Поход аграриев севера на Кишинев временно отменяется. Премьер-министр Юрий Лянкэ, возвращаясь в четверг вечером из Единец в Кишинев, свернул к Бельцам, где стояла колонна протестующих, и убедил их еще раз сесть за стол переговоров, обсудить сложившуюся в аграрном секторе ситуацию и варианты выплаты компенсаций за потери от российского эмбарго. Встреча сельхозпроизводителей с премьером запланирована на вторник, 12 августа.
Говорят, один из политиков, активно призывавших сельхозпроизводителей идти с протестом на столицу, был крайне недоволен таким поворотом событий. “Вы со мной или с ними?”, - возмущенно выговаривал он аграриям, указывая на представителей ассоциаций сельхозпроизводителей, изначально выступавших против протестных походов и маршей.
Гадание на ромашке: рассосется, не рассосется…
У председателя ассоциации сельхозпроизводителей “Uniagroprotect” Александра Слусаря двойственное отношение к нынешнему крестьянскому бунту. С одной стороны протесты - это крайняя форма, применяемая тогда, когда все остальные уже исчерпаны. А дальнейшая политизация нынешних протестных настроений аграриев, по его словам, может только повредить диалогу с правительством.
С другой стороны, считает Александр Слусарь, политизация данного вопроса сыграла роль катализатора диалога с властью - правительство испугалось.
“Изначально наши чиновники делали вид, что ничего не происходит.Видимо, надеясь, что все само собой рассосется, и терпеливый молдавский крестьянин опять все переживет. Однако на встречах с производителями и переработчиками представители правительства поняли, что не рассосется. Люди кипят. На последнюю встречу Лянкэ пришел к нам с одним месседжем, а ушел совершенно с другим. Посмотрим, как станет развиваться ситуация. Но после того, как в четверг премьер-министр пообщался спротестующими у Бельц и те согласились на переговоры, у меня возникло стойкое ощущение, что некоторые наши чиновники могут опять расслабиться”, - заявил Александр Слусарь.
Штаб по преодолению эмбарго
Чтобы чиновники не расслаблялись, а ситуация оставалась под контролем, в правительстве, при премьер-министре, считают в ассоциациях сельхозпроизводителей, должен быть образован координационный Штаб.
Вообще-то аграрии надеялись, что исполнительная власть сама, без подсказки, дойдет до такой мысли. И, создав антикризисный штаб, будет координировать ситуацию, собираясь хотя бы раз в два дня и анализируя, как обстоят дела у производителей и переработчиков, какой объем урожая удалось продать, что происходит с закупкой фруктов на переработку. Потому что уже поступают сигналы о том, что некоторые перерабатывающие заводы, приняв к сведению, что правительство согласилось погашать разницу между примерной себестоимостью плодоовощной продукции и закупочной ценой, стали еще больше снижать закупочные расценки.
Аграрии и консервщики также требуют от правительства официального признания сложившейся ситуации в аграрном секторе страны форс-мажорной с выдачей Торгово-промышленной палатой подтверждающих это сертификатов.
В принципе, все признаки форс-мажора налицо: согласно Положению о выдаче сертификата о подтверждении наличия форс-мажорных обстоятельств (оно было утверждено в декабре 2004 года), под понятием "форс-мажорные обстоятельства” подразумеваются непредвиденные обстоятельства, вызванные такими природными явлениями, как землетрясение, оползни, пожар, засуха, ураган, проливной дождь, наводнение, заморозки, снегопад и др., или социальными обстоятельствами, такими как революция, состояние войны, блокада, забастовка, запрет на импорт или экспорт на государственном уровне.
Сертификат о форс-мажоре даст агрохозяйствам и переработчикам легальную возможность отсрочки платежей - как минимум на шесть месяцев. Причем, не только коммерческим банкам, но и поставщикам пестицидов, удобрений, ГСМ. В конце концов, поговорить со всеми кредиторами агросектора о реструктуризации долгов сельхозпроизводителей премьер-министр не в силах.
Да и перед банками сертификация форс-мажорных обстоятельств – дело более надежное, чем слово премьера. “Банкиры положительно отреагировали на отсрочки по кредитам для фермеров, обещали обсудить этот вопрос и принять окончательное решение”, - заявил Юрий Лянкэ полторы недели назад после встречи с представителями банковского сектора. Однако есть сигналы, что некоторые банковские учреждения поняли обращение премьер-министра с точностью до наоборот.
Впрочем, не дожидаясь, пока правительство и ТПП подумают о констатации форс-мажорных обстоятельств, свою индульгенцию фермерам уже выписал Национальный банк. Как сообщается в пресс-релизе Нацбанка,распространенном в пятницу, 8 августа, срок задержки выплат по кредитным обязательствам предприятий аграрного сектора увеличен на 90 дней.
“Банки перейдут к оценке потерь по кредитам, предоставленным данным категориям дебиторов, если период задержки платежей по оплате кредитов превысит 450 дней, а не 350 дней, как предусматривает соответствующий регламент Национального банка о классификации активов и обязательств”, - говорится в сообщении НБМ.
Соответствующее решение админсовета Национального банка будет действовать до 31 декабря 2015 года, и применяться в отношении кредитов, выданных не позже 31 июля 2014 года, для предприятий, основной деятельностью которых является культивация, переработка, консервирование или продажа фруктов и овощей, а также виноградарство, виноделие и торговля винодельческой продукцией. Общая сумма кредитов, которыхкоснется данное решение Нацбанка, составляет 4,6 млрд. леев.
Нацбанк в качестве кредитора
Еще на первой встрече с Юрием Лянкэ, представители сельхозпроизводителей и переработчики предложили правительству несколько вариантов возмещения убытков от российского эмбарго. Например, либо компенсация выплачивается консервным заводам, предлагающим аграриям более высокие закупочные цены, либо правительство погашает агрохозяйствам разницу между примерной себестоимостью продукции и минимальной закупочной ценой. Это где-то 1,7 леев для килограмма яблок и 1,2 лея для килограмма сливы. Стороны сошлись на втором варианте.
В отраслевых организациях аграриев считают, что компенсации должны быть выплачены пострадавшим хозяйствам не позднее 30 сентября. В противном случае, когда пойдет вторая волна урожая (яблоки поздних сортов), а компенсаций на руках у аграриев не будет, “ситуация может обостриться до предела и то, что происходит сейчас, покажется только цветочками”, считает Александр Слусарь.
Тем более что вал протестного движения осенью, в случае промедления с выплатой компенсаций, будут подогревать приближающиеся парламентские выборы, чем не преминут воспользоваться в предвыборных целях различные политические силы.
Своего эмбарго на поставки фруктов и консервов из Молдовы до выборов 30 ноября Россия точно не снимет. А после выборов еще посмотрит, кто победил и на какие уступки готова идти новая кишиневская власть. Так что в интересах правительства поспешить с решением вопроса о предоставлении компенсаций.
Из каких средств исполнительная власть будет выплачивать разницу между себестоимостью плодоовощной продукции и закупочной ценой – большой вопрос. В кабинете министров рассчитывают на помощь Еврокомиссии и Всемирного банка. Однако в обеих международных структурах сейчас отпуска, а выделение средств – достаточно забюрократизированная процедура. Поэтому одним из рассматриваемых сейчас вариантов является предоставление кредита со стороны Национального банка.
Раньше кредитование правительства НБМ было довольно практикуемым явлением. Однако в 2006 году парламент внес поправки в Закон о Национальном банке, запретившие прямое кредитование Нацбанком государства. К концу 2008 года внутренний государственный долг перед Национальным банком составил 2,2134 млрд. леев.
Несмотря на законодательный запрет прямого кредитования, на сегодняшний день это наиболее реальная возможность решить вопрос с компенсационными выплатами пострадавшим аграриям. Однако для этого, а также внесения соответствующих изменений в Закон о государственном бюджете на 2014 год, до конца августа парламент должен собраться на чрезвычайное заседание.
По прогнозам отраслевых ассоциаций, урожай яблок в этом году составит не менее 500 тыс. тонн. Молдавские перерабатывающие предприятия в силах переработать не более 300 тыс. тонн. А решение Румынии в качестве жеста доброй воли приобрести у молдавских сельхозпроизводителей в сентябре 14 тыс. тонн яблок поздних сортов, особой погоды в сбыте не сделает.
Аграрный сектор, акции протеста, компенсации сельхозпредприятиям, кредитование правительства Национальным банком, Александр Слусарь, ассоциация сельхозпроизводителей.