23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Наши земляки: Осталась добрая память…
25.06.2014
Недавно на одном из семинаров заведующих детскими садами столицы зашёл разговор о прошлых временах и о том, как раньше решались проблемы, связанные с воспитанием дошколят. Во время горячего обмена мнениями заведующая 118-м детсадом Лидия Николаевна Прихватилова и ее коллега из 118-го детсада Таисия Николаевна Добровольская, не сговариваясь, вспомнили Майю Давидовну Васильковскую. Она руководила 68-м детским садом и, несмотря на прошедшие годы, помнят её и так же преданно любят все, кому посчастливилось быть рядом с ней. В разговор включились все бывшие коллеги Майи Давидовны. Они с благодарностью вспоминали о той продуманной методической помощи, которую она постоянно оказывала им, с восхищением говорили об её истинной интеллигентности и многочисленных талантах. Казалось, что речь идёт о живом человеке, который находится где-то рядом, стоит только его позвать…
 
«А вот Майя Давидовна сказала…»
 
С тех пор как Майя Давидовна уехала с семьей в Израиль, прошло более двадцати лет, умерла она десять лет назад, но – удивительное дело! – о ней вспоминают не в прошедшем времени. «А вот Майя Давидовна сказала…», «Майя Давидовна советует…». Чаще всего я слышала такие фразы от заведующей 68-м еврейским детским садом Светланы Михайловны Илиади, которую Майя Давидовна в своё время «сосватала» и благословила на свою должность, обещав преемнице постоянную поддержку. И слово своё держала до последнего дня…
 
О чём бы ни заходил наш со Светланой Михайловной разговор во время очередной встречи – будь то уклад жизни этого детского «муравейника», секреты важно и умно обустроенной его территории, приобщение воспитанников к языку, истории и традициям еврейского народа – Светлана Михайловна, то и дело вспоминая Майю Давидовну, каждый раз восклицала: «Вот о ком надо писать!».
 
И стало неудобно за то, что до сих пор мы не рассказали об этой – по отзывам всех, кто ее знал, – почти легендарной женщине. Она оставила о себе добрую и светлую память у многих и многих знавших ее, внесла большой вклад в становление и развитие системы дошкольного воспитания в Молдове.
 
Родом из Балты
 
Родом Майя Давидовна из украинского города Балта. Обычная еврейская семья скромного достатка. Две дочери – старшая Майя и младшая Бэлла.
Во время Великой Отечественной войны семья эвакуировалась, а когда вернулась, вокруг были только развалины и пепелища. Несмотря на все послевоенные лишения, Майя поступила в Одесский учительский институт на математический факультет, который успешно закончила. К тому времени обнаружился дальний родственник в Кишиневе, куда вскоре и переехала семья. Какое-то время Майя преподавала в школе, затем перешла на работу в 19-й детский сад. Умную, деловую, энергичную сотрудницу заметили и по заслугам оценили, предложив ей заведовать новым детским садом номер шестьдесят восемь.
 
Бывшие коллеги с особым уважением вспоминают о высокой человеческой порядочности Майи Давидовны. Обладая организаторскими талантами, будучи явно неординарным человеком, она никогда ради должности не расталкивала локтями коллег, наоборот: готова была помочь, подсказать, посочувствовать. В ее характере и поступках чувствовалась учительская жилка, но при этом она всю жизнь не только учила, но и сама училась, для нее это всегда был жизненно важный творческий процесс.
 
С 1963 по 1987 год Майя Давидовна заведовала детсадом № 68, а ее бессменным помощником, союзником и единомышленницей все годы была Светлана Михайловна Илиади, работавшая там же методистом.
 
Светлана Михайловна:
 
– Майя Давидовна была одним из тех руководителей, которые не зацикливаются на своей должности: ее душа и сердце были открыты для каждого, кто в ее совете нуждался. Недаром же она всегда была нарасхват: в ее помощи нуждались не только коллеги, но и самое высокое начальство, потому что все знали: Майя Давидовна «озвучивает» лишь то, что хорошо продумано и проанализировано ею. Вот чего она не любила, так это бесконечную писанину и отчеты бог знает о чём. Поэтому такую работу всегда выполняла я. А у Майи Давидовны и без того дел было невпроворот, потому что на ее плечах лежали и хозяйственные, и административные заботы, да только ли они…
 
Успешно занимаясь всем этим, она, тем не менее, не превратилась в затюканную хозяйственницу, сосредоточенную только на «выбивании» и «доставании» дефицита. Зная о проблемах каждого воспитанника детсада, умела тактично разбираться в семейных проблемах, а их, как всегда, было немало. Мирила и вразумляла мужей и жен, от бестолковости которых прежде всего страдали дети, а детям рассказывала о том, какие у них замечательные мамы и папы. Конечно же, она заботилась о том, чтоб детям у нас было тепло и уютно, но при этом внешнего шика и блеска, которым так часто увлекаются руководители дошкольных учреждений, не приветствовала.
 
Часто говорила: «Ковры в детсаду – не основное его достояние. Главное – приобщить детей к книге, приохотить к чтению». Моей дорогой коллеги уже нет в живых, а библиотека, собранная под ее руководством, сохранилась и пополняется. Ковры «состарились», другие красоты пожухли со временем, а книги – живут.
 
Клавдия Мазепа, бывшая заведующая 181-м детским садом:
 
– Однажды в 68-м детсаду проводился семинар. Его тема звучала так: «Облик молодого руководителя в системе образования». Всем своим обликом, умом, талантом Майя Давидовна и являла собой образец такого руководителя. Я до сих пор помню даже ее платье в белый горошек. Умница, красавица, она была для всех нас примером. Можно было заслушаться и ее речью – грамотной, но в то же время простой и логичной. Она учила меня планировать свою работу. А еще я подметила в ней одно достаточно редкое качество, свойственное далеко не всем руководителям: она не была завистливой, а потому не опасалась делиться своим богатым опытом.
А какие выставки оформлялись по ее предложениям во время всесоюзных совещаний! Это благодаря и Майе Давидовне наша республика всегда выглядела очень достойно.
 
У неё на всё хватало времени! Когда я попала в больницу, она навестила и меня, а такие мгновения запоминаются на всю жизнь… Если на совещаниях или во время встреч с Майей Давидовной мы слышали от неё: «У меня есть идея!», то можно было не сомневаться, что нас ждёт что-то оригинальное. За двадцать лет ее работы в системе дошкольного воспитания мы узнали от нашей коллеги много нового и интересного, получили столько незабываемых уроков, что их хватит на всю жизнь.
 
Так же тепло и восторженно вспоминает о Майе Давидовне работавшая в том же детсаду воспитателем Валентина Хобенко: «Одним из главных человеческих и душевных ее качеств было умение не только понять каждого, но и в нужное время и в нужном месте дать совет… Помню, как однажды одна моя коллега, желая угомонить юного неслуха, стала трясти его за плечи». Увидев это, Майя Давидовна подошла к ней и сказала: «Бывают моменты, когда и мне хочется потрясти кого-то из неслухов, но тогда я тут же сую руки в карманы».
 
Жизнь после аварии
 
А в 1983 году с Майей Давидовной случилась трагедия. Она и пятеро ее знакомых возвращались на автомобиле из Одессы, и по дороге водитель уснул за рулем. В итоге из шести человек, находившихся в машине, пятеро погибли сразу, в живых осталась только она. Майя Давидовна стала инвалидом, оказалась лишена возможности самостоятельно передвигаться, перенесла несколько сложнейших операций. Трудно сказать, что было бы дальше, если бы рядом круглосуточно, день и ночь, не находился ее муж Михаил. Как он уговаривал руководство больницы, где лежала Майя Давидовна – неизвестно, но уговорил же, и в результате ему разрешили практически жить там, что он и делал. Благодаря постоянному вниманию мужа и огромному личному мужеству самой Майи Давидовны, она, назло всем смертям, выжила и выстояла, хотя и осталась инвалидом.
 
– Но ее голова всё равно была светлой, и уж если она давала советы, то мы, ее коллеги, всегда принимали их во внимание. Я в те годы работала методистом, а вскоре после случившегося с нею несчастья она сказала мне: «Бери заведование детсадом на себя. У тебя всё получится, а я всегда буду рядом с тобой… Я плакала, уговаривала ее, уверяя, что у меня ничего не получится, – вспоминает Светлана Михайловна. – Но когда услышала от нее вопрос: «Хочешь, чтобы я еще немного пожила? Тогда решайся», то, конечно же, не смогла отказаться.
 
Израильский эпилог
 
Вскоре семья переехала в Израиль. О том, как дальше сложилась судьба этой удивительной женщины, рассказал ее сын Давид, с которым довелось пообщаться Светлане Михайловне. Жили Васильковские в Беэр-Шеве, где ещё тогда образовалась многочисленная община выходцев из Молдовы. В этом городе активно работает объединение наших бывших соотечественников, при котором в своё время был открыт кружок по изучению иврита. Но вот беда – найти преподавателя, который бесплатно учил бы новых репатриантов, оказалось делом непростым. И тогда Майя Давидовна, сама выучив язык, стала преподавать иврит. Напомним: уже будучи инвалидом! За ней преданно ухаживал супруг, хотя и пережил операцию на сердце. Майя Давидовна, понимая, какую непосильную тяжесть несёт ее муж, просто «отключила» себя от жизни. Так бывает.
 
Память о Майе Давидовне живёт не только в сердцах ее близких – мужа, двух сыновей и шестерых внуков.
 
Майя ИОНКО
 
На снимке: Майя Давидовна – первая справа.

 
Количество просмотров:
709
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.