Несмотря на пять лет, проведенные в оппозиции, Партия коммунистов по-прежнему остается самой крупной и самой перспективной в Молдове – если говорить о парламентских выборах этого год. О светлом будущем, внешнем векторе, всеобщем равенстве и политических клонах в интервью Ирине Астаховой рассказал лидер Партии коммунистов РМ Владимир Воронин.
- Владимир Николаевич, действительно ли 9 Мая в этом году коммунисты будут отмечать в Бельцах?
- Кто это сказал? Бельцы просто предложили альтернативный вариант, видя, какие плетутся интриги в Кишиневе вокруг величайшего Дня победы над фашизмом. Какое-то шарлатанство, мелкое хулиганство. Примар Кишинева еще в декабре прошлого года издал распоряжение о том, что 9 мая центральная площадь резервируется за либеральной партией. Как так можно?
- Насколько я помню, европейцы всегда соглашались переносить празднование Дня Европы на один день, они никогда не шли на конфликт и противопоставление праздников.
- Они и сейчас готовы праздновать 10 мая. Мы вопрос 9 Мая не сняли. Во-первых, в разговорах люди забывают, как обычно проходит этот день. 9 мая люди идут к Мемориалу воинской славы «Вечность», чтобы возложить цветы в память о погибших. Наша партия и наши сторонники – мы собираемся у Арки Победы на центральной площади Кишинева и идем колонной организованно, с оркестром, к Мемориалу. Так будет и в этом году. Это нам никто не может запретить. Но есть и другие традиционные мероприятия, которые проводятся в этот день, в том числе концерт, посвященный участникам войны, и мы будем решать, как и где будет проходить этот концерт.
- Одна из самых больших преград, которую видят на своем пути партии власти, - это партия коммунистов, и открыто говорят о том, что главное – это борьба с коммунизмом и ПКРМ. Что представляет собой партия коммунистов сегодня, через пять лет, проведенных в оппозиции?
- В этом году наша партия отмечает солидный возраст – 22 года. В 1992 году мы родились вновь, как партия коммунистов, на ярой волне антикоммунизма после распада Советского Союза. Все эти годы нас сопровождали попытки дискредитировать партию, обвинить в том, что мы, с одной стороны, возрождаем коммунистическую идею, а с другой - что мы не верны прежней теории коммунизма, которой руководствовалась КПСС.
Несмотря на все это, нам удалось построить серьезную партийную организацию. Мы завершили ее вертикальную, и завершаем горизонтальную структуризацию. Задача была поставлена – создать при всех избирательных участках партийные организации. Эта задача практически решена.
Сегодня в нашей партии три поколения: первое – это люди, которые знали, что такое КПСС, что такое Советский Союз, и может быть многие из них были членами КПСС того времени. Второе поколение – это те люди, которые вступили в партию после распада СССР, с 90-х по 2001 год, когда мы пришли к власти. Третье - молодое поколение, которое приходит в партию с 2001 по 2014 год.
На первое января этого года, по нашим внутренним статистическим данным, средний возраст члена партии – 38,5 лет. То есть, речь идет о молодой перспективной партии, хорошо организованной, структурированной, обеспеченной солидным идеологическим багажом.
Сегодня в действии порядка 24 тысяч членов партии. Но есть и те, кому 90 лет и более. Партия помогает в работе молодежной комсомольской организации. Мы им радуемся и ими гордимся - это наше подрастающее поколение, будущие члены партии. С нами также вместе работают Республиканская женская организация социалистической ориентации, Союз офицеров социалистической ориентации, Республиканский совет ветеранов, Союз ветеранов войны в Афганистане и другие организации.
- Вы сказали с «солидным идеологическим багажом». А какая сегодня идеология у партии? Ее не считают коммунистической по сути своей. Какое светлое будущее Вы обещаете своим избирателям?
- Насчет будущего, которое мы обещаем, – об этом поговорим чуть позже, в конце апреля – начале мая. Сейчас мы завершаем разработку предвыборной стратегии партии - 24 апреля на заседании политисполкома мы рассмотрим ее в первом чтении.
Небольшой экскурс в историю. Когда мы начали строить партию и назвали ее «коммунистическая», мы осознавали, что берем на себя очень серьезную ответственность за предыдущую деятельность КПСС, в том числе и за ее идейную часть. И мы должны были не только пересмотреть, но и выработать такую идеологическую программу, которая соответствовала бы сегодняшним требованиям.
Прежде всего, мы действуем в рамках суверенного независимого государства Республика Молдова, исходя из Конституции, в условиях демократии и рыночной экономики. Это наша действительность, ее следует учитывать. И у нас были очень серьезные проблемы также с атеизмом. Мы с этого начали. В наших сегодняшних программах, уставных документах мы отказались от атеизма. Свобода совести превыше всего, каждый член партии волен верить или не верить.
Дальше – мы признали равными все формы собственности – и на их базе рыночную экономику. Мы признали нормы демократического государства: свободные выборы, права и равенство всех граждан перед Конституцией, законами страны, и многие другие вещи.
- В чем же здесь коммунистическая идея, если вы признаете хищнические рыночные отношения?
- Хищническими рыночные отношения делают хищники и коррупционеры, и те, кто нарушают нормы государства. Любую идеологическую норму можно исказить и дискредитировать. Для нас главное – идея социальной справедливости и равенства. Она стара как мир.
- Но люди не равны с рождения.
- Ничего подобного. Мы с рождения все имеем одинаковые права и возможности. Потом государство делит нас на разные сословия, с разным образованием, с разным уровнем жизни. А рождены мы равными.
- Какие же могут быть равные возможности и социальная справедливость в капиталистическом обществе, где доходы разные, образование платное, медицина платная?
- Но мы же, когда руководили страной восемь лет, осуществляли на практике многие принципы социальной справедливости. Забота о детях, старшем поколении, о людях с ограниченными возможностями – через пенсии, пособия, другие формы материальной помощи со стороны государства. Индексировали пенсии, устанавливали минимум зарплаты, ниже которого предприятия не имеют права платить людям. Мы сделали серьезный переворот в медицине. Это мы ввели обязательное медицинское страхование, при котором все люди пенсионного возраста, инвалиды, дети были освобождены от приобретения медицинского страхового полиса, но получали гарантированное медицинское обслуживание. Мы серьезно занимались вопросами образования. Мы не закрыли ни одной школы, ни одного детского садика. Мы реконструировали и привели в норму более 450 учебных заведений за годы нашего руководства. Мы эту программу на основе социальной справедливости реализовывали в жизнь. Да, в условиях капитализма и конкуренции, расслоения общества на богатых и бедных. Но государство должно гарантировать человеку минимальные условия для жизни даже при капитализме.
- Должна возрасти роль государства?
- Да, но при этом государство не должно вмешиваться в работу бизнеса.
- Другими словами, партия не собирается все разрушить и на обломках строить коммунистическое общество в отдельно взятом государстве?
- Об этом даже речи не может быть, и никто не знает, как это нужно строить. Если уж так честно говорить, то и я не знаю. Но обеспечить людям нормальное существование, чтобы каждый чувствовал себя человеком в любых условиях, как бы у него ни складывалась жизнь, а она коротка на самом деле. Государство должно прийти на помощь всем.
- Как это сделать в условиях, когда большая часть активного населения уехала, когда некому создавать налоговую базу, за счет которой нужно платить пенсии и пособия, когда государство не способно обеспечить социальную сферу?
- Это возможно только при желании всего общества. Если народ хочет реорганизовать свою жизнь, он должен думать, кому предоставлять право руководить страной. Мы можем это сделать только будучи у власти. В оппозиции мы блокированы и в парламенте, и в правительстве. А коалиция у власти будет решать все вопросы так, как они делают это последние пять лет, не думая ни о чем. Когда это было, чтобы беременные женщины и матери с маленькими детьми выходили на акции протеста? Когда так организованно выступало учительство? Когда поднимались врачи? Сегодня мы стали свидетелями всего этого, потому что государство повернулось спиной к народу и не решает его вопросы.
- Вы говорите о приходе к власти, о поддержке населения. Но одна часть общества вас категорически поддерживает, другая – выступает категорически против коммунистов. Раскол общества такой сильный, что трудно даже представить, как его можно преодолеть. Сможет ли ваша партия объединить общество? Может, для начала есть смысл пойти на компромисс с «предателями»?
- Народ сам по себе не делится. Кто и во имя чего делит народ? Кому-то интересно, выгодно разделить наше общество. Они это и делают. Люди уже через столько выборов прошли, столько деятелей разных мелькает, что уже пора определиться: кто есть кто, и чего стоят его слова и дела.
Разделение общества было все 23 года, потому что мы никак не можем разобраться – кто мы на самом деле? Что представляет наше независимое суверенное государство, кто мы по национальности, какой у нас язык? Все из-за Прута подкидывают нам идеи через отщепенцев, националистов, ультрареакционеров и прочих, это все нам оттуда инспирируют.
Я почти уверен, что в предстоящих выборах даже не столько роль будут играть программы, заявления, принципы партий, - сколько политики будут идти по разделу: Европейский союз – Таможенный союз. Это опять испытание для молдавского общества. Очень серьезное испытание.
- Но коммунисты тоже колеблются, то они за Таможенный союз, то за Европейский союз. На пленуме ЦК партии 24 марта было принято решение «дружить со всеми». Насколько это реально в том внешнем окружении, в котором мы находимся?
- Мы очень давно определились: мы с молдавским обществом боремся за интересы страны, за интересы народа. Поэтому мы должны быть там, где есть интересы Молдовы, где она получит наиболее благоприятные для своих возможностей условия развития. И мы не выступаем категорически против ЕС, потому что мы действительно в 2002 году подняли знамя европейской интеграции, и мы сделали немало в этом направлении.
Если говорить по сути дела. Для нас европейская интеграция значит гораздо больше, чем просто политический лозунг. Мы видим в этом процессе всестороннее развитие государства, в том числе развитие промышленного потенциала страны, возвращение домой наших граждан, которые работают в разных странах мира, сейчас больше в России.
Кстати, когда мы пришли к власти в 2001 году, за границей было 570 тысяч молдаван. К 2009 году, когда мы ушли из власти, за границей оставалось 220 тысяч. Сейчас эта цифра превысила один миллион. 1,1 миллиона человек – по данным, которые правительство не хочет опубликовать.
И если европейская модернизация приведет к открытию рабочих мест, инвестициям, росту промышленного потенциала, подтолкнет развитие сельского хозяйства, и продукция аграриев будет востребована в странах ЕС, то кто будет возражать? Мы что сумасшедшие?
Но, к сожалению, пока мы не видим ничего, кроме общих слов и делегаций день за днем - вдруг такая пылкая любовь проснулась. Но эти декларации на хлеб не намажешь. А потерять стратегических партнеров можно легко. Давайте говорить об отношениях с Россией, Белоруссией, другими странами мира. Давайте посмотрим, какой рынок они предоставляют нам, что мы приобретаем от сотрудничества с ними.
Мы должны быть очень осторожны и внимательны: не отказываться от сотрудничества с европейцами, потому что у них есть, чему учиться. Прежде всего, совершенствовать свое законодательство, очень важен обмен опытом в юридической области.
У Европы большие достижения в области решения социальных проблем, вопросов национальных меньшинств. Нам надо перенимать все, что есть хорошего, пока нам это предлагают. И нас не надо противопоставлять.
Мы не против Европейского Союза. Мы категорически против того Соглашения с ЕС, которое нам навязывают для срочного подписания. Соглашение – чрезвычайно не выгодное, ни для экономики, ни для социальной сферы, ни для самой молдавской государственности. Представители молдавского правительства, которые вели переговоры с ЕС по данному тексту, сдали все позиции, самые чувствительные, включая конституционный суверенитет и потенциальную возможность Молдовы интегрироваться в Таможенный союз.
Хотя, если судить по последним заявлениям лидеров таких стран, как Германия и Франция, в цели ЕС такое безумие вовсе не входило. Другими словами, мы выступаем за другое Соглашение с ЕС, за другой тип партнерства. Нам действительно нужна помощь Европы в таких сферах, как реформа судебной системы, борьба с коррупцией, образование.
Что же касается вступления Молдовы в Таможенный союз, то тут наша позиция категорична. Да, Молдова должна вступить в этот союз, но этот вопрос должен решить народ на референдуме. Это не может быть решением одной, пусть самой авторитетной и многочисленной партии. Мы неоднократно ставили этот вопрос так, в том числе и в Парламенте. Но власти, предчувствуя результат такого референдума, просто боятся дать народу слово.
- А вы готовы объединить всю страну? 7 апреля показало, что есть сопротивление определенной части общества партии коммунистов.
- Главная цель 7 апреля состояла в том, чтобы не допустить коммунистов к власти. Несмотря на то, что мы получили 60 парламентских мандатов, они добились решения этой цели. Это те, кто потратил триллионы долларов на разрушение Светского Союза, те, кто в дурном сне не мог представить, что в центре Европы коммунисты третий раз придут к власти.
- Учитывая заявления Тираспольского руководства, настроения на Юге, как Вы думаете, может ли у нас повториться крымский вариант?
- Я категорически против. Подобные варианты имеют обязательно в своей основе силовой компонент, а я категорически против этого.
- Но Крым отошел бескровно.
- Крым отошел, а в соседних областях что творится? Жители этих областей смотрят на пример Крыма. Для того, чтобы такие настроения потушить у нас – надо больше внимания уделять межэтническим отношениям, Гагаузской автономии, Тараклийскому району. Чтобы законы действовали, чтобы люди были представлены в центральных органах власти, чтобы решались вопросы экономического, социального развития регионов – может, даже раньше, чем в центре. Мы об этом помнили. И первой была газифицирована Гагаузия, компьютеризированы в первую очередь школы Гагаузской автономии, университет был открыт в Комрате.
Сегодня вопросы регионального развития поднимают во всех районах. К примеру, в тех районах, где руководят коммунисты, не выделяются средства из бюджета даже на необходимые нужды. Там, где «зеленые» и «синие» – инвестиций достаточно. Но при чем здесь примар или население этого села или района?
Поэтому я хочу, чтобы выборы проходили не на основе разделения: ЕС – ТС, а на основе интересов РМ. Это главное. И в нашей стратегии и избирательных задачах главное – это развитие Молдовы. Если этому будет способствовать интеграция – любая, мы будем ее поддерживать. Мы что, можем влиять на стратегическую политику ведущих стран мира? Нет, конечно, нам это и не надо.
- Пленум ЦК ПКРМ решил возобновить протестные действия? Зачем, если скоро выборы?
- Мы будем действовать, исходя из тех решений, которые будет принимать правительство.
- Будете ли продолжать практику инициатив по отставке правительства?
- Отставки нужны в том числе, чтобы обратить внимание на проблемы, от обсуждения которых правительство уходит, и не знает, как их решать. Мы на каждом заседании парламента предлагаем включить в повестку от 5 до 15 вопросов, но правящее большинство эти вопросы отклоняет. Что нам остается? Мы должны обратить внимание народа на эти проблемы. Поэтому пользуемся конституционным правом: одна треть депутатов может потребовать отставки. Это единственное, что нам остается. Возможно, будет еще одна инициатива по отставке правительства – по вопросу социально-экономического развития страны. Я уже говорил об этом на фракции.
- Но Вы же не рассчитываете, что правительство уйдет в отставку?
- Мы знаем, что это не произойдет, потому что коалиция связана не только своими интересами, но и внешним фактором, усилиями тех, кто их создал. Они далеко не добровольно объединились в эту коалицию. Хотя они и говорят, что сделали это во имя высоких целей. Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Контрольный момент – что они будут делать на выборах? Каждая партия должна отвечать за себя. Пойдут ли они на выборы коалицией? Им выгодно идти самостоятельно – можно кивать друг на друга: демократы будут говорить, что «премьер был не наш, узурпировал власть». Либерал-демократы будут говорить, что демократы сконцентрировали всю правоохранительную систему, поэтому они не могли бороться с коррупцией. И пенсии не выдавались, потому что министр – демократ. Гимпу уже отмылся, но он может вообще не проводить избирательную кампанию. Либералам перешел электорат Народного фронта, эти избиратели никуда не денутся. А остальным надо бороться.
- Как ПКРМ будет противостоять партии с таким же названием и аббревиатурой? Ведь избиратели не искушены в тонкостях политических интриг.
- 3 января минюст отказался регистрировать партию новый клон - либерально-демократических реформаторов. Министр юстиции Олег Ефрим назначен от ЛДПМ. И в начале января он обосновывает отказ регистрировать новую партию тем, что нарушены статьи Гражданского кодекса, Закона о партиях, и других законов. Однако клон ПКРМ минюст считает возможным зарегистрировать. Сначала попробовали на либералах. Я вручил письмо главе Европейской делегации господину Пиркка Тапиола, в котором указал на избирательное отношение к применению законодательства. Сейчас мы требуем письменного ответа от минюста и затем будем подавать в суд.
- Как Вы думаете, появится ли партия демократов-реформаторов?
- Я осуждаю такие подрывные действия. Надо думать, как честно развивать партии, чтобы люди пришли в них по убеждению, с желанием что-то изменить, конструктивно, демократично, в интересах страны и народа, а не думать, как прийти к власти такими мафиозными путями. Так коррумпировали всю страну, сейчас коррумпируют и политику. Ведь это бегство из нашей партии – эти же люди не ушли в небытие. Если бы человек сказал, что он разочаровался в политике, это понятно. Но когда он уходит, потому что его перекупили, чтобы создать новое формирование… Ну и что? Зачем эти лилипутики будут путаться и избирателей путать?
И у меня вопрос к избирателям: почему они связываются с этими лилипутами? Неужели не понимают, что эти мелкие партии даже в парламент не попадут? Вот Гимпу в парламенте имеет депутатов, и что он решает? Ищет коалиции и дурит избирателей. Народ голосует за партию, но политики же не говорят избирателям: если мы пройдем в парламент, пойдем в коалицию. И получается коалиция: от левых демократов до самых крайних либералов. И какой будет политика такого объединения? Ни той, ни другой, ни третьей партии, а политика исходя из интересов коррумпированных кланов и криминальных элементов страны, которые их же финансируют в избирательных кампаниях. Вот они и отрабатывают, и себе немного, сирым и убогим, зарабатывают.