Как мы и обещали, публикуем интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Молдова в Государстве Израиль Анатолием ВАНГЕЛИ. В беседе с нашим тель-авивским корреспондентом он рассказал, почему стал дипломатом, когда ожидается отмена виз в Израиль, как развиваются переговоры по поводу получения молдавских пенсий репатриантами из Молдовы.
Анатолий Вангели уже работал в Израиле с 2004 по 2007 год в должности заместителя и советника главы миссии. Затем, в отсутствие посла в 2011-м и 2013-м, выполнял функции Временного поверенного в делах Молдовы в Израиле. И вот А. Вангели опять возглавляет посольство Молдовы в Тель-Авиве – уже в качестве посла.
– Мы осведомлены о Вашем карьерном пути, но совсем ничего не знаем о Вас лично, о Ваших родителях, о семье…
– Родился я в семье учителей в селе Табаны Бричанского района. Отец, Ион Вангели (светлая ему память), был учителем математики. Мать, Елизавета, – учителем румынского языка и литературы. Они для меня – пример во всём, учили уважению к людям, преданности делу. Мама работала до 80 лет и, даже достигнув такого почтенного возраста, не хотела уходить на пенсию... Жена Анастасия – детский гастроэнтеролог. В 2012 году, во время моей второй израильской каденции, она работала врачом-волонтёром в больнице "Ихилов" в Тель-Авиве, чтобы изучить израильский опыт. Числилась добровольцем, так как по дипломатическим правилам членам семьи работать не разрешается. Когда родился третий сын, жене, понятное дело, стало не до работы. Да, у нас три сына. Старшему, Серджиу, 16 лет. Он решил остаться в Молдове, объяснив, что не сможет обойтись без друзей детства. А шестилетний Анджел приехал с нами в Израиль. Сейчас ходит в детский сад, в ивритоязычную группу. Мы его записали на будущий учебный год в израильскую школу. Он уже неплохо знает иврит, и мы решили: пусть и дальше учится на иврите. Самому младшему, Альберту, – год. Его тоже готовим к израильскому садику. Практически всей семьей абсорбцию проходим! (Смеётся)
– Почему Вы решили стать дипломатом? Где учились?
– Окончив в Бельцах иняз (профильными были французский и английский), в 1992 году я поехал в посольство Франции в Москве, где проводился конкурс на обучение в этой стране. Там впервые увидел (пусть и мельком) работу дипломатов – и мне это понравилось. Я прошёл конкурс на учёбу в университете Гренобля. Там учился на факультете политэкономии с 1993-го по 1996-й, после чего вернулся и стал работать атташе в МИДе Молдовы.
– До Израиля Вы успели поработать в Грузии и Косово. Чем отличались обязанности, которые Вы выполняли в этих странах?
– В Грузии и Косово я работал в миссии ОБСЕ. В Грузии занимался внутри перемещенными лицами, беженцами – вследствие конфликта в Осетии и Абхазии. Потом стал пресс-секретарём миссии. А в Косово я и еще восемь моих коллег выполняли функции наблюдателей.
– Вы в Израиле уже в третий раз. Разве дипломата направляют так часто в одну и ту же страну?
– Посла могут направить и повторно – есть такая практика. Если, конечно, дипломат стремится к этому, если он хочет работать. После отъезда из Тель-Авива в 2007-м я подумал, что не закончил своё дело, не выполнил свою миссию, как говорится. И когда в прошлом году моя кандидатура на должность посла была утверждена, обрадовался возможности продолжить работу в Израиле.
– Какими были Ваши впечатления, когда Вы впервые оказались в Израиле?
– Самыми приятными. Израиль – страна небольшая и очень красивая. Здесь происходит столько всего интересного, что порой поражаешься этой насыщенности событиями! Моё возвращение отчасти объясняется и желанием еще раз увидеть исторические места и лучше узнать Израиль. И хотя я больше концентрируюсь на работе, на повестке дня, всё равно продолжаю изучать эту маленькую страну с большой историей.
– С кем из бывших соотечественников установились добрые отношения в Израиле?
– Еще в 2004-м, во время первой своей каденции в Израиле, я установил хорошие контакты на всех уровнях, что очень важно в дипломатической работе. Прежде всего – с выходцами из Республики Молдовы, с землячеством "Извораш" и ассоциацией "Бейт-Бесарабия". Ценю знакомство с заместителем мэра Мигдаль а-Эмека Сергеем Окландером и мэром Арада Тали Плосков. Также наладили контакты с муниципальными властями Хайфы, Акко, Нетании, Ор-Акивы, Ришон ле-Циона и Ашдода, где мы проводили фестиваль «Мэрцишор». Кроме того, я планирую встретиться со всеми руководителями муниципалитетов крупных городов…
Доверительные отношения у нас установились с министром иностранных дел Израиля, нашим земляком Авигдором Либерманом, который играет важную роль во взаимоотношениях между Молдовой и Израилем. Высоко эту роль оценивает и руководство РМ. У нас хорошие связи на уровне министерств, особенно тех, которые возглавляют русскоязычные израильтяне: Министерства иностранных дел, абсорбции, туризма, а также с Министерством внутренних дел.
– А с дипломатами каких стран у Вас хорошие отношения?
– У нашего представительства хорошие рабочие отношения со всем дипломатическим корпусом, аккредитованным в Израиле, особенно с посольствами государств Евросоюза, включая страны Балтии, а также с дипмиссиями Румынии, Украины, России, Грузии. МИД Израиля периодически проводит различные мероприятия, на них мы встречаемся, обсуждаем текущие вопросы.
– Часто ли приходится общаться с гражданами Молдовы, приехавшими на работу в Израиль? Обращаются ли они к Вам за помощью и какого рода содействие Вы им оказываете?
– С гражданами Молдовы, которые работают в Израиле, мы встречаемся ежедневно. Они нуждаются в консульских услугах: обращаются по поводу получения паспортов, доверенностей, заверения различных документов… Скажу прямо: это приоритетное направление работы посольства. Каждый день принимаем как минимум по 15 человек.
– Контактируют ли с Вами молдаванки – жительницы Палестинской автономии?
– Жители Палестинской автономии, которые являются гражданами Республики Молдова, тоже обращаются с теми же вопросами, правда, значительно реже. Бывают ситуации, когда они просят содействия в связи с ситуацией в сфере безопасности. Как, например, в ноябре 2012 года во время операции в Газе. Звонили, была горячая линия. Просили в случае обострения ситуации помочь улететь в Молдову. В Газе проживает где-то 15 семей – это жёны палестинцев, молдаванки. На случай форс-мажора у нас существует договоренность с посольствами стран Европы, России. Они готовы были содействовать с транспортировкой… Но до этого не дошло, к счастью, так как военная операция прекратилась.
– Не кажется ли Вам, что молдавское гражданство должно автоматически, без проволочек и за символическую плату возвращаться тем жителям Израиля, кто был его лишён принудительно, ещё при советской власти?
– Вы правы. В законодательстве Молдовы были сделаны соответствующие изменения, благодаря которым сегодня граждане Израиля из числа выходцев из Молдавии могут получить гражданство в течение 3 месяцев с момента обращения. Все, кто потерял гражданство или был его лишён, а также их дети и внуки могут подать прошение и получить паспорт Молдовы в короткий срок. Стоит это всего 100 шекелей. Также предусмотрена ускоренная процедура изготовления загранпаспорта. Это стоит около 80 долларов. Кстати, внутреннее удостоверение тоже можно заказать в консульстве.
– Каковы перспективы введения безвизового режима для граждан Молдовы?
– Это самый актуальный вопрос, который стоит на повестке дня. Ведутся переговоры и с МИДом и МВД Израиля. И, судя по всему, в 2014 году Израиль готов подписать договор о двустороннем безвизовом режиме. И не только потому, что мы являемся дружественными странами. Молдова выполнила все необходимые реформы в сфере миграции: введены биометрические паспорта, работа молдавской таможни и пограничных служб приведена в соответствие со стандартами ЕС. Поэтому у нас есть все основания рассчитывать на отмену виз в ближайшее время.
– И другой животрепещущий вопрос: скоро ли жители Израиля, заработавшие пенсию в Молдове, смогут её получать?
– Несмотря на то, что выплата пенсий обойдется в немалую сумму нашему бюджету, правительство РМ приняло решение в ближайшее время начать переговоры с израильской стороной о выплатах. Уже весной или в начале лета состоятся консультации, в ходе которых будет выработан план по решению проблемы пенсий. Со стороны Молдовы заниматься этим будет Министерство социальной защиты и семьи, а со стороны Израиля, скорее всего, переговорщиком выступит Минабсорбции. В эти дни как раз согласовывается дата первого раунда переговоров.
– Сколько израильских граждан могут претендовать на получение молдавской пенсии?
– К сожалению, такими данными мы пока не располагаем. Я только могу сказать, что этот вопрос звучит рефреном во время встреч с земляками и пришло время его, наконец, решить.
– Платит ли Молдова пенсии гражданам других стран?
–Да. Республика Молдова подписала двусторонние соглашения о социальной защите с Чехией, Венгрией, Болгарией, Бельгией, Италией и некоторыми другими странами. И Израиль, опыт которого мы изучили, также имеет договоры с некоторыми странами –Россией, Болгарией и Румынией, которые начисляют пенсии репатриантам в Израиле. Это общепринятая практика.
– Есть ли какие-то конкретные результаты сотрудничества между Молдовой и Израилем?
– Я думаю, что продвижение вопросов, о которых мы сейчас говорили (безвизового режима и выплаты пенсий), можно отнести к положительным результатам нашего сотрудничества. Но основной результат – взаимная поддержка на международной арене, особенно в ООН. Молдова поддерживает Израиль в стремлении к переговорам о мире, в борьбе с терроризмом и антисемитизмом. И это не просто голословные утверждения. Например, в 2011 году, по просьбе израильского МИДа, мы сняли флаг с судна, шедшего в Газу. ВМФ Израиля судно отогнал, оно ушло в Египет. Потом этот корабль опять пытался прорвать блокаду – и тогда мы потребовали вернуть флаг и расторгли соглашение с владельцами судна.
Приведу пример противодействия антисемитизму. Когда молодые неонацисты осквернили могилы на Еврейском кладбище в июле 2013 года, МВД Молдовы быстро отреагировало, возбудив дело и задержав участников.
Израиль поддерживает курс Молдовы на развитие в европейском направлении. Кроме того, есть немало проектов МАШАВ (Агентства международного сотрудничества при МИДе Израиля), в рамках которых специалисты в разных сферах из Молдовы приезжают в Израиль на стажировку, для обмена опытом. В этом году наши соотечественники приняли участие в нескольких программах полиции, в сфере хай-тека, патронажного ухода.
Между нашими странами ведётся непрерывный политический диалог: организуются визиты делегаций, встречи руководителей ведомств. Например, в июне 2014 года министр иностранных дел Молдовы и вице-премьер РМ Наталья Герман побывает в Израиле с официальным визитом, цель которого – укрепление дружественных связей между нашими странами.
– Вы сказали, что правительство осуждает антисемитские выходки, однако, когда в прошлом году Союз писателей Молдовы выдвинул на соискание Нобелевской премии по литературе писателя-антисемита Паула Гому, осуждения от официальных лиц не последовало.
– МИД Израиля тогда заявил протест. Неприятно, когда возникают подобные ситуации… Мы пояснили, что власти Молдовы осуждают попытки отрицания Холокоста. Но дело в том, что Союз писателей не является государственной структурой и поэтому правительство не может влиять на решения этой организации.
– Каковы результаты экономического сотрудничества между Молдовой и Израилем?
– Можно сказать, что сотрудничество находится на среднем уровне. Торговый оборот между нашими странами в прошлом году составил 45 млн долларов. После парафирования соглашения по поводу ассоциации с ЕС мы ожидаем, что активизируется сотрудничество с европейскими странами. Но я хочу верить, что и израильские бизнесмены будут инвестировать средства в экономику Молдовы. Для этого создаются благоприятные условия. Как раз недавно к нам обратился израильский производитель текстильной продукции по поводу переноса производства из Китая в Молдову. Мы оперативно помогли наладить контакт с молдавской стороной. Есть также интересный двухсторонний проект по созданию биологической лаборатории в области сельского хозяйства. Осталось закупить оборудование.
– Чем торгуют друг с другом Молдова и Израиль?
– Израиль поставляет нам оптику, химикаты, программное оборудование... Всего товаров примерно на 39 млн долларов в год. Молдова экспортирует вино, консервы, кондитерские изделия, трикотаж – на сумму около 6 миллионов долларов. Отмечу, что в Израиле очень высокие требования к качеству продукции и в целом на рынке высока конкуренция, поэтому нашим предпринимателям тяжело продавать тут свою продукцию.
– Давайте поговорим о гастарбайтерах. Сколько в Израиле работает граждан Молдовы?
– По моей информации,около трёх тысяч. Как раз недавно стартовал проект по привлечению молдавских строителей на работу в Израиль. В ноябре 2013 года в результате взаимодействия между Министерством соцобеспечения и израильской миграционной службой был проведен набор среди обладателей строительных специальностей в Молдове – и в итоге 250 наших строителей уже работают в Израиле. Поскольку Израиль нуждается в строителях, в будущем квота рабочих из Молдовы будет увеличена до одной тысячи. Цель этого проекта – упорядочить и упростить процесс попадания гражданина Молдовы к израильскому работодателю. Иными словами – сделать так, чтобы молдаванин не платил огромные суммы посреднику, уезжая в Израиль, и чтобы он был более защищен. Мы благодарны израильской стороне – это ее инициатива.
– Не обращаются ли к Вам обиженные фирмами-посредниками гастарбайтеры, занятые в сфере ухода за пожилыми и больными, на уборке?
– Бывает, но не из-за обид на посредников, а по поводу условий труда, сложных ситуаций на месте работы. В таких случаях мы звоним их работодателю и требуем решить проблему своих работников, напоминая, что это входит в их обязанности.
– Как Вы проводите свой досуг? С кем из дипломатов играете в футбол или теннис?
– Досуг провожу с семьей. Виды спорта, которые вы назвали, не являются моими любимыми. В студенческие годы я хорошо играл в бадминтон. А сейчас на спорт, по большому счёту, нет времени. В те редкие дни, когда оно всё же появляется, иду с женой в фитнес-клуб.
– Каковы Ваши успехи в иврите?
– Я кое-что понимаю. Стараюсь слушать радио, спрашиваю у сына значение незнакомых слов и иногда могу его проверить на знание тех или иных выражений и терминов. Но на полноценное изучение иврита, на то, чтобы ходить в ульпан, к сожалению, времени не остаётся. Хотя у меня неплохие способности к языкам. Я говорю на французском и английском, понимаю испанский и итальянский. Так что общий язык с окружающими всегда найду!
– Спасибо за интервью, господин посол! Успешной Вам каденции!
Евгений МАРЬЯШ