21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Руслан Попа: ПКРМ — это большой корабль, все пушки которого сгнили
30.05.2014

Андрей Гилан

На 30 ноября в Молдове намечены парламентские выборы. Редакция Allmoldova решила рассказать о некоторых действующих лицах предвыборного противостояния. Первым представляем Руслана Попа, лидера коммунистов-реформаторов, который успел привлечь к себе внимание.

Напомним, предвыборный 2014 год будет богат на политические сюрпризы. Одной из первых неожиданностей стало появление Партии коммунистов-реформаторов Молдовы (ПКРМ), которая должна стать альтернативной существующей Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ).

Партия-клон сохранила не только коммунистические идеи, но название и символику — серп и молот. Новое объединение юридически не оформлено. Министерство юстиции пока не видит оснований для регистрации коммунистов-реформаторов.

Руслан Попа, лидер свежеиспеченной ПКРМ, рассказал о том, для чего рвется к власти и имеет ли новый проект отношение к политику Владимиру Плахотнюку.

Расскажите о себе. Откуда вы родом?

Лето 1978 года выдалось в Молдавии засушливым. В день моего рождения, 19 июля, пошел дождь, который спас урожай. В тот же день у роддома собрались все собаки и стали выть. Что бы это значило, не знаю, но так вспоминает мама. Родители жили в Криково рядом с винным комбинатом. Отец работал юристом, а мать товароведом. Окончив школу, я не пошел учиться дальше - стремился быстрее повзрослеть и стать самостоятельным. Поэтому в 16 лет уже начал зарабатывать.

Как заработали первые деньги?

Мне приснился сон, что листаю газету объявлений "Маклер". На следующий день купил ее и обратил внимание на объявления о покупке и продаже квартир. Меня осенило. Первые деньги заработал на перепродаже недвижимости. Через год 60% сделок проходило через меня. Начали звонить "серьезные" люди, например, из агентства недвижимости "Triada", угрожали, требовали, чтобы я убрался с рынка.

Некоторое время вы работали в табачной отрасли.

Меня приметил и пригласил к себе директор компании Diames Grup, табачный магнат. Я решил не связываться с акулами рынка недвижимости, а перейти в табачный бизнес. Ничего тогда в этом не смыслил, но я быстро учусь. Это мое отличительное качество.

В 1998 году Diames Grup взяла в трастовое управление пять табачных заводов. В 19 лет меня, худого парнишку в кепке и в зеленом пальтишке, назначили коммерческим директором Дрокиевского табачного завода. Когда начал работу, на заводе были проблемы: он задолжал 4 млн. долларов. За три года завод стал прибыльным. Когда уходил, прибыль составляла 8 млн. долларов в год.

Тогда вы и познакомились с Владимиром Ворониным?

Да, в 2001 году я входил в "узкий круг" руководителей Дрокиевского района, был одним из тех, кто помогал Владимиру Воронину прийти к власти. Помню приезд будущего президента Молдовы в Дрокию на встречу с учителями, которую мы организовали. Рейтинг Воронина в Дрокии был насколько низок, что на встрече интеллигентные люди плевались буквальном смысле слова. Когда в 2001 году он выиграл выборы, рейтинг политика в районе достигал 70%. Придя к власти,  коммунист Воронин стал преследовать всех, кто ему помогал. Diames Grup была фактически уничтожена, тысячи людей остались без работы.

И вы в том числе?

Да, после ухода из Diames Grup не мог найти работу, поэтому принял решение взяться за учебу. Уже тогда понимал, какое будущее у электронной торговли. Поэтому решил получить образование в этой сфере. Из Москвы, где не нашел ничего подходящего, отправился в Ливерпуль. В том же университете, где я учился, получал образование и Антон, сын Виктора Шелина (лидер социал-демократической партии — прим. Allmoldova). Отучившись 3 года, я получил специальность менеджера IT проектов, нашел работу и два года жил в Англии. Вернулся на родину из-за матери, у которой были серьезные проблемы со здоровьем. Но я бы в любом случае вернулся.

Чем занялись на родине?

В 2006 году открыл в Молдове первую электронную платежную систему E-money. Это был совместный проект с Министерством информационных технологий и Mobiasbanca. Инвестиции составили более 200 тыс. евро. Рынок не был подготовлен к новым технологиям, и бизнес пришлось закрыть.

Отказались от затеи с электронной платежной системой?

Нет. После неудачи с E-money меня пригласил на работу Юрий Чайка, администратор платежной системы RUpay, которая тогда вместе с "Яндекс Деньги" и Webmoney входила в тройку крупнейших электронных платежных систем России. К 2007 году рост RUpay застопорился. Чтобы "оживить" систему, мне поручили провести ребрендинг и переоснащение технической платформы. Было непросто. Когда сотрудники узнали, что ими будет руководить молдаванин, написали заявления об уходе. В компании никого не осталось. За две недели я набрал новую команду и справился с задачей. Через пять месяцев холдинг РБК выкупил систему RUpay за 25 млн. долларов, и я оказался не нужен топ-менеджменту РБК. К счастью, получил несколько интересных предложений от Яндекса и процессинговой компании OSMP. Так как ненавижу бюрократию, выбрал OSMP, которая предложила открыть в Молдове представительство и платежные терминалы Qiwi. Решил, что, чем быть менеджером в Москве, лучше буду "маленьким королем" на родине, где смогу самостоятельно принимать решения и нести ответственность. Я вернулся в Молдову.

Поначалу все смеялись и не верили в перспективность бизнеса. Но сейчас терминалы установлены по всей республике. Я подготовил себе достойную замену и через два года покинул OSMP, чтобы открыть такую же компанию в Румынии.

Давайте поговорим о вашей политической карьере. В этом году вы заявили об открытии нового проекта, но уже в сфере политики - о создании партии коммунистов-реформаторов. Кто был инициатором этого?

Партию создала инициативная группа из 15 человек. В основном, те, кто раньше состоял в Партии коммунистов Воронина, но покинул её. Мы построили партию за месяц. Сейчас у нас представительства в 26 районах и 7 тысяч желающих вступить в ряды партии.

Почему вы выбрали название Партия коммунистов-реформаторов Молдовы (ПКРМ), ведь аббревиатура повторяет название Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Вы намерено вводите людей в заблуждение. Кто придумал название? 

Было несколько вариантов. Инициаторы остановились на названии "Партия коммунистов-реформаторов" потому, что они коммунисты. Если бы назвали партию иначе, предали бы коммунистическую идею. Мое отношение к этому очень простое: это коллегиальное решение, если большинство так решило, то пусть так и будет.

Как вы понимаете идеи коммунизма?

Моё понимание коммунизма…хм…Я не собираюсь носить цветы к памятнику Ленина. Для  меня коммунизм – это равенство шансов, равенство возможностей...

Зачем вы идете в политику?

Только для того, чтобы навести порядок и уйти. Политикой будут заниматься другие специалисты, в том числе и в вопросах идеологии… Но сегодня Молдавии нужны совсем другие люди. Хватит идеологии! Хватит доктрин! Это всё ерунда, которую надо выбросить в мусорку и забыть … У нас в партии есть секретарь по идеологии, он ею и занимается. Я организатор, делаю то, что умею. Не собираюсь быть вождем, идолом.

Хочу дать всем равные шансы и возможности, чтобы каждый человек имел точку опоры, мог расти. А государство бы его стимулировало.

Вы постоянно говорите о равенстве шансов. Как вы относитесь к сексуальным меньшинствам?

Не стыдно задавать такой вопрос?

Говорите о равенстве шансов, а подразумеваете совершенно другое. Опять вводите в заблуждение. Как с ПКРМ. Так как же вы относитесь к сексуальным меньшинствам?

Одно из первых, что сделаю, когда приду в Парламент, отменю закон о равенстве шансов.

В одной из телепередач посол Германии Маттиас Майер чётко дал понять, что Европейский Союз не одобряет намерение молдавских властей зарегистрировать "подделку под ПКРМ". Что вы об этом думаете?

Заявление меня шокировало. Дипломат другой страны сделал необдуманное заявление. Мы написали послу письмо, порекомендовав делать подобные заявления у себя дома, а здесь соблюдать правила дипломатического этикета. Когда мы объявили о создании партии, Владимир Воронин первым делом побежал в Посольство США, в Представительства ЕС и ОБСЕ, ООН и слёзно просил, чтобы власти нас не регистрировали в Минюсте.

ЕС тесно работает с США. И тех, и других, думаю, я не устраиваю, ведь у них против меня ничего нет, а Воронина они крепко держат "за одно место", недаром он не подписал "Меморандум Козака". Я им не нужен, не интересен, не выгоден, так как на меня не надавишь,  мне не прикажешь.

Скажите честно, вы - проект Владимира Плахотнюка? 

Я проект  мамы с папой. Кто "создал" Плахотнюка, тот и говорит, что я его проект.

Воронин и другие против регистрации вашей партии потому, что названия и символика схожи. То есть, иначе говоря, вы клон ПКРМ.

ПКРМ Владимира Воронина — это большой корабль, все пушки которого сгнили. Он уже не может стрелять, а только гудит. Люди ждут альтернативы партии Воронина. ПКРМ ждёт крах, а наша партия возьмёт на выборах минимум 15%. Воронин и его команда об этом знают. Поэтому у них паника и истерика.…И вообще, почему вы считаете, что мы не имеет право на существование? Разве у Воронина монополия на коммунистическую партию в Молдове? В Италии и в Беларуси по две коммунистические партии. Почему того же не может быть в нашей стране?

Если придете к власти, кто войдет в Правительство?

В будущем правительстве от нашей партии не будет министров, никого не будет. Войдя в Парламент, объявим открытый конкурс вакансий. Пригласим специалистов из России, Белоруссии, Румынии.

Какой курс, по-вашему, должна выбрать Молдова – восточный или западный?

В Молдове надо поднимать экономику, а не говорить о Европе, о России… Молдова должна дружить со всеми, но рассчитывать, прежде всего, на себя. Хватит сидеть на двух стульях! Молдова может подписывать выгодные договоры с другими государствами, но зачем ей куда-то вступать? Разве мы бараны и не можем сами управлять страной? Почему кто-то из Европы или России должен диктовать нам, что и как делать? Мы не вассалы… Я не собираюсь, как Додон (лидер социалистов Молдовы — прим. Allmodova) и другие ездить в Москву и "стучать" друг на друга.… Это страшные вещи! Буду поднимать свою страну, не оглядываясь ни на кого.

Партия – дорогое удовольствие. Сколько в месяц стоит ее содержание, кто вас финансирует?

Знаю только примерную стоимость, но цифры не назову. Партию финансируют люди из Молдовы. Среди них есть и те, кто с 2001 года финансировал партию коммунистов, но был неоднократно обманут Ворониным.

Благодарим Артура Ефремова и пресс-клуб "Социальный резонанс" за организацию встречи.


 
Количество просмотров:
1109
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.