21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Ирина Астахова: О национальных интересах и не только
31.07.2014

Андрей Гилан

В июле 2014 года Еврокомиссия потребовала от стран — членов Евросоюза, которые ранее подписали с Россией договоры о строительстве газопровода "Южный поток", отказаться от проекта. Евросоюз не скрывает: было решено наказать русских за вмешательство в украинские события. В этой истории меня поразил ответ венгерского премьера Виктора Орбана.

Он во всеуслышание заявил: "Венгрия поддерживает Украину, но будет строить "Южный поток", поскольку этот проект обеспечит нашу энергетическую безопасность. Мы поддерживаем Украину, но несем ответственность перед нашими гражданами за снабжение их энергоносителями". Представляете? Политическая элита ради интересов граждан и страны набралась мужества пойти наперекор Брюсселю. Есть еще одна интересная деталь. У Виктора Орбана никогда не было пророссийских взглядов, наоборот, он отличался нетерпимостью по отношению к России. Вы скажете, удивительные метаморфозы? Ничего подобного. Виктор Орбан отказался от узкопартийных целей ради национальных интересов. Готовы ли на такой шаг молдавские политики?

За ответом на этот вопрос я обратился к Ирине Астаховой. Редактор информационного портала noi.md рассказала, готова ли молдавская политическая элита до последнего патрона биться за национальные интересы.

Согласны ли вы с утверждением, что в международной политике нет друзей и врагов, а есть только национальные интересы. Следуют ли этому правилу молдавские политики?

Мы сегодня, к сожалению, больше говорим о друзьях и врагах, совершенно забывая о том, что такое вообще национальные интересы. Может быть, потому что внешняя политика для нашей страны перестала быть реализацией экономических интересов? Теперь она служит средством удовлетворения личных амбиций и коллективных пожеланий халявы.

Что такое удовлетворение личных амбиций – нам в очередной раз продемонстрировали на прошлой неделе, когда в разгар серии запретов на экспорт в Россию молдавской продукции президент страны торжественно наградил членов правительства и депутатов парламента. За успех в европейской интеграции. Пир во время чумы – в современной интерпретации.

А разве этого успеха нет?

Успех был бы, если бы власти провели грамотные переговоры с Россией. Или, приняв решение срочно подписать соглашение, просчитали бы все риски и разработали план мер на случай, если Россия все же реализует свои угрозы.

Однако переговоры сорваны, министру экономики, судя по всему, в России ответили отказом, никакого плана мы не видим, молдавский экспорт возвращается обратно, фермеры приступили к акциям протеста — а представители власти продолжают писать свою "историю успеха".

Мы видим, что особого успеха властей на самом деле нет. Все фикция, подмена понятий. В чем успех? В реформах? Но реформы проводятся хаотично, бессистемно, непрозрачно. Чиновники откровенно дерутся за распил фондов. И результаты по большинству направлений удручающие.

В получении виз? Да, это облегчение для граждан страны. Но в условиях борьбы за Украину грех не дать маленькой Молдове эту возможность — как перспективу для соседней страны. В подписании соглашения с ЕС? Но успех будет, если экономика страны выиграет, действуя по этим правилам. Для этого нужно очень много работать.

В чем же успех? Пока только в том, что "отрезались" от России и от ее рынка, ради завоевания которого другие страны затевают войны. Но мы так усердно кидали камни в ее сторону, что добились своего. В принципе, в сегодняшней геополитической ситуации молдавским властям и делать-то особенно ничего не надо, чтобы прослыть "евроинтеграторами".

Неужели все так безнадежно?

Нет, не безнадежно. Люди в этой стране привыкли к нестабильности и экспериментам — конечно, найдут выход. Через шок и потери. Вряд ли при этом они сразу получат то, на что делали упор пропагандисты — европейские зарплаты и пенсии. Потому что для того, чтобы достичь европейского уровня зарплат, нужно развивать потенциал своей экономики, а не рассчитывать только на помощь извне.

Однако представители власти и в этой критической ситуации ведут свои подковёрные игры. На прошлой неделе мало кто обратил внимание на очередной спектакль, разыгранный для простодушных и нелюбопытных молдаван.

Парламент ушел досрочно в отпуск и почему-то не принял пакет необходимых законопроектов. Правительство вынуждено было взять на себя ответственность за эти законы. И тут же один из депутатов-юристов заявляет о том, что это решение правительства может быть опротестовано Конституционным судом. 

В итоге на этой неделе случился скандал - после выступления председателя парламентской комиссии Вячеслава Ионицэ. Даже украсть деньги из бюджета у этой коалиции "профессионально-шито-крыто" не получилось. Устами своих же представителей власть признается, что за этими законопроектами — интересы на миллиард леев. И это откровенно не государственные, не национальные интересы. Это лишний раз демонстрирует, что накануне выборов ужесточилась борьба за влияние в банковской сфере, в судебной системе, в области контроля финансовых потоков, в которой участвуют народные избранники.

Можно ли сегодня сказать, в чем наш национальный интерес?

Это, конечно, интересный вопрос, потому что четкого и ясного ответа на него до сих пор нет. В 90-е у нас много говорили о необходимости выработки национальной идеи, которая объединит страну. Но ее  так и не нашли. Сегодня национальной идеей объявили европейскую интеграцию. Но это вектор, а не идея. Или процесс. Чего хочет Молдова, к чему стремится? Стать членом ЕС? А дальше? Чего хочет добиться, став членом ЕС?

Получается, у нашей страны нет стратегической цели, есть лишь желание воспользоваться средством — членством в ЕС. То есть, средство превращается в цель. И ради этой пока призрачной цели (потому что европейские чиновники достаточно откровенно говорят о том, что пока вопрос о членстве Молдовы в ЕС даже не рассматривается) мы готовы отказаться от того, что уже есть: от собственного производства, от рынков, от существующих возможностей. И, судя по активному сотрудничеству с НАТО, в реальности мы уже отказались от нейтралитета.

Народ Молдовы во всех бедах винит власть. Трансформируется ли она в ближайшее время?

Да, он винит власть. И сам же ее выбирает. Много лет назад одна знакомая сказала мне, что "представители власти для нас — как родственники. Пусть они ошибаются, но они все равно наши родные, мы не можем ничего поделать".

Власть не может стать ближе к народу — она часть народа. Не хочется повторять банальности, но какой раб не мечтает стать господином, есть на золотой посуде и унижать собственных рабов? За примерами далеко ходить не надо — интернет трещит по швам от фотографий неприлично дорогой собственности молдавских судей.

Сегодня во власть приходят люди, зачастую не получившие достаточного образования, не прошедшие школу государственного управления, имеющие смутное представление о государственных интересах. Когда моя дочь училась в Экономической академии, самым заветным желанием студентов было поступить на госслужбу.

И это притом, что она мизерно оплачивается. Но, в представлении студентов, они хорошо заработают на взятках и получат связи. Конечно, нельзя всех скопом записать в "кухарки", которые управляют государством. Есть и талантливые, образованные люди. Но нет процесса развития государственного управления.

В советское время государственные кадры "растили". Человек должен был поработать в разных областях государственной службы, набраться опыта, поучиться, и только потом подниматься по служебной лестнице. А у нас — вчера человек озвучивал результаты своих "исследований", проведенных на западные гранты, завтра он уже возглавляет министерство или парламентскую комиссию. Послезавтра снова готов "замутить" новый проект в окологосударственном бизнесе.

Сегодня он слесарь, завтра председатель сельсовета, а послезавтра управляет дорогами. Вчера он был нанашем на свадьбе, а сегодня уже должен пристроить всех родственников и односельчан на хлебные должности и построить шикарный дом с золотой начинкой. Так почему, по-вашему, власть далека от народа? Всем надо меняться: если люди будут развиваться, станут думать по-другому, и власть не сможет так нагло шмекерийствовать.  

Пытаются ли еврочиновники оказать влияние на наших властителей?

Да, и им, действительно, немного удается их "причесать". Но, заметьте, и вы ждете, что европейцы решат наши проблемы — повлияют на чиновников. А народ ждет, что они пересажают всех олигархов и коррупционеров. Есть хороший советский мультфильм "Вовка в Тридевятом царстве", герой которого хотел, чтобы Двое из ларца все за него делали. Правда, он очень удивился, когда они и есть стали за него. Если мы хотим, чтобы за нас все решали еврочиновники, кто тогда должен отстаивать наши национальные интересы?

Почему еврочиновники закрывают глаза на вопиющие случаи коррупции местных деятелей? Может, они ждали подписания Соглашения и теперь возьмутся за дело?

Я задавала этот вопрос нашим западным партнерам, в том числе в неформальных беседах. Они говорят: мы лишь помогаем, свои внутренние проблемы решайте сами, сами изберите во власть достойных людей, это и есть демократия.

Почему мы верим в то, что придет добрый барин и бескорыстно решит за нас все проблемы? Почему мы такие наивные?

После подписания Соглашения Молдову ждет шоковая терапия. Россия уже препятствует ввозу молдавских товаров. Почему наши чиновники все же не были готовы к такому повороту событий? Не кажется ли вам, что они наигранно изображают удивление?  

Россия не вчера предупреждала, что будут те или иные санкции. Молдова ведь уже научена горьким опытом — она пережила винное эмбарго, потеряв почти половину производства и традиционный рынок. Однако желание как можно быстрее угодить партнерам заслонило все остальное.

На сайте noi.md  мы проводим опросы читателей. На один из вопросов: "Чего вы ждете от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС?"  ответило 13 675 человек. Большая часть ждет банкротства местных производителей (42,2%) и экономического кризиса из-за ответных мер России (26,6%). Это почти 70% респондентов.

Тем не менее, власти считают, что они готовились. Реальную их работу можно увидеть, если походить на "подготовительные" мероприятия, которые они устраивают на деньги доноров. Разные там форумы с громкими названиями, на которые собираются группки "аналитиков" и "экспертов", но почти никогда нет представителей реального сектора, на которых эти форумы ориентируются.

И так реализуется часть финансовой помощи на подготовку к вступлению в зону свободной торговли с ЕС – мероприятия с громкими названиями и обедами. Потом нам говорят: на подготовку было потрачено столько-то миллионов евро и долларов, поэтому все будет хорошо. Теперь мы все должники наших внешних партнеров, которые выделяют так много помощи, а деньги просто уходят в песок.

Значительная часть внешней помощи тратится на содержание консультантов и неуклюжий пиар соглашения. Поэтому, конечно, как же без шоковой терапии? Одни тратят деньги доноров, а другие проходят через шоковую терапию. Закономерное для этой ситуации разделение труда. И в нем тоже нет национального интереса.

Согласны ли вы, что Россия подтолкнула Молдову к подписанию Соглашения, а действия российской дипломатии хаотичны и, порой, напоминают "слона в посудной лавке"?

А при чем тут российская или европейская дипломатия? Опять наше желание списать на кого-то собственные проблемы. В наших бедах виноваты все кругом. Жалуемся, что нас не любят, не хотят, но, может, сначала оценить самих себя? Взглянуть трезвым взглядом на молдавскую дипломатию? На молдавскую политику?

В информационной войне мы, по сути, встали на сторону противников России. Мы поддержали санкции против нее. Наши политики в своих заявлениях перечеркивают все, что было сделано Россией для Молдовы. Мы вовсю боремся с русским языком, запрещаем вещание российских каналов, не разрешаем показывать фильмы на русском языке, не ценим возможности, которые десятки и даже сотни лет предоставляла нам Россия. И при этом хотим зарабатывать на России?  

Надо как-то критичнее относиться к себе. Потеряли традиционный рынок — так это мы сами отказались от него. Может, наша дипломатия не сработала? В мире между странами такая же конкуренция, как и в бизнесе - побеждает сильнейший, а не жалчайший. Мы не хотим признавать очевидное: чтобы нас уважали и ценили, нужно самим развиваться, а не ждать, что кто-то пересажает коррупционеров и будет бороться за наши рынки.


 
Количество просмотров:
853
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.