Ксения Флоря
Гидигичское водохранилище еще называют Кишиневским морем. Оно является третьим по величине водохранилищем Молдовы после Костештского и Дубоссарского. Или четвертым - с учетом расположенного в Приднестровье Кучурганского водохранилища.
Однако Кишиневское море, построенное на Быке (четвертой по величине реке страны) стремительно мелеет. Из-за резкого сокращения водотока реки Бык и заиления за Гидигич, в последние 20 лет потерял более трети своего объема. Всерьез взяться за спасение водохранилища мешают две проблемы – отсутствие у государства свободных средств и отсутствие у водоема реального хозяина. Правительство уже четыре года никак не может определиться с тем, кто должен администрировать Гидигич.
Гидигич, который мы не построили
Гидигичское водохранилище было построено в 1962 году для организации отдыха жителей Кишинева, а также регулирования уровня реки Бык и предотвращения подтопления Столицы. И сразу же стало излюбленным местом отдыха уставших от рабочих будней советских трудящихся.
После завершения строительства водохранилища началось создание зоны отдыха, преимущественно на правом берегу. Площадь рекреационной зоны составила около 1 тыс. га, из которых 124 га было занято зелеными насаждениями. Здесь был разбит парк, организован публичный пляж со спасательной службой, лодочной станцией, пунктами питания и аттракционами. На Гидигиче функционировало несколько пансионатов и домов отдыха, два детских санатория и ж/д станция “Ромашка”, водно-спортивная база. Проводились всесоюзные и международные соревнования по гребле и парусному спорту.
В проектных разработках 1987 года зона отдыха водоема должна была получить еще большее развитие – там предлагалось построить еще несколько домов отдыха и пионерских лагерей, учебную базу парусного спорта, насосную станцию, гостиницу, гидропарк.
Потом о развитии местной рекреационной зоны заговорили в 2006 году, когда по решению горсовета Ватры проектный институт “Кишинэупроект” приступил к разработке генерального плана города и плана обустройства зоны отдыха Гидигич.
На территории, прилегающей к озеру, предлагалось построить спортивный комплекс со стадионом и небольшим парком, зону отдыха и несколько отелей. Подтопляемую зону возле дамбы планировалось осушить и также использовать под зону отдыха. А в связи с тем, что прибрежная кромка озера была сильно загрязнена, планом предлагалось сделать насыпь вдоль берега, организовать аллейную дорожку для отдыхающих, а между ней и дорогой разбить парковую зону и расширить пляж.
При обсуждении генерального плана Кишинева о Гидигиче тоже не забыли - ему отводилась роль главного места летнего отдыха жителей столицы и центральной базы для развития водных видов спорта. Но все эти проекты так и остались лишь на бумаге.
Молдавский Арал
За время своего существования Гидигичское водохранилище основательно заилилось и обмелело. Местами иловые отложения достигают 4-6 метров. Последний раз степень заиления Гидигича определялась в 1985 году. Тогда она составляла 27%. С тех пор, предполагают специалисты, она могла увеличиться вдвое. В итоге за полвека водоем потерял более трети своего объема: начался процесс обмеления и сокращения акватории, вода размывает берег, стремительно растут площади зарослей камыша.
По словам доктора биологических наук, исполнительного директора Международной ассоциации хранителей реки Днестр Eco-TIRAS Ильи Тромбицкого, этому способствовал целый комплекс причин. Основная - спрямление русла реки Бык.
Когда русло естественным образом изгибается, смываемый верхний слой почвы по пути оседает. Спрямленное русло не позволяет этому происходить: смываемая почва напрямую попадает в водохранилище. Для спасения Гидигича идеальным было бы, конечно, вернуть старое русло реки, как это происходит в других странах. Но это в условиях молдавской действительности из раздела фантастики.
Чтобы через десяток-другой лет Гидигич окончательно не заболотился, и перед Кишиневом опять не встала угроза затопления (обмелевшее озеро не сможет принять всю воду), экологи требуют провести комплекс, в принципе, очевидных мероприятий. 1) Восстановить водоохранную зону Быка и впадающих в него речушек; 2) Засадить травой, кустарником и другими растениями берега хотя бы на расстоянии 15 метров от реки, чтобы предотвратить размывание земли; 3) Ввести запрет на проведение пахотных работ в водоохранной зоне; 4) Ликвидировать незаконные водоемы, построенные на притоках реки Бык и на самой реке в последние 20 лет; 5) Восстановить водохранилище, очистив его от ила.
Но с исполнением этих пунктов большие проблемы. В 1990-х годах процесс приватизации земли затронул и водоохранную зону молдавских водных артерий. Во многих местах публичной собственности на нее практически не сохранилось. Выкупить эти земли у частников практически нереально, если не принять специальный закон об экспроприации этих земель в пользу государства с соответствующей компенсацией их владельцам.
Председатель Экологического движения Молдовы Владимир Гараба считает, что единственным выходом в этой ситуации является введение жесткого запрета на распашку земель на берегах рек и постоянное отслеживание соблюдения данного требования. “Коли получилось, что водоохранная зона во многих местах перешла в частную собственность, людей нужно убедить превратить свои земли хотя бы в пастбища”, - считает он.
С 1962 года, то есть с момента строительства, Гидигичское водохранилище никогда основательно не чистилось. В конце 90-х годов предпринимательские структуры, связавшие свой бизнес с развитием местной зоны отдыха, предприняли несколько попыток очистки дна озера в зоне пляжа, но они оказались малоэффективны.
Для комплексной очистки озера необходима мощная современная гидротехника и иловые площадки, расположенные выше дамбы. Такие аппараты – вещь не дешевая. По подсчетам специалистов, затраты по выкачиванию ила из Гидигича могут потянуть на десятки млн леев. Однако, эти суммы вполне подъемны для нашего государства.
У семи нянек…
Всерьез взяться за спасение водохранилища сегодня мешают две вещи: отсутствие у государства свободных средств и отсутствие у водоема реального хозяина.
Согласно Водному кодексу Республики Молдова, принятому еще в 1993 году, водные объекты, находящиеся в публичной собственности государства (а Гидигич как раз является таковым), управляются специальным органом, уполномоченным правительством. “Водные объекты не могут одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права на публичную собственность”, - гласит кодекс.
Однако, по сути, у Гидигичского водохранилища сегодня два основных хозяина и множество мелких.
В 1970 году право пользования водохранилищем было передано Обществу охотников и рыболовов Молдовы. В сентябре 2010 года правительство решило, что данная структура не выполняет своих обязательств, оговоренных Водным кодексом. По кодексу водопользователь обязан содержать в надлежащем техническом состоянии гидротехнические сооружения, обеспечивать освещение и охрану водоема. А Общество охотников и рыболовов с этими задачами не справилось, решили в правительстве. И передали права пользования Гидигичским водохранилищем агентству “Apele Moldovei”.
Но дальше с данным постановлением правительства стали происходить странные вещи. В Обществе охотников и рыболовов, естественно, возмутились: за 40 лет водопользования ООиРМ вложило немалые средства в зарыбление и рыбоохрану Гидигича. Как заявил тогда председатель Общества охотников и рыболовов Олег Чокой, из-за решения правительства “убыток понесут в первую очередь рядовые члены Общества, ведь это были их деньги - стоимость билетов, путевок и ежегодные взносы”.
В министерстве окружающей среды в свою очередь утверждали, что передача Гидгичского водохранилища в исключительное пользование агентству „Apele Moldovei” позволит обеспечить безопасную эксплуатацию водоема. Ведь основное предназначение водохранилища – регулирование объема воды в реке Бык в целях недопущения наводнения Кишинева, а орошение, рыболовство и отдых в списке его задач второстепенны.
В итоге постановление правительства о передаче прав пользования Гидигичским водохранилищем агентству „Apele Moldovei” так и не было опубликовано и не вступило в силу. А это значит, что водопользователем первого порядка по-прежнему остается Общество охотников и рыболовов.
В результате вокруг Гидигича сложилась парадоксальная ситуация: Общество охотников и рыболовов эксплуатирует водную гладь водохранилища, за дамбу отвечает „Apele Moldovei”, за состояние берегов и несанкционированные застройки – экологическая инспекция и местная власть. Причем не одна: прибрежная полоса по контуру озера находится в ведении населенных пунктов Ватра, Трушень, Сирец и др.
К тому же в водоохранной зоне озера построено множество объектов, что само по себе уже вызывает вопросы: в советские времена строительство в защитной полосе было категорически запрещено. Исключение делалось для пионерских лагерей и то при условии соблюдения всех технических условий, чтобы избежать загрязнения озера.
Часть водоохранной территории Гидигича еще в 90-х годах была сдана в аренду нескольким предпринимательским структурам. И сейчас на правом берегу водоема пройти к воде практически невозможно из-за многочисленных ограждений – “Частная территория”.
В общем, вокруг Гидигичского водохранилища завязан плотный имущественный клубок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это осложняет решение вопроса комплексной очистки озера или капитального ремонта плотины, которая не ремонтировалась фактически с момента сдачи в эксплуатацию и сейчас находится в аварийном состоянии. У водохранилища нет четко определенного администратора и полностью не оформлено кадастровое дело на данный учетный объект. А при таком положении вещей никто денег ни в виде гранта, ни взаймы давать не будет.
В итоге, вслед за экологами, которых беспокоит вероятность исчезновения важного водного объекта, гидрологи утверждают: Кишинев находится в реальной опасности и если в обозримом будущем не очистить озеро и не отремонтировать плотину Гидигича, возможно затопление поймы Быка и части столицы.
Понятно, что у молдавского правительства сейчас другие проблемы – и подписание соглашения об ассоциации с ЕС и предстоящие выборы в Парламент РМ. Однако проблемы окружающей среды касаются всех нас в первую очередь, и от того, как мы будем их решать сегодня, в таких условиях мы будем жить завтра. Если не принять срочных мер, Гидигическое водохранилище, которое уже потеряло более трети своего объема, может достичь критической черты.
По сведениям редакции, новый Министр экологии и охраны окружающей среды – специалист со стажем в своей отрасли, хорошо знает описанные выше проблемы и, возможно, сумеет убедить власть в необходимости срочного спасения Кишиневского моря.