veniti acasa mai copii» – это про меня. Я нахожу себя в каждой строчке, живу этой песней.  В этом году десять лет, как я в Москве. Все это время в Молдову я приезжал не реже, чем раз в две недели, а иногда и чаще, хотя Москва – это город, который я безумно люблю, который меня очень многим вещам научил. Но еще больше я люблю Молдову,   мне не безразлично, что тут происходит.  И что бы в жизни ни произошло, я уверен в одном: я никогда не доведу ситуацию до того, чтобы люди обо мне говорили плохо. То есть, какая-то категория всегда будет недовольна,  но те действия, которые я буду делать, будут направлены на улучшение жизни людей в этой стране.  Поэтому моя программа так и называется - «Моя мечта». Она отличается от всех программ политических партий. Я как человек, который реализовал все свои детские мечты, теперь мечтаю, чтобы люди на моей родине  стали жить лучше.

eNews: Давайте поговорим про финансирование вашей «Нашей партии». Вы вкладываете свои деньги?

- Да.

eNews: А вам говорили, что с точки зрения здравого смысла это неосмотрительно. А вы не боитесь, что, если вы не пройдете в парламент, вам не удастся вытащить деньги обратно?

- Что значит – вытащить деньги? А какие деньги мне надо вытаскивать?

eNews: Вложенные.  Вы их потеряете. Вы не боитесь, что таким образом просто обанкротитесь?

- Ну я ж не все деньги вкладываю, а какую-то их часть.  У меня есть резерв, ведь зарабатываю я ежемесячно.  Но на политику, как на таковую, я тратить деньги не собираюсь. Самое дорогое – это пиар-кампания. У меня нет западных консультантов и российских политтехнологов. Мне пиарщики предлагали свои услуги, оценив их  в 1,5 млн евро.  Это работа на меня до Нового года. Я сразу отказался. И сегодня я собираюсь делать дальше только то, что и раньше:  помогать ветеранам Великой отечественной войны, спонсировать операции детям, отправлять подарки в виде машин скорой помощи  в тот или иной район и так далее.  В этом плане моя  деятельность не будет отличаться от прошлогодней  или позапрошлогодней, то есть, я по-прежнему буду заниматься благотворительностью. Ну понятно, что появятся какие-то дополнительные расходы, связанные с арендой и содержанием офиса в Кишиневе, техникой и т.д. 

eNews: Но ведь офисы партии нужно содержать и в районах…

-Практически все люди, которые организовали офисы в  Глодянах, Дондюшанах, Окнице – сделали это сами. То есть, они нашли офис, арендовали, оборудовали. Трудно поверить, но ко мне не приходят люди с предложениями: мы тебе поможем прийти к власти, но ты дай нам столько-то денег в районе.  И мне приятно, что люди приходят с таким настроением, а не из меркантильных побуждений, не требуя взамен министерство сельского хозяйства или министерство транспорта.

Настроение у людей можно определить тремя словами: идем в последний бой. Если что-то пойдет не так, никто не будет себя, как минимум, в чем-то упрекать, что, вот, могли сделать, и даже не попробовали. Я формирую команду по стране. В моем партийном списке не будет соседей, кумовей, близких и дальних родственников.  От каждого района будет минимум один депутат парламента, который будет нести ответственность за обещания, данные людям, и будет контролировать выполнения своих обещаний.

eNews: Вот вы неоднократно говорили, что ваш идеал политика – это непопулярный на Западе Александр Лукашенко с его жесткой позицией и твердой рукой.  Он многим симпатичен тем, что сумел навести в Белоруссии порядок и действует в интересах страны и ее населения. Но Белоруссия, спасибо ему, никогда не жила исключительно на кредитах, грантах и деньгах гастарбайтеров, как сегодняшняя Молдова. Нас же подсадили на денежную иглу. И если твердая рука а-ля Лукашенко Западу не понравится, а она не понравится, Молдову могут лишить подкормки. И вряд ли этим будет довольно население, которое привыкло к подачкам.

-Запад никуда не денется.  Когда я приду к власти, будет заказан аудит всех внешних долгов Молдовы, за которые мы сегодня выплачиваем в виде процентов 50 миллионов долларов в год.

Запад утверждает, что Молдова является одним из самых коррумпированных государств. А часть денег разворовывается  не без помощи самих западных чиновников. Скажем, выделяется тот или иной целевой кредит, а генеральным подрядчиком вдруг становится некая итальянская компания.

Мы разберемся с этим внешним долгом, причем, привлечем западных же аудиторов, чтоб не говорили, что молдаване плохо считают.  Уверен, что их же аудиторы покажут - половина выделенных Молдове кредитов либо украдена, либо использована некорректно.  Мы аннулируем часть долгов.

По любому важному вопросу мы будем консультироваться с людьми. Собирать в Кишиневе по 50 человек от каждого района, например,  чтобы знать, мнение жителей Комрата, Бельц, Кагула, и решать соборно те или иные серьезные проблемы. Никаких проблем в организации тут нет. Мы небольшое государство. Увидим, что 50 процентов против, перенесем рассмотрение вопроса на другое время, чтобы люди успели разобраться в вопросах политических или экономических, не так, как это делается сегодня.

 Сегодня я говорю, что евроинтеграция – это плохо, в том виде, в котором она продвигается в Молдове. Возникает масса серьезных вопросов, начиная от проблемы возможности исчезновения молдавской промышленности.  В договоре об ассоциации и  свободной торговле масса идиотских условий.  В бизнесе, кстати, когда в договоре указывается слишком много невыполнимых условий, это означает вежливый отказ. Политики же объясняют жителям Молдовы, что выполнение этих условий – прямой путь в ЕС. И никто не говорит, что на выполнение всех пунктов соглашения Молдове нужно минимум 50 лет  и что  никто в ЕС нас не ждет.

Сегодня, если правильно выстроить отношения с внешними партнерами, Молдова должна быть не полигоном для выяснения отношений между русскими и европейцами, а площадкой, где правильно раскладывается ситуация между Западом и Востоком. Взять те же экономические зоны. Сегодня в нашей стране все они открыты «под кого-то». А почему Молдову не превратить в одну большую экономическую зону, дать равные шансы бизнесменам и привлекать инвестиции. Это вполне реально, нужно только хотеть этим заниматься.

Сегодня те чиновники, которые руководят страной, - это люди, которые решают свои бизнес-интересы. Я на своем примере докажу, что может быть по-другому. А свои 100 тысяч в месяц я заработаю без того, чтобы страдали граждане Молдовы. 


 
Количество просмотров:
1610
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.