К интересной и насыщенной рубрике Леонида Школьника, посвященной знаменитым евреям, родившимся на этой неделе, хочу добавить еще одно забытое имя. Это Бесс Мейерсон, единственная еврейская «Мисс Америка», родившаяся 16 июля 1924 года...
В говорившей на идиш семье ее называли Басей - она была средней из трех дочерей, родившихся в Америке в семье Луиса и Беллы Мейерсон – эмигрантов из российской "черты оседлости". Луис был маляром, его жена - типичная еврейская "балэбустэ", вела дом и воспитывала дочерей, стараясь сэкономить каждый цент и подработать чем удавалось.
Как и большинство еврейских родителей в этом поколении новых американцев, они мечтали дать образование своим детям, понимая, что без этого из нищеты не выбиться. Поскольку на учебу всех детей денег, как правило, не хватало, учиться обычно посылали младшего, а старшие работали, чтобы помочь родителям прокормить семью и оплатить учебу хоть одного из детей. Но в семье Мейерсон средняя дочь оказалась самой талантливой, и учиться послали ее.
Ее талант проявился в музыке: она пела и играла на фортепьяно и флейте. Она была принята в элитную среднюю школу музыки и искусств, которая была создана в 1936 году мэром Нью-Йорка. Из Бронкса, где жила семья, туда можно было ездить на подземке. В промежутках между занятиями и во время летних каникул подрабатывала частными уроками музыки. Но когда Бася поступила в Хантер-колледж, встал вопрос о покупке пианино, причем высококачественного, а это была роскошь, о которой бедная семья из пяти человек могла только мечтать.
И вот тут светлая мысль осенила старшую сестру Сильвию. Не спросив разрешения и даже не поставив в известность никого в семье, Сильвия отправила фотографию красавицы-сестры в адрес состязания нью-йоркских красавиц. Она надеялась, что жгучая брюнетка ростом под 180 см имеет шанс на получение какого-то приза.
Однако результат этой инициативы превзошел самые радужные ожидания. Летом 1945 года, когда еще не окончилась война с Японией, а Америка переживала первый шок от сообщений об освобожденных из нацистских лагерей еврейских скелетов, еврейская девочка, выросшая в кооперативном жилом комплексе имени Шолом-Алейхема среди 250 семей членов социалистического профсоюза, прибыла в Атлантик-сити для участия в конкурсе красоты на звание "Мисс Америка". Титул сопровождала премия в размере 5 тысяч долларов. Бася Мейерсон была избрана кандидатом от штата Нью-Йорк.
Вся еврейская Америка, включая левонастроенных соседей Басиных родителей, затаила дыхание. Даже явное декадентство, сексизм и контрреволюционный материализм этого капиталистического по духу конкурса отошли на второй план. Еврейская девочка, рожденная местечковыми родителями, не умевшими еще толком говорить по-английски, на равных соревновалась с христианскими уроженками страны из среднего класса и претендовала на звание самой красивой женщины Америки! Этого не могла затмить никакая идеология!
Ступени конкурса сменяли друг друга, претендентки отпадали и с рыданиями расставались со своей мечтой, а девочка из Бронкса, которую теперь, правда, называли Бесс, держалась, неуклонно приближаясь к финишной прямой. Именно на этом отрезке пути девочку ожидал первый удар "под дых", или, говоря современным языком, тест на политкорректность: один из организаторов конкурса подошел к ней и сказал, что у нее будет значительно больше шансов на победу, если она сменит свое непрезентабельно звучащее имя на "Бет Мередит". С таким именем получение короны и сопутствующего чека на 5 тысяч долларов станет куда более реальным, сказали ей. Бесс была одна, посоветоваться было не с кем. 21 год жизни в Америке не подготовил ее к принятию таких кардинальных решений.
Счастливая победительница конкурса
Но, как она вспоминала десятилетия спустя, она приняла тогда "свое самое главное в жизни решение" - она отказалась менять свое еврейское имя и отступать от своего национального наследия. В тот вечер, шесть дней спустя после победы союзников над Японией и ровно через три месяца после победы над Гитлером, Бесс Мейерсон одержала свою личную победу, опрокинув все отрицательные предсказания и став первой - и до сего дня единственной! - еврейской "Мисс Америка".
Как писали газеты тех дней, в роскошном вечернем туалете, со сверкающей короной в великолепных черных волосах, неотразимая красавица с сияющей белозубой улыбкой казалась немыслимой комбинацией голливудской кинозвезды и библейской Царицы Эстер. Черноглазая и черноволосая Бесс Мейерсон, ни в коей мере не пытавшаяся скрыть свои еврейские черты, одержала победу - и мгновенно стала самой знаменитой еврейкой в мире. Победу праздновала не только вся еврейская Америка, но и полуживые евреи в освобожденных от немцев концлагерях Европы. Это был своего рода ответ Гитлеру: мы живы, и у наших детей есть будущее! (Не праздновали только евреи в СССР - благодаря самой свободной в мире советской прессе, они об этом просто не знали).
Однако за кулисами все было совсем не просто. Победительницу конкурса ожидала не только денежная премия, но и годичная программа, включавшая массу самых разнообразных благотворительных мероприятий. И умевшая с достоинством держаться и красиво говорить выпускница "Хантера" была готова с честью справиться со своими "королевскими" обязанностями. Но тут оказалось, что христианская Америка не была морально готова к такому уровню равноправия. Евреи в колледжах и университетах - это еще туда-сюда (правда, и тут уже начали постепенно вводить процентную норму). Но самая красивая женщина Америки - ЕВРЕЙКА?! Это было уже пересечением всех допустимых границ...
В Вилмингтоне, в штате Делавэр, куда Бесс была приглашена для проведения вечера продажи военных облигаций, ее поселили в доме местной высокопоставленной матроны. Собираясь на вечер, она случайно услышала разговор хозяйки дома с приятельницей. "Мы не можем допустить присутствия Мисс Мейерсон в клубе на приеме в ее честь... В нашем клубе никогда не было евреев". Мисс Америка немедленно упаковала свою корону и уехала.
Некоторые военные госпиталя также сочли, что их молодые пациенты обойдутся без поднимающего их дух визита первой красавицы страны. Как она вспоминала позднее, ее присутствия не хотели некоторые из родителей раненых. Трое из пяти всеамериканских спонсоров конкурса красоты без объяснения причин отказались от услуг "королевы" в рекламе их товаров, несмотря на то, что именно это и было их главной целью при спонсировании конкурса.
Ее официальные поездки дали ей возможность воочию увидеть реальность расовой сегрегации на юге. И у вчерашней наивной Бесс, которая всего несколько месяцев назад "не могла понять, почему" ее имя могло стать препятствием к успеху, и которая была уверена, что, в отличие от своих родителей, родилась в стране, где антисемитизма нет и быть не может, открылись глаза. Вместо предполагаемой рекламы товаров для престижных фирм, она стала сотрудничать с Антидиффамационной Лигой и выступать по всей Америке против расизма и антисемитизма. Эта деятельность не прекратилась и после того, как истек год ее "царствования".
В более поздние годы Бася сделала карьеру на телевидении
В более поздние годы она сделала карьеру на телевидении, где была актрисой, ведущей популярных передач, и даже бывала ведущей конкурса на звание "Мисс Америка". Занималась она и защитой прав потребителей, и политикой.
16 июля 2013 года Бесс Мейерсон исполняется 89 лет. Она по-прежнему одаряет окружающих своей сияющей улыбкой и держится с таким же достоинством, как и 70 лет назад в Атлантик-сити. Но если раньше она занималась самыми разными вопросами социальной защиты, то сегодня она занята исключительно защитой евреев и еврейского государства.
"Таким образом я чувствую, что моя известность приносит пользу, - говорит прекрасная Бесс. - Ничто из того, чем я занималась в прошлом, не питает меня так, как мое еврейство. Я его никогда не покидала, но теперь я уделяю ему все свое время. Кажется, что моя жизнь совершила полный круг и пришла туда, где я всегда хотела быть".
На первом месте Антидиффамационная Лига, затем Израиль и продажа израильских облигаций.
Она почти все так же высока и все так же красива. На вопрос о том, как достигается такая красота, она смеется. "Бог мне ее дал, и я Ему благодарна. Я не задаю вопросов".
Элеонора Шифрин, Иерусалим